ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

ИСТОРИЯ НЕСКОЛЬКИХ ПРАВД

Posted by operkor на 18 августа, 2010

Доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории Национального университета «Киево-Могилянская академия» Наталия ЯКОВЕНКО несколько лет назад задумала написать такую концепцию преподавания истории в школе, которая бы консолидировала общество. Она бы стала, по словам, Наталии Николаевны, своеобразной «конвенцией» между людьми, которые творят культуру в Украине»…

 Собрала группу единомышленников, получила помощь в лице Института национальной памяти и его директора Игоря Юхновского. Проект программы уже выставлен в Интернете для публичного обсуждения. 

***

90 процентов украинцев судят о нашем общем прошлом по школьным учебникам истории. А они дают не только знания, но и учат жизни. Потому школьный учебник истории можно назвать «ментальной конституцией народа». А значит, написание его — удел не только педагогов, но и всего интеллектуального сообщества. Беда, что это сообщество разделено у нас, как вся и страна.

— Наша концепция предусматривает западный тип учебника, состоящего из двух колонок, — пояснила «ВЕДОМОСТЯМ» Наталия Николаевна. — Одна — короткий, сжатый рассказ в жанре «было», без оценок. Без эмоциональных всхлипов. А с правой стороны — сплошной информационный ряд с аутентичными рисунками, отрывками из первоисточников, сравнения позиций. Здесь может быть, скажем, сопоставление высказываний, Богдана Хмельницкого о Яреме Вишневецком и Яремы о Богдане, которые временами пытались понять друг друга…

— Учебник должен воспитывать, а в прошлом нашем много крови и много предательств. Есть соблазн — приукрасить историю для школьников, мифологизировать ее.

— История – это открытая система. Где нет экспериментальным путем установленных абсолютно точных фактов. Все, что мы пишем об истории, — наши предположения. Есть радикальный подход — максимально показывать альтернативность событий прошлого. Мое мнение — младшим школьникам историю вплоть до XIX столетия можно рассказывать сжато, посвящая сюжетам, где возможны особенно раздражительные разночтения, минимум времени. Но когда в 9-м классе изучается история XIX века, надо давать разные трактовки событий. Рядом с рассказом о бандеровцах поместить, скажем, их декларации. И тут же — воспоминания учительницы, которую послали работать на Западную Украину, и которая единственная выжила, а остальных повесили. Взрослые дети должны понять, что может существовать несколько правд.

— Как, согласно концепции Наталии Яковенко, могут «консенсусно» толковаться наиболее противоречивые события и личности нашей истории? Вот ответы Наталии Николаевны. Итак. 1 Киевская Русь — это государственность украинского этноса или это колыбель трех братских народов?

— Все современные государства в период своего раннего существования вмещали в себя несколько протоэтносов. Пример — империя Карла Великого. Она объединяла добрую треть теперешней Европы. Из ее осколков образовалось 20 государств, которые позже превратились в нынешние Францию, Италию, Германию, Бельгию. Так же и Киевская Русь, в состав которой входило несколько протоэтносов. Она распалась на меньшие образования, а те, в свою очередь, создали нынешние Россию, Украину, Беларусь.

— 2.  Пребывание в составе Речи Посполитой — это «рабство» или попытка европейского выбора?

— Это не рабство уже потому, что абсолютное большинство населения не знало, что оно в составе Речи Посполитой или какого другого государства. Домодерновое государство (до французской революции конца XVIII века) было государством не народа, а династий. Галицко-Волынское княжество вошло в состав Польской короны в результате династических переплетений, и когда последние Романовичи вымерли, династии, с которыми они породнились, начали борьбу за наследство. Часть земель забрала себе литовская, другую — венгерская, потом польская династии.

— 3.  Война Богдана Хмельницкого — это национально-освободительное движение или казацкая революция, истребившая украинскую шляхту?

— Революция. Хотя бы потому, что понятие национально-освободительной борьбы нельзя применять к событиям XVIII века. Казацкая страта очень мощный милитарный компонент, который в течение 100 лет так разросся, что перестал помещаться в рамки уже сложившегося на то время хорошо упорядоченного государства. Казаки пытались выбить себе шляхетские права, а шляхта этого не хотела. Исторически это было ее ошибкой.

— 4. Переяславская рада — это «зрада» или воссоединение братских народов?

— Это — дипломатический шаг. Война полностью истощила хозяйственные и военные ресурсы украинского народа. Казацкий гетманат был очень маленьким государством и стал искать сюзерена. Сперва Хмельницкий принял протекторат султана, но очень уж экзотическим был этот поворот. Потому и обратили взор на Россию. Братскими народами они не были — друг друга без переводчика не понимали. А поляки и украинцы общались без толмача. Насколько не понимали украинцы порядки Московии, свидетельствует история о том, как в Переяславе Бутурлин, глава царского посольства, предложил Хмельницкому присягать на верность царю. А Хмельницкий хотел, чтобы Бутурлин первым присягнул от имени царя — в Речи Посполитой, когда выбирали короля, именно он присягал народу.

— 5. Иван Мазепа, когда переходил на сторону Карла, свои интересы защищал или государственные?

— В данном случае можно говорить о том, что вы называете государственными интересами. Только это интересы казацкого войска запорожского. Это хорошо описал в 1721 году Пылып Орлык. Дословно тексту верить не можем, он беллетризованый, но можно понять, что старшина начала XVIII ст. уже имела представление о понятии долга перед «народом» в кавычках, а точнее, перед войском, которое понималось как народ. Мазепа лично ничего не выигрывал, он поступал как вождь. Его шаг был неотвратим.

— 6. Украина в составе России — это колония или империеобразующая нация?

— Империеобразующая нация, если хотите. Во-первых, до середины XIX столетия Российская империя не национализировалась, русский этнический элемент не играл никакой роли. Важными были верность престолу, происхождение. В середине XIX ст. в России строится так называемый государственный национализм. Высшую ступень среди подданных заняли русские. А под ними подразумевались великоросы, малоросы и белорусы. Это была одна в плане престижности нация. И какие карьеры сделали в империи некоторые наши «мальчики и девочки»!

—  7.  Руководители УНР на заре XX века — дилетанты или государственники?

— Абсолютные дилетанты. Во-первых, за некоторым исключением, это очень молодые люди. С присущими молодости экстремистскими и утопическими взглядами. Во-вторых, они пришли во власть из журналистики, адвокатуры. Занимались всем чем угодно, кроме умения руководить страной. Плюс невероятный разброс в политических взглядах. Если бы в 1918 году власть сразу взял гетман Скоропадский, то он бы Украину удержал.

— 8.  Советизация Украины — это оккупация или волеизъявление народа?

— И не то, и не другое. Оккупацией это назвать нельзя. Ведь среди украинцев был довольно сильно пробольшевистское движение. Украинская Советская Республика была провозглашена практически одновременно с УНР. Люди верили утопическим лозунгам. Как, например, воспитанный в очень патриотической украинской семье Юрий Коцюбинский или Примаков, зять Коцюбинского.

— 9.  Был ли голодомор геноцидом или пострадали от него все этносы на территории Украины?

— Мы не применяем понятия геноцид. Ибо учебник должен оперировать тем, что абсолютно согласовано. Понятие геноцид остается спорным в юридическом смысле на международной арене — это не эмоциональное и не политическое понятие.

— 10. Война сороковых годов прошлого столетия — это была Вторая мировая, Великая Отечественная или советско-немецкая?

— Советско-немецкая, как одна из войн в рамках Второй мировой. Вторая мировая началась в 1939 году, когда немцы перешли границу Польши с запада, а советские войска — с востока. В мирном и дружном согласии, с заранее разделенной территорией. Великой Отечественной она не может считаться. На Буковине украинцы воевали в румынской армии на стороне Гитлера. Закарпатцы были мобилизованы в хортистскую армию. Волынь и Галичина были в этот момент оккупированы. Если для доброй трети населения война не была Великой Отечественной, почему мы должны навязывать точку зрения двух третей остальным?

—   11. Бандера и Шухевич — герои или преступники?

— И герои, и не герои. В учебнике не будет слов «наш герой». В нем расскажут о человеке, свершившем небудничные, жертвенные поступки. А ты, детка, скажем школьнику, сам оценивай. Рассказ об ОУН и УПА будет предварять характеристика ментального климата межвоенной эпохи. Ведь Первая мировая разрушила все иллюзии XIX века, «потерянное» поколение не верило в либеральные идеи. Только в силу. И практически вся Европа проходит через авторитарные, в крайнем выражении — тоталитарные режимы. Культурнический национализм в украинском случае превратился в интегральный. Детищем его стала ОУН. Это террористическая организация, такая как ИРА или «красные бригады». Тактика ОУН совершенно мотивирована для своего времени, но если мы сегодня боремся с терроризмом, то разве можно только осанну петь?

ОСОБОЕ МНЕНИЕ. Мероприятие Юхновского не достигло цели…

Петр ТОЛОЧКО, академик НАН Украины, директор Института археологии:

«Весь пафос этой программы подчинен двум задачам. Показать, что Украина во все времена находилась в состоянии борьбы с Россией, и что более приемлемой альтернативой оказалась судьба Западной Украины, входившей в Австро-Венгрию».

«Написанные по этой программе учебники не будут содействовать сплочению украинского общества. Мероприятие Юхновского не достигло цели».

«Один из выходов — создать единый учебник для всей Украины, где максимально обойти все острые углы. И параллельно — краеведческие учебники для Западной Украины, где эти вопросы осветить с позиций местного представления».

Интервью вел Евгений ЯКУНОВ, «ВЕДОМОСТИ»

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: