ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

Буйный цвет маршрутной коррупции Запорожья

Posted by operkor на Февраль 18, 2010

Некоторые подробности темной стороны бизнеса в сфере городских перевозок. О проблемах городских маршрутных такси писано и сказано немало. Пожалуй, не найдётся в области ни одного СМИ, которое с большей или меньшей периодичностью не касалось бы этой, без преувеличения, больной темы. Не оставляют маршрутчиков без внимания и органы как центральной, так и местной власти, проводя месячники и спецоперации по безопасности движения «Автобус», включая в повестки дня городской сессии соответствующие теме вопросы.

Внимания уделяется много, а вот результат, как говорится, — нулевой. Со времён первых маршрутных такси, появившихся в Запорожье с конца 80-х годов, и до наших дней, каких-то заметных перемен не произошло, а некоторые проблемные вопросы даже обострились. Не улучшается качество обслуживания (ответственные – перевозчики), не повышается безопасность перевозок (ответственные – органы ГАИ), нет порядка в организации перевозок (ответственные – органы местной власти). На первый взгляд не понятно, почему в данном вопросе столь пристальное внимание и недюжинные усилия различных органов и ведомств никак не могут хоть как-то повлиять на ситуацию?

Единственным заметным изменением стало введение строгого правила посадки-высадки пассажиров только на специально оборудованных остановках общественного транспорта. Ну и что? Теперь стало ещё менее понятным и само определение «маршрутные такси». Правильным для общественного автотранспорта, перевозящего пассажиров на городских маршрутах с установленными остановками, — чем сейчас, по сути, и заняты маршрутчики, — было бы возврат к наименованию «автобус», которое подразумевает соответствующий тариф, отсутствие доплаты за скорость, комфорт и за остановку по требованию. Если «маршрутное такси» — это городской автобус, то и тариф должен быть единым, причём утверждённым городским советом, как и сами перевозки по установленным городским управлением маршрутам. Но, кому это выгодно и кому это нужно кроме нас, пассажиров и граждан? Если преследуются истинные интересы горожан, то почему переквалификация перевозчиков с «такси» на «автобусы», так не выгодна чиновникам, депутатам, офицерам милиции, служащим прокуратуры и прочим слугам народа? Значит, что-то в «нашем доме не так».

Давайте разбираться…

Несовпадение интересов власть имущих и населения – это и есть корень проблемы, так сказать, ее гвоздь. А все остальные явления и проблемы, очевидцами которых мы ежедневно являемся (хамство водителей, травматизм пассажиров, повальное игнорирование правил дорожного движения и пр.) – это уже лишь сорные побеги, бурно взошедшие из крепкой, возросшей на многолетней подпитке, корневой системы. И зная про эту, скрытую от глаз обывателя, корневую систему, становится понятно, что даже самая удачная попытка решить одну из перечисленных проблем, лишь временная мера. Через короткое время на месте вырванного «сорнячка» вырастет новый, ещё более сильный, эволюционированный и жизнеустойчивый побег. Придерживаясь агротехнической терминологии, «в случае борьбы с особо стойкими сорняками, следует изучить строение корневой системы, определить и применить особо сильный пестицид корневого действия». Вот этим и занимаемся…

Как говорит сатирик М. Задорнов, — «в основе всего лежат «бабки», то есть — деньги. А это и есть та самая «печка», от которой и следует плясать в изучении нашего предмета — корневой системы. Итак, прежде всего, ее основой является, так называемый, суточный план, выражающийся в конкретной денежной сумме, которую обязан сдать водитель своему хозяину. В зависимости от аппетита хозяина, на один борт такой план составляет от 350 до 500 гривен в сутки. При этом, не забывайте, что сам водитель тоже должен что-то заработать, чтобы содержать свою семью, а также еще и заправить «стального коня». Не знаю у кого как, а у меня в сознании тут же возникает сцена, достойная фильма ужасов, — ворочающийся в гробу скелет автора определения «норма эксплуатации» — основоположника коммунизма К. Маркса. А как тут не заворочаться, когда норма эксплуатации зашкаливает далеко за 100%!?

Вот и первый росточек на нашем «корневище». Чтобы обеспечить такую доходность своей смены водитель вынужден работать по 18–20 часов в сутки! И не просто работать, а буквально летать, обгоняя конкурентов, закладывая головокружительные виражи при заходе и выходе на остановках, постоянно распугивая стайки автолюбителей. Сутки отдохнул и снова за руль! Поневоле проникнешься уважением к такому самоотверженному трудовому подвигу. Но, одновременно с чувством уважения в сознание сочится и чувство страха, ведь чего можно ждать от такого мастера «высшего пилотажа» в конце смены? Какая уж тут профилактика ДТП! Человек начинает смену абсолютно здоровым, что, кстати, фиксируется в путёвке, а заканчивает в полубессознательном состоянии, известном в народе как «состояние выжатого лимона».

Безопасность перевозок на наших маршрутных такси не выдерживает никакой критики. Постоянно мы слышим о ДТП, с участием маршруток. Вот недавно, 25 ноября, прямо на проспекте Ленина, на остановке «Малый рынок», в результате резкого торможения водителя, в салоне микроавтобуса «Мерседес» упала женщина и сломала позвоночник. Это как же нужно маневрировать на дороге, чтобы такое допускать! А ведь такое «экстренное маневрирование» мы наблюдаем каждый день, и это становится нормой, а на многочисленные замечания пассажиров водители практически не реагируют.

А вот и показался второй росток – хамство водителей, а за ним и третий – отказ перевозить льготников. После 15-ти часового непрерывного экстремального вождения, как говорится, и кролик залает, а каждый льготник для шофера – это ещё 10-15 минут каторги. Не зря поётся в популярном хите группы «ТИК»: «Кто-то спросит, а где тут гуманизм? А люди страдают…» (авт. перевод)

Вопрос: кому это нужно? Однозначно, что не нам – пассажирам! Ведь очевидно, что и сам водитель предпочёл бы, предписанную КЗоТом 12-ти часовую смену при меньшем плане или меньшей степенью эксплуатации, но при том же заработке. Значит, есть кто-то ещё, чьи интересы гораздо важнее первых двух и кто так ропщет за сохранность корневой системы? Кто же он? Мироед-хозяин? Не совсем так…

Число фирм, специализирующихся на пассажирских автоперевозках в Запорожье исчисляется десятками. Со многими руководителями этих предприятий приходилось знакомиться и общаться лично. Конечно, живут они лучше своих водителей, но отнести их к счастливым обладателям сверхприбыльного бизнеса, — язык не поворачивается. В большинстве своём – это типичные представители, так называемого, среднего класса. Редкое исключение составляют разве что руководители крупных АТП, с унаследованными ими в частную собственность всех активов этих предприятий бывшего СССР (например, известная в городе династия Глухеньких). Но и эти люди особых излишеств, знакомых нам по телепередачам из жизни высшего общества, себе не позволяют. Может быть, лгут?

Посчитав навскидку, казалось бы, что действительно врут. Судите сами. Даже совсем небольшой автопарк в десяток микроавтобусов, из приведённых выше расчетов, даёт в месяц доход порядка 100 тысяч гривен, что по нынешнему курсу соответствует 12 тысячам долларов США. Справедливости ради, вычтем отсюда совсем небольшой налог частного предпринимателя (а почти все они – ЧП) и по 30 гривен, уплаченных в Пенсионный фонд за каждого водителя. Получается, что при всех вычетах, все равно,  сумма чистого дохода с автопарка никак не меньше 10000 долларов в месяц. Жить бы и не тужить, но почему-то не выходит! Вот мы и подошли к самому большому «вычету», о котором ни один хозяин и ни один руководитель вслух не скажет.

И здесь, как нельзя кстати, уместным окажется второе изречение сатирика М. Задорнова — «бабками делиться надо!». Уже слышится вопрос наивного читателя, — понятно что надо, а с кем? А с тем, от кого напрямую или даже косвенно зависит разрешительное право на этот бизнес или защита от конкурентов и государства. И «бабками» делятся.

У водителя маршрутки должны быть при себе следующие документы, которые выдаются соответствующими уполномоченными органами:

  • лицензия на перевозку пассажиров (лицензионная карточка), выданная территориальным органом центрального аппарата исполнительной власти на транспорте – лицензионным бюро;
  • талон ГАИ о прохождении техосмотра (техосмотр 2 раза в год);
  • договор с горисполкомом и разрешение на право обслуживания соответствующего маршрута;
  • маршрутный лист с отметками о прохождении предрейсового медицинского (ставится врачом) и технического (ставится механиком АТП) осмотра;
  • страховой полис обязательного страхования ответственности автовладельца;
  • билеты и книга учёта расчётных операций.

Перед вами список, так сказать, первоочередных получателей, от которых напрямую зависит ритмичность и регулярность пассажирских перевозок в Запорожье. Кроме этого, обратите внимание на последнюю позицию в списке, надо обезопасить себя от притязаний контролирующих государственных органов в лице налоговой инспекции и милиции, в ведении которых находится контроль за выдачей билетов. Каких ещё билетов, воскликнет удивленный читатель и будет абсолютно прав. За редким исключением билетов маршрутных такси никто из пассажиров в глаза не видел. Водители их просто не выдают. И понятно зачем. Ведь, если нет учёта и контроля выручки, то и густая налоговая «тень» за маршруткой надёжно скрывает всю «оборотку».

Отсутствие у пассажиров билетов имеет ещё одну нелицеприятную особенность. Известно, что в Украине действует обязательное страхование пассажиров. Наличие страховки определяется наличием у пассажира соответствующего билета. Другими словами, если нет билета – нет страховки. И эта страховка не имеет отношения к «автогражданке», которая не обеспечивает полноценной страховой защиты, а действует только в случае вины водителя маршрутки. И вот за то, что контролирующие органы не замечают безбилетников, будьте уверены, тоже надо платить.

Это уже не росток, но ещё и не цветок – это цветоножка, питающая соками сочный бутон ускоренного созревания. Бутон не медлит раскрыться и вот пред нами предстает во всей своей красе роскошный махровый цветок ядовитого ярко-фиолетового цвета. Это — цвет коррупции, причём самой страшной, — вертикальной, которая исходя от корней, тянется и дотягивается до самых осиянных вершин государственной власти, — парламентского «лобби», высочайших кабинетов министерств, секретариатов и канцелярий. Цветок с острым запахом бумажных купюр. Выброс купюрных ароматов вверх производится через темную сторону системы автоперевозок — «крышевание».

Схемы «крышевания» разнообразны и порой не так просты, но все они характеризуются общим принципом: «один с сошкой – семеро с ложкой». Рынок городских перевозок полностью подконтролен городской администрации, решающей на основе тендеров, кому выдавать право на обслуживание маршрутов. Мелкий предприниматель-«частник» не имеет никаких шансов работать самостоятельно, поэтому вынужден искать себе «крышу» у официальных владельцев маршрутов. Владелец маршрута может заключить с владельцем микроавтобуса договор о совместной деятельности и продать ему право работы на своем маршруте.  Также, существует схема, когда владелец маршрута заключает договор аренды машины у ее хозяина, а его самого оформляет к себе как наемного шофера. Ясно, что аренда микроавтобуса – сделка фиктивная, а водитель ежедневно выплачивает «владельцу маршрута» часть денег из собранного «урожая».

А вот вам пример одной из теневых операций в маршруточном бизнесе. Хозяин одного из запорожских маршрутов, кстати, уроженец бывшей солнечно-горной республики, имеет парк из десяти зарегистрированных машин, но ежедневно на маршрут выходит порядка 28-30 автомобилей, причем все, как правило, с оформленными путевками. Вопрос: откуда взялись «фантомы», почти втрое превышающие количество легальных машин на маршруте?

По официальным данным, на сегодняшний день держателями лицензий является 455 субъектов хозяйствования, а количество машин, занятых в сфере перевозок, составляет 3275 единиц. Но, наверняка, что неофициально этот автопарк значительно больше. Превышение количества зарегистрированных машин на маршруте – явление частое, а отсюда мы имеем переполненные остановки, оборудованные, а точнее совсем не оборудованные под такое количество микроавтобусов. Раз так происходит, и это нарушение считается нормой, значит это кому-то выгодно.

А некоторые маршрутные линии Запорожья уже известны в узких кругах, как имеющие ярко-выраженный окрас под цвет своей «крыши». Благодаря крепким родственным связям хозяина такого маршрута с высокопоставленным должностным лицом одной из силовых структур, водителям такого маршрута позволено работать сверх временной нормы смены. В среднем, смена водителей на этом маршруте начинается в 4.00 утра, и заканчивается в 02.00 ночи. Причем, после официального окончания смены (полночь) водители катаются уже без путевок. Суточные планы – 500 грн с борта.

Одними из самых «жирных» являются самые длинные и, соответственно, доходные маршруты, пролегающие через весь город от Космоса до Осипенковского, и некоторые из них можно назвать «прокурорскими», в соответствии с нашей классификацией принадлежности «крыши». Суточные планы на данных маршрутах составляют от 400 до 450 грн.

Наиболее циничным выглядит сознательное втягивание в коррупционную карусель самих водителей через, так называемую, систему «звонок другу». Эта система работает, когда у водителя есть влиятельный личный покровитель, как правило, из числа офицеров МВД. Если на водителя составляется протокол за нарушение ПДД, достаточно незамедлительно позвонить «другу» и протокол таинственно исчезнет, а вместе с ним и административный штраф. Красота? Нарушай, сколько хочешь! Однако участие в игре платное и стоит от 200 гривен в месяц. Считай, что одну смену водителю нужно отработать на «доброго дядю».

Теперь понятно, какой цветочек у нас вышел и как он называется? Не догадались ещё? Вот ещё пара штрихов к портрету… Он самый высокий в поле и даже в засуху всегда ярко-зелёный. Опять не узнали? Ну, тогда последнее… Он ещё надёжно защищён острыми и длинными шипами-колючками, и недоступен для нежных рук и коровьих языков. Отгадали? Верно! Это — чертополох – царь бурьянов, в наших широтах ещё именуемый будяком. Подходить близко – само по себе опасно, а тем более трогать его весьма и весьма болезненно. Поэтому, большинство предпочитает просто любоваться со стороны и подобру-поздорову идти своей дорогой.

Но, как же быть, что делать, ведь зарастёт всё поле! Где взять тот убийственный пестицид корневого действия? Для нас, простых граждан, рецепт содержится в Конституции. Народовластие осуществляется через выборы. И народ должен мудро этот выбор сделать. Только так, — под корень, через победу над коррупцией, возможно, навести порядок в отдельно взятой системе городских пассажирских автоперевозок.

 Белая Стрела

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: