ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

За советский истребитель летчику-перебежчику давали 1,5 млн. долларов…

Posted by operkor на Январь 27, 2010

После первых  боев за советским самолетом началась настоящая охота: США давали 1,5 млн. долларов (астрономическая сумма для 50-х годов прошлого века!) любому перебежчику. Командование ВВС США  официально признало давно известный факт: при подготовке пилотов-истребителей использовались самолеты советского производства, с которыми американцы проводили учебные воздушные бои…

Согласно сообщению подобные учения проводились с 1977 по 1988 год. Пилотировали советские машины элитные летчики-инструкторы из специальных эскадрилий, известных под общим названием Aggressors.

Для повышения летного мастерства американских пилотов были задействованы распространенные во многих странах мира истребители 1–3 поколений МиГ-17, МиГ-21 и МиГ-23 различных модификаций. 10-летняя программа, получившая странное название Constant Peg, что на американском военном сленге может означать как «вечная отсидка» (на «губе»),  являлась частью  масштабных программ повышенной летной подготовки в интересах («Красное знамя»), а также совместной программы флота и Корпуса морской пехоты   («Меткий стрелок»).

Под чужим флагом

Идея создания специальных подразделений, вооруженных трофейной авиатехникой или техникой потенциального противника, далеко не нова. Понятно, что любой самолет (танк, корабль, орудие), оказавшийся по ту сторону фронта, прежде всего, становится объектом пристального внимания ученых и конструкторов противника.

Дальнейшая судьба трофея зависит от его боевых качеств. Так, например, во время Первой мировой войны немцы скопировали и выпускали серийно удачный французский истребитель «Ньюпор-11», а германский разведчик «Альбатрос» стал в российской империи «Лебедем».

Разбив Францию в блицкриге 1940 года, те же немцы решили проблему учебно-боевых самолетов, конфисковав для этого технику противника. Позднее, в продолжение войны, в руки испытателей люфтваффе стали попадать самолеты всех воюющих сторон в более-менее заметных количествах. Со временем скопилась приличная коллекция из английских, американских и советских самолетов.

Четырехмоторные тяжелые бомбардировщики союзников (главным образом превосходные американские В-17 «Летающая крепость» и В-24 «Либерейтор») немцы свели в особую эскадру Kampfgeschwader-200 под командованием опытнейшего мастера воздушных спецопераций подполковника Теодора Ровеля.

Эскадра выполняла разного рода тайные задания типа дальней разведки или доставки агентов на Британские острова и в Северную Африку. С истребителями обошлись несколько иначе.

После дотошных испытаний и снятия летных характеристик пригодные к полетам машины в 1943 году передали испытательному спецподразделению Versuchsverband der OKL, известному также под именем «Странствующий цирк Розариуса». Это подразделение занималось демонстрацией самолетов союзников немецким летчикам.

В «цирке» присутствовали все самые опасные «хищники»: полный «зверинец» англо-американских истребителей, а в конце войны и советские Ла-5ФН и Як-3. Кочуя по аэродромам Третьего рейха, «циркачи» давали возможность строевым летчикам потренироваться в воздушных схватках в полигонных условиях. Нечто вроде поединка на реальных, но затупленных клинках.

Петух поет дважды

К сожалению, с началом холодной войны чрезвычайно ценный опыт бывшего противника приняли на вооружение американцы, тогда как в СССР он оказался практически невостребованным. Поначалу не смогли оценить его и американцы, уверенные в превосходстве своей истребительной авиации над любым противником.

Спесь с янки сбила война в Корее, когда советские МиГ-15 надрали холку «непревзойденным» F-86 Sabre. После первых же боевых столкновений за советским самолетом началась настоящая охота: США предлагали 1,5 млн. долларов (астрономическая сумма для 50-х годов прошлого века!) любому перебежчику.

Попытки захвата МиГ-15 со стороны американцев успехом не увенчались – нашим летчикам было строго приказано не залетать южнее условной линии разграничения, проходившей вдоль 38-й параллели.

Американцы решили эту задачу уже после окончания боевых действий в Корее. 20 сентября 1953 года лейтенант северокорейских ВВС Ким Сум Но перелетел на самолете МиГ-15-бис (заводской № 2015337) на территорию Республики Корея и сдался в плен. Машина была переправлена в США на авиабазу Райт-Петерсон.

В течение 1954 года пилот ВВС США Том Коллинс выполнил на этом самолете программу сравнительных летных испытаний, что позволило выявить действительный уровень характеристик основного истребителя ВВС СССР. Американские специалисты дали ему очень высокую оценку.

Справедливости ради советские специалисты, изучив трофейный «Сейбр» (правда в нелетном из-за повреждений состоянии), тоже нашли чему поучиться. Тем не менее, строевые летчики даже не были проинформированы о характеристиках самолета.

Второй раз жареный петух пропел уже во Вьетнаме, почти 20 лет спустя. Тогда северовьетнамские пилоты, подготовленные советскими и китайскими инструкторами, применяя нестандартную тактику, на своих дозвуковых МиГ-17 выходили победителями из схваток со сверхзвуковыми «Фантомами». А когда в небе над ДРВ появились сверхзвуковые МиГ-21, вооруженные самонаводящимися ракетами (к слову, ракета Р-3 была копией американского Sidewinder), американцам сделалось и вовсе кисло.

Подарки Анвара Садата

Собственно, тогда и родилась идея программы Top Gun и ей подобных. 3 мая 1969 года на авиабазе флота Мирамар (Калифорния) открылась летная школа под таким названием. Первоначально роль потенциального противника выполняли американские самолеты A-4 Skyhawk и F-5 Freedom Fighter, раскрашенные «под Вьетнам». На них пилоты и операторы тяжелых истребителей F-4 Phantom II и оттачивали свои боевые навыки.

Аналогичная школа ВВС Red Flag открылась только в 1975 году на полигоне Неллис (Невада). Здесь роль «агрессоров» выполняли пилоты 414-й учебно-боевой эскадрильи 57-го истребительного авиакрыла, естественно, тоже на американских машинах.

Именно это крыло выполняло роль красных почти во всех масштабных авиационных учениях как ВВС, так и флота. Несомненно, все это положительным образом сказалось на подготовке боевых пилотов, но американцы вдруг вспомнили о немецком опыте: им захотелось учиться на реальных самолетах потенциального противника.

Осталось только их раздобыть. Как и когда в США появились первые МиГ-17, доподлинно неизвестно, но можно предположить с высокой долей достоверности, что пришли они с Тайваня, с которым в те годы КНР вела ожесточенную воздушную войну. При этом было зафиксировано несколько случаев перелета летчиков из континентального Китая на сторону противника.

Зато первый МиГ-21 был выходцем с Ближнего Востока. Иракский летчик Мунир Редфи был завербован агентом МОССАД – красивой женщиной с целью угона МиГ-21. Угон был совершен 15 августа 1966 года. Поднявшись с аэродрома в 7.30 утра, Мунир Редфи взял курс на восток. Уже в 7.55 колеса угнанного самолета коснулись взлетно-посадочной полосы авиабазы Хацоре в Израиле.

Однако израильтяне «поделились» приобретением с США только в 1973 году, нарушив все предварительные договоренности. Основной же поток советской техники пошел за океан после 1979 года, когда после заключения мирных соглашений с Израилем Египет стал массово менять советские МиГи на американские F-16 и французские «Миражи».

Так USAF обзавелись достаточным количеством МиГ-21 и МиГ-23 и даже несколькими штурмовиками Су-21 (экспортная версия Су-17). С окончанием холодной войны все стало гораздо проще: для «спарринга» с МиГ-29 приглашаются пилоты из ФРГ, на вооружении которой состоит этот самолет, а «повоевать» с «сушками» американцы летают в Индию.

Вьетнамские американцы

А что же в СССР? Надо отметить, что и в Союзе техника противника внимательно изучалась. Первый Messerschmitt-109 СССР получил в 1938 году из Испании, оттуда же пришел и новейший на то время германский бомбардировщик Heinkel-111.

В Летно-испытательном институте ВВС, что в подмосковном Жуковском, в предвоенное время и во время войны побывали самолеты основных типов практически всех воюющих стран. Однако опыт, полученный при их изучении, в основном использовался в промышленности – до летчиков в лучшем случае доходили обобщенные указания по борьбе с тем или иным самолетом врага.

Конечно, при захвате самолета противника он изучался летчиками прямо на фронте, иногда на трофейных машинах летали на разведку или устраивались воздушные бои, но такие случаи были единичными. Между тем вполне современные американские боевые самолеты бороздили и наше небо под управлением наших пилотов.

После падения режима Южного Вьетнама на авиабазу Дананг была послана группа советских специалистов для отбора трофейных образцов американской авиатехники. Наших более всего заинтересовали легкие сверхзвуковые истребители F-5 Freedom Fighter, легкий штурмовик A-37, тяжелый транспортный вертолет CH-47 Chinook и легкий UH-1 Iroquois.

Вместе с машинами вьетнамцы передали СССР запасные двигатели, достаточный комплект запчастей и техническую документацию. К сожалению, судьба этих машин точно неизвестна, кроме того, что они подверглись всесторонним испытаниям в НИИ ВВС и ЦНИИ-30.

В западной авиационной литературе как достоверный факт преподносится наличие в СССР и двух самолетов F-14 Tomcat, якобы переданных Ираном во время ирано-иракской войны в обмен на боеприпасы к стрелковому оружию (по другим сведениям – на артсистемы). Но если относительно вьетнамских трофеев имеются свидетельства нескольких надежных очевидцев, то в отношении «Котов» ничего подобного нет.

Геннадий Нечаев

«ХРОНИКИ ЗАПОРОЖЬЯ»,  https://operkor.wordpress.com

 

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: