ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

Как украсть бюджет. Один из способов «честного» отъема денег из бюджета – финансирование местных программ

Posted by operkor на Январь 27, 2010

То, что рассказывает глава бюджетной комиссии Харьковского облсовета происходит во всех регионах Украины, поэтому нам этот материал показался интересным.  Под каким прикрытием и под какими предлогами списываются  бюджетные средства и может ли общественность бороться с этим явлением? Первыми перестали верить своим депутатам харьковчане. Именно в Харькове родился общественный проект «За прозрачный бюджет», призванный поставить процесс формирования и реализации бюджета под народный контроль.
Днепропетровск стал вторым после Сум городом, который посетила автор проекта Любовь Чуб, чтобы поделиться опытом и рассказать о результатах своей работы. Участие в семинаре приняли общественные движения Днепропетровска.

— Дело в том, что неспециалист, даже получив доступ к тем цифрам бюджета, которые «висят» на официальном сайте местного совета, не сможет ничего из них узнать или понять, – уверена Любовь Николаевна. — К примеру, там прописано: столько-то тысяч на дороги в таком районе. Но там не написано, на что потрачены эти деньги, сколько положено метров асфальта, на каких улицах.

Чтобы получить доступ к этой информации, нужно писать запросы в местные органы власти. Зачастую назначение бюджетных средств остается тайной даже для самих депутатов. Потому что, как правило, в советах только несколько человек участвуют в принятии решений. Остальные просто голосуют, как партия прикажет, причем часто пакетом, не видя, за что голосуют.

Даже если порядочный депутат обнаружит, что бюджетные средства выделяются не туда и тратятся не так, ему на заседании фракции прикажут: «Голосуем за». А если он не проголосует, к нему будут применены партийные санкции.

Пока жители, общественные организации, СМИ не научатся контролировать своих избранников, пока депутаты и чиновники не отвыкнут от того, что они в своих креслах полностью бесконтрольны и безнаказанны – бюджетные средства могу уходить куда угодно в любом количестве.

— Один из способов «честного» отъема денег из бюджета – это финансирование государственных и муниципальных программ. В Харькове сессией облсовета утверждены 182 программы, – рассказала нам Любовь Чуб. — В их числе – программы развития информационного пространства, защиты русского языка, защиты украинского языка, программа обеспечения судебно-правовой реформы, деятельности судов и так далее. Ни в одной этой программе, включая государственные, не прописано четкой цели и критериев. Пишут красивые заоблачные цели, вроде мира во всем мире, а настоящая цель – урвать денег.
В коммунальном строительстве самое большое разворовывание бюджетных средств идет на больших объектах. В проектно-сметную документацию закладываются нереальные объемы работ, включая те, которые на самом деле уже выполнены или не будут выполнены никогда. Это некому контролировать, потому что проверить весь объем проектно-сметной документации невозможно. Да и проверяющие тоже кушать хотят.

Такие хитрости в каждом ведомстве свои. Например, МЧС может брать деньги на ликвидацию последствий ЧП из резервного фонда бюджета, расходы из которого нигде не отражаются, а списывать соответствующие суммы из своего бюджета или из бюджетных программ.

Медики закладывают в смету подсиниватели и отбеливатели для больничного постельного белья, а на самом деле белье приходится приносить самим больным – легко догадаться, куда идут бюджетные средства в таких случаях. Одна из школ заявила сумму в пятьсот тысяч гривен на замену окон – реально из этой суммы было освоено только триста тысяч.

Развернув свой проект общественного контроля, харьковчане пришли к оптимистичному выводу: с данными нарушениями можно не только бороться, но и предупреждать их. Для этого необходимо, чтобы общественность принимала участие в бюджетном процессе еще на стадии его формирования и принятия бюджетных запросов. И уже потом обязательно участвовать в контроле его выполнения.

По словам днепропетровских участников встречи, в нашем городе сама идея общественных организаций сильно дискредитирована обилием «карманных» движений, которые создают под себя политики и олигархи. Тем не менее, авторы проекта готовы поделиться опытом со всеми заинтересованными. На сайте http://bereginya.kharkiv.org/ информации больше.

 ДОСЬЕ. Любовь Николаевна Чуб – депутат Харьковского областного совета. Юрист. Длительное время работала в харьковских СМИ. Член (до недавнего времени — председатель) комиссии по финансам и бюджету. Председатель общественных организаций «Бюджет» и Ассоциации женщин Харьковщины «Берегиня». Инициатор проекта «За прозрачный бюджетный процесс».

Григорий Глоба

ХРОНИКИ ЗАПОРОЖЬЯ https://operkor.wordpress.com

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: