ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

Секреты Богуслаева. Опыт практической интеграции запорожского авиамоторостроения на евразийском пространстве

Posted by operkor на Август 3, 2010

 …Тот факт, что удалось сберечь взаимовыгодное сотрудничество авиационных отраслей Украины и России, говорит о преобладании здравого смысла над различными политическими инсинуациями, прагматичном подходе и инициативе, проявленном предприятиями и организациями авиационной промышленности Украины и Российской Федерации…

** 

Запорожское открытое акционерное общество «Мотор Сич» —  специализированное предприятие, основу продукции которого составляют газотурбинные двигатели для гражданской и военной авиации, а также созданные на их базе промышленные газотурбинные приводы для энергетических и газоперекачивающих установок.

За многолетнюю работу, а история «Мотор Сичи» ведет счет второго столетия, выпущено несколько сотен тысяч двигателей, установленных на летательных аппаратах всемирно известных фирм Антонова, Ильюшина, Бериева, Туполева, Яковлева, Камова, Миля, чешской «Aero Vodochody», китайской « NAMC». Среди них те, что уже  стали мировыми лидерами в своем классе и эксплуатируются в гражданской и военной авиации более чем в 120 странах мира. ОАО «Мотор Сич» по праву считается флагманом отечественного авиастроения, представляя собой одно из наукоемких направлений авиастроения.

На основе анализа тенденций развития мирового и  отечественного авиадвигателестроения, потребностей авиационного рынка и реального экономического положения украинской авиационной промышленности основным направлением деятельности ОАО «Мотор Сич» являются расширение и углубление интеграционных связей с российским авиадвигателестроительным комплексом, расширение своего присутствия на международном рынке с ориентацией, в первую очередь, на рынок стран СНГ и азиатского региона.

Ярким примером успешного опыта практической интеграции Украины и Российской Федерации является авиационная промышленность одна из самых масштабных отраслей в высокотехнологичном секторе оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и Украины. Ей принадлежит значительная доля машиностроительного экспорта и она является интегратором промышленного производства, неотъемлемым звеном в системе укрепления обороны и развития экономики наших государств. Кроме того, каждый успешно реализованный проект самолета или вертолета приносит миллиарды долларов прибыли.

Сегодня во всем мире идет объединительный процесс в самых разных отраслях, что свидетельствует о преимуществах интегрированного потенциала научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных предприятий. Лидерами самолетостроения становятся объединенные структуры, реализующие весь комплекс мероприятий по созданию, серийному производству и обеспечению эксплуатации летательных аппаратов, такие как Airbus, Boeing, EADS и др.

 Аналогичные интегрированные моторостроительные структуры, объединяющие имеющийся научно-производственный потенциал и наработки по программам создания новых технологий, имеют и лидеры мирового авиадвигателестроения: General Electric, Pratt & Whitney, Snecma, Rolls-Royce и др. Такой опыт оправдан, т.к. разработка и освоение серийного производства современного авиационного двигателя – это сложный комплексный процесс, базирующийся на результатах работ, более чем по 30 направлениям науки и техники.

      Исходя из необходимости сохранения и дальнейшего расширения сложившейся десятилетиями интеграции в сфере авиационной техники, а также для обеспечения благоприятных условий в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве предприятий и организаций авиационной промышленности Украины и Российской Федерации, был подписан ряд Межправительственных Соглашений о сотрудничестве в области разработки, производства, поставок и эксплуатации авиационной техники.

      Межправительственные Соглашения стали основой долгосрочных партнерских взаимоотношений авиационной промышленности двух государств и обеспечили к настоящему времени полную или частичную реализацию   ряда   совместных   программ,   таких   как  создание  самолетов Бе-200, Як-130, Ту-334, Ан-140, Ан-38, Ан-3, Ан-70, Ан-148 и двигателей к ним,        а       также       вертолетных       двигателей       ВК-2500,       АИ-450, ТВ3-117ВМА-СБМ1В и вспомогательных двигателей АИ9-3Б и АИ-450-МС.

     Примером успешной кооперации по созданию и изготовлению авиационных двигателей может служить многолетнее сотрудничество ОАО «Мотор    Сич»    и    ГП   «Ивченко-Прогресс»   с   Московским и Уфимским авиационными заводами. Эти предприятия оснащены современным оборудованием, использующим передовые технологии мирового уровня,  укомплектованы профессиональными инженерными кадрами и рабочими-специалистами. Все это позволяет выпускать авиадвигатели, лучшие среди аналогов в своем классе.

Это Д-436Т1/ТП для самолетов Бе-200 и Ту-334, Д-436-148 для самолетов Ан-148 и Ан-158, АИ-225-25 для учебно-боевых самолетов Як-130 и Д-27 для военно-транспортного самолета Ан-70. При изготовлении двигателей Д-436ТП, АИ-222-25 и Д-27 на долю Российской Федерации приходится 48,87; 62,3 и 70,8 процента затрат соответственно.

Участниками совместного производства авиационной техники также являются разработчики и поставщики покупных комплектующих изделий – 187 предприятий, поставщики материалов и полуфабрикатов – 136 предприятий. Сегодня помощь в работе предприятию оказывают около 20 отраслевых институтов, в основном российских, с  которыми работают  украинские самолетостроители.

Необходимо отметить, что ОАО «Мотор Сич» закупает агрегаты, материалы, заготовки, номенклатура которых составляет свыше 51,1 тыс. наименований. На долю Российской Федерации выпадает более чем 100 миллионов долларов оплаты за это. Из этой суммы  возвращается продукция,  устанавливаемая на российские самолеты и вертолеты на 90 миллионов долларов, которые  продаются в третьи страны, принося прибыль украинской и российской авиапромышленности.  «Мотор Сич»  берет комплектующие почти у 300 предприятий Российской Федерации, а моторы поставляет более чем  20 российским ОКБ и заводам, расположенным в Арсеньеве, Иркутске, Королеве, Кумертау, Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Саратове, Смоленске, Таганроге, Ульяновске, Улан-Удэ и других городах. Тысячи людей задействованы в этой технологической цепочке, созданы тысячи рабочих мест.

По информации АНТК «Антонов», аналогичная картина имеет место и в украинской самолетостроительной отрасли, объединенной в Государственную авиационную корпорацию «Антонов»: только в обеспечении производства самолета Ан-148-100 участвует 126 предприятий России, поставщиков агрегатов и покупных комплектующих изделий первого уровня. Программа производства этого самолета обеспечила рабочими местами в России 30 300 человек, доля российских предприятий в цене самолета Ан-148-100 составляет 61%, а прогнозируемое поступление в госбюджет России к 2026 г. в виде налогов и сборов от реализации программы Ан-148-100 — около 1,4 млрд. долларов.

     Тот факт, что удалось сберечь взаимовыгодное сотрудничество авиационных отраслей Украины и России, говорит о преобладании здравого смысла над различными политическими инсинуациями, прагматичном подходе и инициативе, проявленном предприятиями и организациями авиационной промышленности Украины и Российской Федерации, которые все постсоветское время работали в одной упряжке, стремясь сберечь отечественное авиастроение.

     В последнее время, и это отмечают авиастроители двух стран,  на уровне правительств Украины и Российской Федерации все более четко проявляются тенденции к укреплению и расширению направлений сотрудничества в области авиации и к интеграции самолетостроительных и авиадвигателестроительных отраслей промышленности наших стран. Интенсивно идет консолидация опыта, научного и технологического потенциала для создания и производства новых конкурентоспособных на мировом рынке образцов авиационной техники.

     Конкретные задачи интеграции авиационной промышленности Украины и России поставлены на заседаниях подкомиссии по вопросам сотрудничества в области авиационной промышленности Украинско-Российской межгосударственной комиссии. Так, Государственному авиастроительному концерну «Антонов», российскому ОАО «Объединенная авиационная корпорация», корпорации «НПО «А. Ивченко» (Запорожье) поручено подготовить планы совместных действий по разработке механизма создания интегрированных структур соответственно в области самолетостроения и в области двигателестроения. В ближайшее время  будут созданы совместные постоянно действующие группы: одна — по развитию авиационных, а другая по развитию двигателестроительных программ.

 Как первые шаги по реализации вышеуказанных протокольных решений, можно расценить предложение ОАО «Авиадвигатель» (г. Пермь) об участии корпорации «НПО «А. Ивченко» в разработке двигателя ПД-14 для самолета СМ-21, а также совместные работы по продвижению самолетов семейства       Ан-148 в авиакомпании ряда стран мира.

      В данный момент  общая задача — наращивать объемы совместного производства современных конкурентоспособных самолетов и двигателей, а также ускорять работы по созданию новых перспективных летательных аппаратов и двигателей, способных обеспечить дальнейшее расширение рынков сбыта.

    По мнению В. Богуслаева, сегодня в    мире,   где   господствует   Боинг   и   Эрбас,  Дженерал  Электрик  и Пратт-Уитни, Роллс-Ройс и Снекма нет другой альтернативы, чем  сохранение и развитие сотрудничества самолетостроительных и авиадвигателестроительных предприятий Украины и Российской Федерации, их широкой кооперации и интеграции. Никто  не поможет, кроме нас самих. И то, что это сейчас понимают не только руководители авиационных предприятий и организаций, но и руководители Украины и России, позволяет надеяться на будущее авиационной промышленности Украины.

     Безусловно,  сегодня во главу угла экономики ставятся рыночные отношения. Следовательно, каждый план, каждый проект, как подчеркивает председатель совета    директоров  ОАО «Мотор Сич» В.Богуслаев: «призван приносить прибыль, конкретные и ощутимые результаты».

 Одним из таких проектов является сотрудничество ОАО «Мотор Сич» с  Республикой Индия, которое длится вот уже почти  пять десятилетий. Поставка первых двигателей АИ-20 в составе военно-транспортных самолетов Ан-12 была осуществлена в далеком 1961 году. С тех пор  взаимоотношения приобрели постоянный и устойчивый характер, основанный на партнерстве и взаимном уважении, а четкое выполнение контрактных обязательств стало для сторон незыблемым правилом. Высочайшее качество продукции ОАО «Мотор Сич» позволило предприятию завоевать в Республике Индия безупречный авторитет.

     С этой большой азиатской страной ОАО «Мотор Сич» успешно сотрудничает  в вопросах поставки новых двигателей для различных самолетов и вертолетов,  эксплуатирующихся в Индии;  ремонта двигателей на предприятии и на авиаремонтном предприятии в Индии, построенном при непосредственном участии ОАО «Мотор Сич»;  обеспечения всего комплекса услуг послепродажного обслуживания, включая инжиниринг, поставку запасных частей, обучение персонала и т.д.

      С 1997 года и по настоящее время продолжается успешное сотрудничество  предприятия с Исламской Республикой Иран в области совместного производства авиационных двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1 для самолетов       Ан-140, производимых в Иране. В настоящее время иранские специалисты и специалисты ОАО «Мотор Сич» совместно ведут роботы по сборке, испытанию и сопровождению в эксплуатации двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1, выпущенных в Иране. Группы иранских специалистов проходят обучение в Украине по сборке и испытаниям двигателя, по производству лопаток компрессора, эксплуатации двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1 и вспомогательных силовых установок         АИ9-3Б.

    Одно из весомых мест в плане совместного сотрудничества «Мотор Сичи» с азиатскими странами занимает КНР. Если говорить о сроке сотрудничества, то это более полувека — 55 лет.    Среди  партнеров запорожского авиамоторостроительного предприятия такие известные корпорации как AVIC, TALY Aviation, CMC, компании CATIC, CNTIC, POLY TECHNOLOGIES INC. и более 10 других.

      А залогом многолетнего и успешного сотрудничества стали взаимное стремление достичь успехов в любом новом проекте, понимание позиции партнера, его потребностей и возможностей. Большую роль в этом играют представительства предприятия, которые созданы во всех  странах-партнерах.

    Главное  для сохранения и расширения круга партнеров – четкое и добросовестное исполнение своих обязательств. К этому на ОАО «Мотор Сич» относятся очень ответственно. Имея богатый опыт в области газотурбинного машиностроения,  стремясь диверсифицировать свое производство, с целью освоения новых сегментов рынка и укрепления своих позиций на рынке энергетического оборудования, еще в 1970г. ОАО «Мотор Сич» приступило к производству промышленных установок наземного применения и газотурбинных приводов.

     Крупнейшими заказчиками газотурбинных приводов, выпускаемых предприятием являются  ДК «Укртрансгаз» (Украина), ОАО «Газпром» (Россия), Национальная Иранская Газовая Компания (Иран), Боташ (Турция), НХК «Узбекнефтегаз» (Узбекистан), ГК «Туркменгаз» (Туркменистан), ЕАД Булгартрансгаз (Болгария). В Украину и за рубеж поставлено более 100 приводов. Более 2000 электростанций поставлены в Украину, Россию, страны Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии, а также Латинскую Америку.

     Запорожское  ОАО «Мотор Сич» строит свою производственную стратегию в постоянном совершенствовании тактики реализации своей многопрофильной продукции, укрепления  позиции на уже сложившихся рынках и настойчивом поиске новых. Быть в ряду авиационных держав мира непросто. Выйти из него – значит, утратить свой  потенциал в отрасли, в основе работы которой всегда были передовые достижения науки и высочайшие технологии.

По информации ОАО Мотор Сич» и собственных источников

Размещено:  «ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ» https://operkor.wordpress.com.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: