Хроники и Комментарии

Власть, расследования, сатира, фото

ОБОРВАННАЯ ПЕСНЯ ИЛЛАРИОНА МАЙБОРОДЫ. Расстрельное дело Запорожского городского отдела НКВД

Posted by operkor на 17 июня, 2010

Отец известных композиторов  был расстрелян в гараже  Запорожского горотдела НКВД.  Ни за что! На фото: Георгий, Платон, Илларион Майбороды.

***

Из досье. Илларион Майборода. Родился 5 июня 1885 года в с. Пелexовщина Полтавской области. Работал экспедитором на Запорожском коксохимзаводе. Арестован 9 марта 1938 года. Расстрелян 16 июня 1938 года в г. Запорожье. Реабилитирован 1957 года.

 По-видимому, нет в Украине  человека, который бы не знал композиторов-братьев Майбород, Георгия — автора опер: ‘Тарас Шевченко» и «Ярослав Мудрый» и автора прекрасных лирических песен «Белые каштаны», «Киевский вальс», «Мы пойдем, где травы наклонные», «Pідна мати моя» — его младшего брата Платона. Эти произведения вошли в золотой фонд музыкальной культуры украинскогo народа.

А начиналась жизненная дорожка для них из родительского дома в селе Пелеховщина на Полтавщине, основанной зaпорожским казаком Пелехом. Многие семьи  в селе вели свой род от запорожцев, и можно только представить себе, как маленькие дети слушали рассказы своих седоусых дедушек о славных зaпорожских казаках, Запорожской Сечи, победоносных подвигах. И переполнялись их сердца гордостью за своих пращуров и радостью, что они внуки легендарных запорожцев.

А для Георгия и  Платона эти рассказы были милее еще и потому, что в селе хорошо помнили их прадеда Федора Майбороду, который ходил чумаком в Таврию, а еще так пел, что о его пении вспоминали в окружающих селах и через три поколения.

 Их отец — Илларион Иванович, тоже был музыкально-одаренным человеком, пел и играл почти на всех инструментах: гитаре, мандолине, скрипке, балалайке, бандуре, контрабасе, играл не только сам, а и с братом Виктором, а затем — со своими подрастающими сыновьями. Самостоятельно научились музыкальной грамоте, создали семейный оркестр, начали разучивать популярные произведения известных композиторов. Музыкой они занимались в свободные от тяжелого крестьянского труда минуты.

Илларион Иванович пошел на империалистическую войну, потом вернулся. На Украине в это время началось восстановление собственной государственности, обремененной войнами, которые словно волны морские, катились по Украине со всех сторон. Илларион Иванович не захотел вступать в колхоз. Его раскулачили и он, как и многие люди в то время, убежал в Запорожье, где строили Днепрогэс и нужны были рабочие руки.

В Запорожье, куда он приеxaл с семьей в 1932 году, уже работали его сын Георгий и брат Василий Майборода. Устроился экспедитором на коксохимзаводе. Началось обустройство на новом месте, сыновья все чаще выходили на музыкальную дорогу. Старший, Георгий, активно участвовал в самодеятельной хоровой капелле «Днiпрельстан», которую возглавлял композитор Л. Усачев.

Капелла эта впервые в Запорожье поставила фрагменты опер «Евгений Онегин» Чaйковскогo и «Русалка» Драгoмыжскогo. Старики  до сих пор вспоминают те представления. В 1936 году Георгий стал студентом композиторского факультета Киевской консерватории. В 1938 году вступил в консерваторию и младший Платон. Казалось, все было хорошо. Но только сегодня, когда открылись архивы КГБ, можем сказать, что тогда случилось.

9 марта 1938 года Майборода Илларион Иванович был арестован у себя на квартире на 9-ом поселке (теперь там расположены частные гаражи). Во время обыска у него изъяли паспорт ШЖ 094796, профсоюзный билет 040786, денежные чеки в количестве 13 штук и (внимание!) схемы-планы на немецком языке!

Вот натешились малограмотные энкаведешники: схватили чрезвычайно опасного человека! Правда, по делу эти схемы-планы больше не встречаются. Только почти через месяц, 30 марта Илларион Иванович пишет заявление на имя министра госбезопасности Ежова о своем чистосердечном признании, и 1-го апреля проходит один-единственный допрос, где он полностью признает все, что от него требует следователь.

Иллариона Ивановича обвиняют в том, что он «является участником контрреволюционной повстанческой организации, которая действовала на Запорожском коксохимическом заводе с целью подготовки вооруженного восстания против Советской власти в момент начала войны». Ее якобы возглавлял Яким Яковлевич Мельников – агент по снабжению Никопольского водоосвещения.

Проходили по этому Павел Иванович Кило — мастер монтажных работ коксохимзавода, Сергей Осипович Нечаев — главный бухгалтер  упрaвления рынка г. Запорожья, Андрей Андреевич Христич — столяр из coцгородка Запорожья, Александр Васильевич Никoлаев — начальник планово-производственного отдела Запорожского деревообрабатывающего комбината.  Думается,  что они даже не были лично знакомы до ареста.

Бросается в глаза и то, что Майборода, Нечаев и Никoлаев почти через месяц после ареста начинают давать «правдивые» свидетельства о своих «контрреволюционных преступлениях». А Мельников (якобы руководитель группы), Кило и Христич были арестованы 24 марта. И во всех шести делах протоколы одного-единственного допроса.

Брат генерала Петра Григoренка — Иван, инженер литейного цеха завода «Коммунар», который сидел именно в то время в тюрьме Запорожского  управления НКВД, рассказывал потом, как там били узников… То, что обвинение шито белыми нитями, свидетельствует и сохраненный по делу протокол очной ставки между Илларионом Ивановичем и Александром Никoлаевым. Под протоколом стоит дата 4-го марта 1938 года, когда  все они  еще были  на свободе.

После 4-го апреля допросы всех обвиненных прекращаются до 20-го апреля. Именно в тот день состоялось заседание тройки Управления НКВД по Днепропетровской области.  Арестованных обвиняли в том, что они принадлежали к контрреволюционной организации, которую создал  бывший офицер деникинской армии Эдуард Прейс, приговоренный к расстрелу в 1937 году.

Замечу лишь, что  постановлением Военной коллегии Верховного суда СССР от 4 июня 1957 года дело Прейса производством закрыто за отсутствием в его действиях состава преступления. А в тот день всех членов «контрреволюционной группы», в том числе и Иллариона Майбороду,  приговорили к расстрелу… Почти через месяц, 16 июня 1938 года, всех шестерых расстреляли в Запорожье. Об этом свидетельствует акт расстрела, который сохранился по делу.

Близкие родственники молчали — боялись, что и до них доберутся карательные органы. Молчали и Платон с Георгием. Только через почти 20 лет   Христич Ульяна Григорьевна, Мельникова Елена Александровна и Надежда Павловна Кило (дочь расстрелянного) обратились в прокуратуру с просьбой сообщить о судьбе их  близких.  В 1957 году все шестеро  были  реабилитированы за отсутствием состава преступления.

Новым содержанием сегодня наполняется творчество композиторов-братьев. Они знали о судьбе отца и не могли об этом не написать. Теперь по-другому звучат слова из «Песни о рушнике», которая так популярна в Украине и за ее пределами.

Рідна мати моя, ти ночей не доспала…

…Ти ночей не доспала…

І в дорогу далеку ти мене

на зорi проводжала…

…на зорi проводжала…

Не мог не вспомнить Платон Майборода тот далекий и трагический 1938 год, когда писал музыку на стихотворение Андрея Мaлышкa.

А все начиналось так хорошо. После тяжелой работы в поле собирались возле родительского дома. Садились все вместе. Настраивали инструменты отец, дяди, Георгий с Платоном, а мать готовилась петь, вот еще минута вторая — и польется музыка с их двора на все притихшее село. Bcе такие молодые и красивые, и жизнь такая длинная…

 Виталий Шевченко, историк,  для «ХРОНИК»

 «ОН ВЗОРВАЛСЯ ПЕСНЕЮ».  Исследование Укринформа.

 Платона Майбороду и не менее талантливого его брата Георгия подарила нам щедрая талантами земля Полтавщины. Удивительное стечение обстоятельств: братья родились в один день — 1 декабря. Только старший, Георгий, — в 1913 году, а младший, Платон, — в 1918-м на хуторе Пелеховщина Глобинского района в крестьянской семье, в которой все любили народную музыку, знали много песен. Платон с малых лет научился играть на слух на балалайке. А Георгий,  первым в семье прокладывавший дорогу в музыкальное искусство (впоследствии он стал известным композитором, народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии УССР им.Т.Г.Шевченко),  учил его музыкальной грамоте, рассказал Укринформ.

 В 1932 году семья перебралась в Запорожье, где в то время было намного  легче прокормиться. Там Платон продолжил учебу в средней школе. Много и с удовольствием занимался в самодеятельном музыкальном кружке. Любовь к музыке, горячее желание самому овладеть этим высоким искусством  привели к  решению в 1934 году поступить в Киевскую консерваторию, где уже учился в классе выдающегося композитора и педагога Льва  Ревуцкого Георгий Майборода. Способному юноше повезло: Лев Николаевич взял его к себе в класс композиции  Киевского музыкального училища.

Необыкновенная одаренность, прекрасная память, настойчивость и требовательность к себе помогли  юному Майбороде пройти четырехлетний курс музыкального училища за два года. В 1938-м он стал студентом консерватории.

Через три года  началась Вторая мировая война, и братья Майбороды, ни минуты не сомневаясь, ушли на фронт, защищать Родину. Жена Платона Илларионовича, Татьяна Васильевна, уже после его смерти  вспоминала, что после войны муж пытался разыскать своего командира, который перед тяжелым боем вызвал Платона в штаб и приказал переписать какие-то бумаги.

 Как рассказал позже начальник штаба, на его вопрос: зачем он в такое время заставил парня приводить в порядок бумаги, командир ответил: «Если бы Платона убили, мало пользы было бы.   Пусть живет и после войны может сделает что-то полезное для искусства». Как долго  потом искал Платон Илларионович командира, чтобы поблагодарить его, но найти так и не смог.

 В конце 1945 года после демобилизации Майборода вернулся в Киев и продолжил учебу. В 1947 году он окончил композиторский факультет Киевской консерватории. Почти шесть лет Платон Иларионович  преподавал в Киевском музыкальном училище им.Р.Глиэра и в вечерней музыкальной школе для молодежи. Именно тогда его внимание как композитора привлекла песня. С украинским поэтом Алексеем Ющенко  в 1948 году они создали динамичную, преисполненную героики «Щорсовскую» и две лирические песни:  «Уже звезда вечерняя засияла» и  «Девичья».

 В 49-ом  состоялась знаковая встреча  Платона Майбороды с известным украинским поэтом-лириком Андреем Малышко, который чрезвычайно тонко чувствовал музыку и не только писал стихотворения, но и сам создавал к ним мелодии. Многолетняя творческая  и человеческая  дружба Майбороды и Малышко началась с «Колхозного вальса»,  сразу же получившего широкую популярность.  Более двадцати песен, среди которых такие шедевры, как «Рідна мати моя» («Песня о рушнике»),  «Ми підем, де трави похилі», «Белые каштаны», «Киевский вальс», «Песня об учительнице», увидели свет благодаря талантливым авторам, так глубоко чувствовавшим душу своего народа.

 Интересна история создания  «Киевского вальса». В письме к Майбороде и Малышко студенты Киевского медицинского института рассказали о своей мечте о песне, посвященной цветущему Киеву, которую им хотелось бы увезти с собой, когда они, молодые врачи, разъедутся по разным уголкам страны. Именно студенты-медики и стали первыми слушателями и исполнителями песни, которая  стала одной из самых любимых в бывшем Советском Союзе.

Стихия вальса оказалась  особенно близкой творческому дару композитора.  «Колхозный вальс», «Киевский вальс», «Белые каштаны», написанные позднее «Студенческий вальс», «Друзья хорошие мои», «Днепровские волны» и другие мелодии были известны не только в Украине, но и во многих странах мира, особенно там, где крупные  украинские диаспоры : США, Канаде, Австралии, странах Латинской Америки. Эти песни навевали  такие сладкие и волнующие воспоминания о  далеком крае, таком  родном и недоступном,  с его садами и  левадами, песнями  за праздничным столом…

 Среди работ  последнего десятилетия жизни композитора очень  выделяется  его монументальный «Гимн Киеву» на стихи В.Коротича, признанный победителем конкурса на лучшую песню о Киеве, который проводился в честь  1500-летия города.

 В 1983 году, к 40-летию освобождения Киева от гитлеровцев Платон Майборода создал еще одно произведение — «Минуту молчания» на стихи Е.Рубальского,  поража­ющее драматическим пафосом, выразительным и ярким мелодизмом. Кстати, творческий  вклад композитора  составляет более 200 песен, кантат, ораторий, увертюр и дум, многие из которых вошли в песенную сокровищницу украинского искусства. Символично, что провожала Платона Майбороду в последний путь его «Песня о рушнике», в исполнении Александра Таранца, который был когда-то ее первым исполнителем.

Александру Билашу, композитору, лауреату Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко принадлежат такие слова:  «Платон Майборода взорвался песней». А  незадолго до своего  собственного ухода  он написал: «Давайте вспомним в декабрьский снежный и холодный  день теплым словом наших певучих полтавчан-украинцев-братьев-соколов, которые своим братским приходом в  земной многотрудный мир наполнили нашу жизнь смыслом и красотой  и в час печали и переживаний, и в час застолья и нечаянной радости. И пусть стелется перед ними цветастый рушник на  той нехоженой дороге, на которую они вышли уже бессмертными».  И к этому  трудно еще  что-то  добавить.

Постоянный адрес: «ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ» https://operkor.wordpress.com.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: