ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

Е. Карташов: «Я бы не сказал, что Богуслаев меня не поддерживает…». Часть 1

Posted by operkor на 31 марта, 2010

В политической борьбе за власть в Запорожье близость к Партии регионов, БЮТ или другой парламентской силе никогда не была решающим фактором. Конфликт между двумя самыми влиятельными  финансово-промышленными группами, «Запорожсталью» и «Мотор Сичью», зарождавшийся во времена СССР, актуален и поныне. На фото «ХРОНИК» слева направо: нардеп Ярослав Сухый, глава «Мотор Сичи» Вячеслав Богуслаев, Президент Украины Леонид Кучма, председатель Запорожского облсовета Владимир Березовский и губернатор Евгений Карташов…Обе ФПГ владеют мощным медиаресурсом, «своими людьми» на уровне городской, областной и центральной власти и от выборов к выборам сталкиваются в беспощадной информационной войне на взаимное уничтожение. Карташов — однозначный представитель металлургов. На посту мэра он время от времени пытается наладить отношения и с «мотористами», но до примирения между двумя ведущими группами еще далеко.

Часть 1. Закаленный сталью

— По промышленному потенциалу Запорожье не уступает Донецку и Днепропетровску, но похвастать консолидированной политической группой город не может. Почему так произошло?

— Запорожье десятилетиями развивалось вокруг крупных промышленных предприятий, каждое из которых является не только экономическим, но и политическим центром влияния. Руководители этих предприятий стали настолько сильными политическими игроками первого эшелона, что у них не возникает необходимости решать какие-либо проблемы сообща. В итоге город действительно не имеет единого политического лобби. Но в этом много и хорошего. Здесь представлены интересы различных бизнес-кругов — донецких, днепропетровских, российских. Это дает возможность городу устойчиво и динамично развиваться. По объему производства на душу населения Запорожье в Украине уступает только Киеву.

— Правда ли, что время от времени люди «со стороны», назначаемые губернаторами Запорожской области, предпринимают попытки все-таки сформировать единую запорожскую группу и прекратить вечное противостояние по оси «Запорожсталь» — «Мотор Січ»?

— Эти люди приходят и уходят, а город продолжает жить по-своему. Вряд ли уже можно что-то кардинально изменить. Но я бы не сказал, что между моторостроителями и металлургами происходят постоянные стычки. Внешне отношения у них хорошие. Я часто встречаюсь и с Виталием Сацким (председатель правления ОАО «Запорожсталь»), и с Вячеславом Богуслаевым (почетный председатель правления ОАО «Мотор Січ» ) — они действительно разные. Богуслаев настроен объединить под своим крылом весь мир. В экономических интересах у них разногласий нет, а что касается политики, то группа «Запорожсталь» к ней не очень-то и тянется.

— Тем не менее между этими двумя группами время от времени вспыхивают мощные медиавойны. И главная их причина — борьба за власть в городе, не так ли?

— Я отношусь к таким войнам как к определенной расстановке сил в городе. Ее уже не изменишь. Но как мэру мне удается сотрудничать с обеими этими группами. Я бы не сказал, что Богуслаев меня не поддерживает. Тем более всем известно, что у меня за спиной такой мощный комбинат, как «Запорожсталь». Когда шел на выборы, я об этом открыто заявил.

— Группа «Запорожсталь» в политике себя ведет как довольно «всеядная» сила. Ее представителей можно увидеть как в Партии регионов, так и в БЮТ. Это просто трезвый расчет в интересах бизнеса?

— В группе есть общая внутренняя линия, а с какой политической силой она реализуется — не так важно. Почему хорошо быть беспартийным мэром? Это дает возможность легко войти в любую политическую среду. А если четко придерживаться одной политической силы, ее нужно постоянно финансировать, давать туда своих людей — это нерационально. К тому же, если посмотреть на любую партию, становится понятно, что там почти все решает один человек — ее лидер. И этим партии себя окончательно дискредитировали. А у «Запорожстали» все прозрачнее. Если у нее есть интерес, чтобы все деньги экологического фонда оставались в распоряжении горсовета (сейчас около 60% средств экологического фонда распределяет облсовет), то эта цель будет достигаться, несмотря на цвета партий.

— Но разве то, что люди «Запорожстали» представлены в разных политических лагерях, не означает, что на выборах придется давать деньги и тем, и другим?

— Это реальность, и закрывать глаза на это не надо. Такой уж исторический этап мы переживаем, что путем перераспределения средств усиливается партийное влияние. Нам этого не избежать.

Авторитетный актив

Евгений Карташов владеет миноритарными пакетами акций «Запорожстали» и банка «Металлург», и формально этими активами его состояние ограничивается. На самом же деле мэр Запорожья является одной из ключевых фигур группы «Запорожсталь», располагающей разветвленным бизнесом не только в металлургии, но и в финансовой, торговой, фармацевтической, кондитерской отраслях и владеющей дюжиной СМИ. От выборов к выборам за него агитируют местный телеканал ТВ-5, газеты «Индустриальное Запорожье», «Запорожская Сечь», «ГорожанинЪ», «Улица Заречная», а также ряд запорожских интернет-сайтов.

СМИ оппонентов приписывают Карташову владение металлургическим комбинатом в Македонии (в этой стране, кстати, живет семья его дочери), но сам он обещает подарить свою долю на этом предприятии любому, кто сможет эту причастность доказать документально.

Как бы там ни было, очевидно, что на посту мэра наш герой получает максимальную поддержку со стороны главных акционеров «Запорожстали» — Эдуарда Шифрина, Алекса Шнайдера и Игоря Дворецкого. При этом он может рассчитывать на помощь с их стороны: как политическую—во время избирательных кампаний, так и финансовую— в виде средств на различные социальные проекты горадминистрации.

Сформировалось это влияние Карташова в начале 1990-х. Тогда он возглавил внешнеэкономическую торговую фирму « Запорожстали » и начал отбирать из десятков молодых агрессивных предпринимателей тех, на чьих плечах можно было бы построить эффективную трейдерскую сеть. Удержавшись от соблазна создать собственную «прокладку» между комбинатом и потребителями металла, Карташов упустил возможность заработать сотни миллионов долларов.

Но взамен приобрел безусловный авторитет в деловых кругах Запорожья. Собственно, именно поэтому он и его главный партнер Виталий Сацкий удержали влияние на «Запорожсталь» не только после ее приватизации, но и при последующей продаже нынешним основным собственникам — Эдуарду Шифрину и Алексу Шнайдеру. От добра добра не ищут — новые хозяева компании прекрасно понимают, что лучших менеджеров для управления и политического прикрытия промышленного гиганта, чем Карташов и Сацкий, им не найти.

-Вы стояли у истоков создания сети торговых посредников вокруг « Запорожстали». При вас встали на ноги такие известные бизнесмены, как Эдуард Шифрин, Алекс Шнайдер, Андрей Иванов, Василий Хмельницкий. Но сами крупным трейдером вы не стали. Почему?

— Наверное, я действительно мог бы стать крупным трейдером, но нужно было выбирать — деньги или власть, бизнес или управленческая работа. Трейдерским бизнесом могли заниматься менеджеры, которые в структуре его управления находились как бы на окраине. А я всегда был в центре. До приватизации заниматься трейдерством руководителям «Запорожстали» было запрещено по закону. Когда же президент Кучма предложил мне возглавить область, мысли о бизнесе ушли в сторону. Я считал, что могу состояться на государственной службе. Мне это больше импонирует.

— По какому принципу вы отбирали бизнесменов, через которых реализовывала свою продукцию «Запорожсталь»?

— Преимущество получали те, кто уже владел сетью реализации металла. У Шнайдера, например, такая сеть была, и через нее работа пошла очень хорошо.

— Но, помимо Шнайдера, у вас наверняка были и десятки других предложений?

— Это был особый период. Ко мне в кабинет тогда ринулись самые разные люди, их нужно было раскусить. Своей базы реализации у нас не было, мы приняли решение опираться на компании, имеющие мировые имена. Хотя работали и разово с некоторыми украинскими бизнесменами.

Кстати, Юлия Владимировна Тимошенко тогда тоже приезжала покупать чугун — и она его получила. В основном же доверие трейдеры завоевывали предоплатой. Если расчеты идут исправно, человек получал металл без проблем. В бизнесе главное — доверять человеку. Но это доверие нужно заработать.

— Были случаи, когда и вам для продвижения продукции «Запорожстали» приходилось завоевывать чье-то доверие?

— Помню, когда все бросились вывозить металл, порты были забиты. Железнодорожные составы стояли полными — ни туда, ни сюда. Я выехал в Ильичевск, чтобы решить проблему. Это совпало с периодом парламентских выборов. Бизнесмен, контролирующий порт, как раз баллотировался в депутаты по мажоритарному округу.

Я сказал ему, что готов лично агитировать за него — при условии, что мы получим договор с эксклюзивным правом на внеочередной прием нашего металла. Он согласился. Мы подписали договор с начальником порта и потом в паре с певцом Павлом Зибровым неделю ездили и агитировали. Семь дней я отработал на этого кандидата в депутаты. Там, где мы с Зибровым появлялись, он выигрывал избирательную гонку.

 — После приватизации «Запорожстали» контроль над комбинатом перешел к знакомым вам людям, но новая метла все равно метет по-новому. Пришлось с ними заново договариваться?

— Со мной уже не договаривались, поскольку я уже тогда занялся политической деятельностью. Но могу сказать, что комбинату очень повезло, что пришли именно эти акционеры. Это ребята достаточно высокой культуры, они обладают стратегическим мышлением. Кстати, у «Запорожстали» сохранилась вся социальная инфраструктура—дом культуры, базы отдыха, детские сады, медсанчасть. Хотя во многом это заслуга Сацкого. Это он дисциплинировал новых акционеров. Сацкий не будет просто гнаться за деньгами, не думая о рабочих и предприятии.

— Выстроенная вами система трейдеров после смены собственника была обречена на перераспределение. Это не привело к конфликтам?

— К тому времени в сети трейдеров уже были все свои. Сложности возникали разве что из-за конкуренции с ММК им. Ильича. А внутри трейдерской сети между бизнесменами отношения были стабильными.

— Без вашей поддержки нынешние владельцы «Запорожстали» вряд ли добились бы столь крупного успеха на ниве бизнеса. Именно поэтому с этой группой у вас сохраняются хорошие отношения?

— Так уж сложилось. Но, честно говоря, после того как я стал губернатором, времени на комбинат не осталось. Нужно было убедить президента снизить тарифы на электроэнергию для Запорожского алюминиевого комбината. Затем искали инвестора для нашего «АвтоЗАЗа». Кстати, как показало время, решение отдать предпочтение инвестиционным проектам Тариэла Васадзе оказалось правильным. Меня, кстати, в мэры оба раза выдвигал именно «АвтоЗАЗ». В общем, я в тот период больше занимался другими предприятиями, чем «Запорожсталью».

Продолжение следует

ВД

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: