ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

Представитель Нацсовета Владимир Кучугурный: Давление на СМИ существует, но не проявляется конкретно

Posted by operkor на Октябрь 1, 2010

 … Я знаю, что наша ТРК «Алекс» с большим трудом нашла эти деньги. Ведь если не помогает владелец компании, то заработать только на рекламе очень непросто. В следующем году заканчивается срок действия лицензии у ТВ-5, в декабре этого года — ЗОГТРК, в сентябре — у «Азовскої хвилі»…

***

Представитель Нацсовета Украины по вопросам телевидения и радиовещания в Запорожской области Владимир Кучугурный – о лицензиях, цензуре и качестве запорожского телепродукта…

— В июне Нацсовет отправил ПАСЕ письмо с информацией, что ему неизвестно о фактах цензуры в Украине, а значит — цензуры нет. Вы можете прокомментировать такой вывод?

— То, что цензура есть, ни для кого не секрет. Она не проявляется конкретно, но, тем не менее, давление на СМИ существует. Положительно в этом отношении то, что Нацсовет никогда не занимался цензурой. Мне никогда не приходили никакие поручения. Не было даже намека на это.Мы стараемся по возможности не вмешиваться в творческую деятельность радио- и телепрограмм. Но как у зрителя и человека, который давно уже работает в этой сфере, у меня могут появляться определенные пожелания.

Впрочем, это хотелось бы считать не цензурой, а, скорее, дружеским или профессиональным советом. Свои замечания я расцениваю как помощь коллеге, и не более. Кто-то воспринимает это в штыки, кто-то спокойно. Но ведь нам пишут телезрители, задают разные вопросы, и я как представитель Нацсовета реагирую, доводя до руководства информацию, хотя это и не является моей прямой обязанностью. Но я должен защищать радиослушателя и телезрителя.

— Если Нацсовет аполитичен и стоит исключительно на страже закона, почему, по вашему мнению, были такие активные битвы вокруг назначений главы НС и его членов?

— Рычаги влияния у Нацсовета, конечно, есть. Вмешательство в редполитику может происходить на этапе конкурса на частоту, когда кандидаты представляют свою программную концепцию. И именно эти восемь человек определяют, что нужно телезрителям, и решают, какого рода продукт на этой частоте появится. Политика проявляется в том, что они имеют решающее слово относительно того, что нужно сейчас телезрителю увидеть. Во время конкурса, соответственно, определяется и дальнейшая стратегия развития телепространства в регионе и в целом в Украине. А это — большое влияние.

— Смена власти повлияла на вашу работу?

— Пока нет, и надеюсь, не повлияет. В новом составе Нацсовет заседал недолго. Нужно рассмотреть огромное количество накопившихся вопросов, в том числе стратегию в рамках цифрового вещания, в отношении лицензированного сбора. Ведь до 2008 года была очень большая сумма лицензионного сбора. Например, для регионального передатчика мощностью 1кВт — 340 тысяч гривен. Конечно, заработать такие деньги, несмотря на то, что лицензионный сбор платится раз в семь лет, непросто. Потом систему формирования этой суммы немного пересмотрели. Например, начали учитывать региональность вещания. В период же кризиса доходы телекомпаний упали в два и больше раза, поэтому, исходя из реалий сегодняшнего дня, нужно то ли уменьшить сбор, то ли продолжить его реструктуризацию.

— Но сейчас ведутся последовательные разговоры, наоборот, о повышении лицензионного сбора…

— Да, есть и другие тенденции. Есть желание за счет провайдеров, кабельщиков каким-то образом решить проблему с бюджетными накоплениями. Действительно, бюджет недополучил средства — около 60 миллионов гривен. Конечно же, Нацсовет предыдущего состава возлагал на себя за это вину. Поэтому сейчас такая тенденция. Но все равно нужно разделение: одно дело — стоимость лицензии телеканала с общенациональным вещанием, другое — к примеру, радиокомпании «Азовська хвиля», которая работает в Бердянске и имеет минимальный заработок. Тем не менее, их команда никого не транслирует, делает собственный продукт и в этих условиях умудряется нормально работать. Если бы положение учитывало такие категории, как месторасположение теле- или радиокомпании, мощность передатчика, объем вещания и так далее, тогда это было бы справедливо.

— Согласны ли вы, что увеличение лицензионного сбора может стать еще одним инструментом для управления теле- и радиокомпаниями?

— Безусловно, стоимость лицензии может стать барьером для некоторых компаний. Все может быть. Вот почему была серия решений Нацсовета о реструктуризации лицензионного сбора. Потому что просто заплатить такие суммы не под силу нормально работающей телекомпании. Я знаю, что наша ТРК «Алекс» с большим трудом нашла эти деньги. Ведь если не помогает владелец компании, то заработать только на рекламе очень непросто. В следующем году заканчивается срок действия лицензии у ТВ-5, в декабре этого года — ЗОГТРК, в сентябре — у «Азовскої хвилі», в марте следующего года — радио «Университет».

— Кого вы сейчас проверяете и какие основные нарушения находите?

— В Нацсовете есть плановые и внеплановые проверки. Через год после получения лицензии телекомпания должна заработать. Тогда же проводится плановая проверка, начиная от документов до проверки выполнения всех лицензионных обязательств. За 180-210 дней до истечения срока действия лицензии компания может подать заявку на ее продление. Мы проводим проверку, и если компания работает хорошо, ей продлевают лицензию автоматически. Сейчас у нас и получилась серия проверок нескольких компаний, которые я назвал.

Конечно, нужно реально к ним относиться. Компании, безусловно, знают, когда она будет. К этому времени подтягивают эфир, убирают нарушения. Поэтому у нас есть и внеплановые проверки: мы проводим постоянный мониторинг, и если находим нарушения, отправляем запрос в Нацсовет о проведении проверки.

Основные внеплановые проверки мы проводили у кабельщиков. Они были инициированы пресловутым решением Нацсовета в конце 2008 года, касающимся адаптированности каналов. На сегодня таких каналов — 125. Но многие кабельщики дают в эфир неадаптированные каналы, нарушая закон. О чем речь? В законе о рекламе, например, прописано, что реклама должна идти только на украинском языке. Если же ретранслируется российский или зарубежный телеканалы, реклама на нем — на русском. А это — несоответствие законодательству. Или реклама должна перебиваться по определенной «сетке». Фильм продолжительностью 40 минут не перебивается рекламой вообще, от 42 минут — раз, до полутора часов — дважды и не более, чем один раз в течение часа.

Даже если эти нормативы не соблюдает, скажем, российский телеканал, то отвечать будет украинский условный ЧП «Пупкин», который его ретранслирует, так как именно он получил лицензию в Украине. То есть ЧП «Пупкин» должен отбирать те телеканалы, которые адаптированы к законам. Если канал, который не вошел в сетку украинского вещания, заинтересован это сделать, то он построит свое вещание так, чтобы таки быть на рынке.

— Региональный рынок операторов кабельных сетей уже сформировался?

— Он укрупняется. Раньше в городе было около десяти провайдеров программных услуг, сейчас — четыре. Меняются собственники, укрупняются сети. В Запорожье — две крупных компании: КТС и КИТС, и две средних — «Запорожэлектронснаб» и «Мирик-ТВ». Рынок уже плотно сформирован и выйти на него очень непросто. Хотя новые компании и сейчас получают лицензии. Может быть, они будут брать потребителя за счет улучшения качества, IP-телевидения, цифрового ТВ. Ведь закон о телевидении разрешает параллельные сети даже в одном доме.

 Правда, это влечет за собой другую проблему, когда в подъезде несколько ТВ-провайдеров будут просто нарушать коммуникации, пробивая перекрытия в доме. К тому же в городе уже очень много «воздушек» — просто огромное количество проводов. Эту проблему тоже пытаются решить, создавая какие-то единые правила, в том числе архитектурные, технологические.

— Насколько актуальна сейчас тема цифрового телевидения и нужно ли оно Запорожью?

— Нужно. Во-первых, улучшится качество сигнала. Исчезнут теневые зоны. Но здесь столько «но», что еще непонятно, что лучше. Цифровое качество телевидения — как замена черно-белого телевизора на цветной. С другой стороны, сколько ТВ-приемников нужно оснастить адаптерами или заменить! Прежде всего, потребитель должен иметь возможность принимать сигнал. Во-вторых, на порядок дороже будет обходиться оборудование для цифрового вещания. Особенно на первом этапе, когда нужно будет обеспечить зрителя и аналоговым вещанием.

 Получается, нужно вложить деньги и в новое оборудование, и продолжать работать на аналоговом. На это необходимы огромнейшие средства. Это очень непросто и как мы к этому придем, трудно сказать. Многие страны уже перешли на цифровое вещание. И если мы до 2015 года не сделаем того же, та же Европа у нас просто заберет частоты. Могу сказать, что Запорожье, в принципе, готово к переходу. Проблема в деньгах. И в том, кто и как будет работать. Даже на законодательном уровне…

— Вас уведомляют о смене собственников, менеджмента в теле- и радиокомпаниях?

— При каждой смене менеджмента в любой телекомпании нужно производить смену лицензии и вписывать в нее нового руководителя. Естественно, никто не вмешивается (и не собирается) в подбор руководства. Но, например, в той же ТРК «Алекс» все еще не внесли изменения в документы. И, конечно же, это нарушение.

— За что сейчас можно забрать лицензию?

— Забрать ее можно только через суд. И то, сделать это практически невозможно. Разве что приостановить ее. Мы можем подать в суд, если после трех предупреждений компания не исправила нарушения.

— Так было, например, с запорожским телеканалом «Хортица»?

— Нет. Тогда еще не было этого закона. Его закрывали по нескольким поводам. Например, санстанция обнаружила, что излучение там было больше, чем положено. Лицензию приостанавливали дважды. И дважды восстанавливали через суд. Ситуация осложнялась и тем, что Нацсовет фактически не работал, так как не было кворума. И у кого заканчивался срок действия лицензии, просто не могли ее подлить. И у «Хортицы» в 2002 году срок истек. И это был еще один формальный повод остановить работу телекомпании. Сейчас на этой частоте работает «ТВ-5 Спорт».

— До конца не решен вопрос с лицензиями ТВі и 5-го канала. Что вы думаете по этому поводу?

— Я бы хотел расставить некоторые точки над «і». Во-первых, «январские» частоты — малой мощности, в 10 Вт. У нас, к слову, транслируется телеканал «Стерх» на передатчике мощностью 100 Вт. Так вот, его принимает, максимум, в Орджоникидзевском районе Запорожья, и то с помехами. Для чего нужны такие передатчики? Все телекомпании, которые имеют лицензию на эфирные частоты на определенной территории, автоматически попадают с этой частотой в универсальную программную услугу провайдера. А провайдер обязан показывать всех, кто имеет лицензию на эфирное вещание.

Также эти передатчики нужны, чтобы в перспективе увеличить их мощность. Со стороны телекомпаний-конкурсантов это была и хитрость, и принцип «ногу в двери». Таким образом, стоимость лицензионного сбора уменьшалась в 100 раз. Изменение лицензии стоит 85 гривен, вот и получается, что есть возможность работать на нужной мощности, не доплачивая лицензионный сбор.

Конечно же, можно расценивать происходящее как притеснение каналов, но не с точки зрения демократических основ, а с точки зрения развития телеканала как бизнеса. Поэтому я бы не стал говорить, что речь идет об ущемлении свободы слова. Наверное, можно было бы отменить итоги прошлого конкурса и провести новый. Но снова возникает вопрос: а судьи кто? Где гарантия, что конкурс будет проведен объективно? В любом случае, подход будет субъективным.

— В Запорожье появятся новые каналы или радиостанции?

— Пока у нас все по-прежнему. Единственный, кто получил лицензию, — это 64 канал. Но они не вещают, и неизвестно, когда начнут.

— По вашему мнению, куда сейчас движется запорожская журналистика?

— Электронные СМИ стабилизировались и сейчас просто зарабатывают деньги. Газеты… Как у нас идет разброд и шатание в политической среде, так и здесь — за каждым политиком стоят медиа, через которые они ведут перекрестные дискуссии с взаимными обвинениями. Но это, скорее, пиар, имеющий весьма сомнительное отношение к журналистике.

Источник: telekritika.ua

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: