ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

«ЗАПАС СКОРОСТИ» автоиспытателя Ивана Кошкина. Часть 5: «Дикая агрессивность между участниками движения наблюдается сегодня…»

Posted by operkor на 11 октября, 2010

Иван Павлович Кошкин — человек легендарный. Мастер спорта СССР по ралли. Трижды чемпион Украины. Единственный среди автоиспытателей,  удостоенный звания лауреата Государственной премии СССР. Заслуженный автомобилист Украины. За 38 лет работы на «АвтоЗАЗе», испытывая «Запорожец» и «Таврию», он «намотал» столько километров, сколько не наездят за свою трудовую деятельность сотни обычных водителей. И ни одной аварии! Хотя в переделках испытателю приходилось бывать не раз. Сегодня Иван Павлович – собеседник «Хроник».

***

 Часть 5.

 — Иван Павлович, вы большой специалист по машинам. Сегодня ваш богатый опыт востребован?

— Мой опыт сегодня никому не нужен. Потому что испытание, разработку перспективных автомобилей в Украине никто не ведет.  Хотя производство своего автомобиля – это тысячи, а может быть и десятки тысяч дополнительных рабочих мест. Ведь в производстве комплектующих для своего автомобиля задействованы десятки предприятий.  Это и есть дополнительные рабочие места. Это  то, что Украина потеряла, остановив производство отечественного автомобиля.

— Вы бы могли, наверное, преподавать в какой-нибудь автошколе. Не было таких предложений?

— Не было. Конструкторы и испытатели автомобилей – это выброшенные нынче люди. Хотя их опыт мог бы пригодиться. Например, мне не нужно дорогостоящее оборудование, чтобы дать объективную оценку полностью всего автомобиля. Для того, чтобы дать инструментальную оценку машины, нужен комплект оборудования где-то килограммов на 70, требуется для этого длительное время. Этим когда-то занимался московский научно-исследовательский  институт. Они заключали договор с «АвтоЗАЗом» и проводили такие проверки. Короче, «доили» нас хорошо. Для оценки той или иной модели автомобиля им требовался целый месяц. Я это делал за три дня без всякого оборудования. И когда их данные сходились с моими, они удивлялись: где вы меряли?  Чем?

—  О  «Таврии» речь идет?

— Да, нет. Так было на всех перспективных моделях. По «1102» у нас было разработано 14 моделей. И каждая модель проходила испытания. Со всеми автозаводами Союза НАМИ заключал договоры. Они же только за счет этого и жили. «АвтоЗАЗ» тоже отчислял им определенную сумму. А чтобы они это отрабатывали, давали им задание для проведения испытаний на управляемость, устойчивость и т.д.  Они через месяц приезжают и докладывают результаты. А мы свои смотрим. И те же самые результаты получались. Там — месяц и дикую сумму платили, а я ее за три дня определял, чутьем.

 —  Ваш опыт сегодня не востребован, потому что  вы же о себе нигде не заявляете…

— А кому он нужен? Конечно, печально. Всю жизнь с машиной, а тут эта катавасия, развал экономики. Пришлось продать машину, остался без колес. Печально…

— Вы имеете в виду ту машину, что сами сделали?

— Да, нет. Это последняя уже модель «1102». Пришлось отдать. Просили ее. А депрессия так и осталась. Без колес, видимо, трудно обойтись, если 50 лет занимался этим. 

 —  По безопасности движения вы, наверное, могли бы подсказать многое…

— Самое главное, что обеспечивает безопасность движения на дорогах, — это доброжелательное, уважительное отношение участников движения друг к другу. Если этого нет, никакие репрессивные меры не могут снизить аварийность на дорогах. Дикая агрессивность между участниками движения наблюдается сегодня.  Дикость полная! Нигде в Европе этого не увидишь.

Там уважительное, доброжелательное отношение к участникам движения. Не может быть мне хорошо, если я сделал кому-то «подрезку». Здесь участвуют двое. Если ты ему сделал плохо, тебе тоже будет плохо. Это взаимосвязано. Пример уважительного отношения между участниками движения я наблюдал в Италии. Вышло так, что мы немного заблудились, я оказался в третьем ряду.

— Вы были за рулем?

— Да. Нужно было повернуть влево, а мой товарищ, местный, ошибся. Теперь надо было перестроиться, чтобы повернуть влево. А потоки машин – сплошные. Куда ты денешься. Пришлось остановиться перед перекрестком. За мной  колонна остановилась. Никто не погудел, не закричал, как это нередко бывает у нас. А эти два ряда, которые мне необходимо пройти, продолжают движение.

То есть, у меня нет возможности повернуть налево. А мой местный спутник говорит: «А вы опустите стекло и руку выставьте». Я опускаю стекло, поднял руку и сразу же два ряда – раз, остановились! Я повернул налево.  Проезжая, взглянул на водителей, для которых я фактически стал помехой, — какая реакция у них?  Представьте, никто не возмутился, никто даже не изобразил на своем лице недовольства. Поприветствовали меня и все. Скажите, у нас такое возможно? 

— Вряд ли. По крайней мере, я такого никогда не видел на дорогах. А вот агрессивность приходилось наблюдать.

— А ведь в такой ситуации может оказаться каждый. Допустим, эти два ряда не пропустили бы меня, продолжали бы двигаться. А это значит, что все машины, которые шли за мной, тоже должны были стоять.

—  Отношение между водителями, видимо, надо воспитывать.

— Откуда берется эта агрессивность? Виноваты в этом, прежде всего,  чиновники, которые думают, что они боги и им дозволено все. А это образец для подражания. Потому что они игнорируют правила, игнорируют участников движения – додавить их, растолкать, «подрезать». А это – образец. Это же все на глазах делают.  Смотрит на это рядовой водитель и думает: почему ему можно, а мне – нельзя. Дай-ка и я попробую. Можно же и так, наверное: раз-два, слева-справа, справа-слева, распихнул, «подрезал». Один так, второй, третий… Начинать надо с чиновничьего аппарата. Всех в равные условия поставить. Никаких «мигалок», никаких сирен, никаких преимуществ не должно быть. Единые правила  для всех.

—   Вы с водителями чиновников сталкивались?

— Я как-то был месяц в командировке в Киеве, в гараже ЦК КПУ. Гараж особого назначения. Так там правила движения водителями строго соблюдались. Два раза в неделю занятия по правилам проводились. И строжайшее наказание за нарушение правил. И Боже упаси, если представление на водителя  пришлет  ГАИ! Считай  все —  или уволен, или лишат премии. Смотря, какой характер нарушения. Рублем держал порядок начальник гаража. К чему я это говорю? Чтобы сравнить чиновников нынешних и тех. Показать разницу в подходе. А эти мигалки, сирены, особые номера… Что значит особые номера? Значит, особое отношение к соблюдению правил? Но ты же на дороге общего пользования!

— А как же «скорая помощь», пожарная машина? Для них исключение должно же быть?

— Кладовая безопасности движения на дорогах – это равное, строжайшее соблюдение правил движения всем чиновничьим аппаратом. Конечно, кроме «скорой помощи» и пожарных машин. Для  всех равные условия. И скоростной режим.

—  Скоростной режим –  это что?

— Для каждого города скоростной режим должен быть строго определенным. Он обусловлен наличием светофоров,  пересечений, шириной проезжей части, многими другими факторами.  И географическими условиями.

— На примере можете пояснить…

— В Москве, в условиях интенсивного движения, мы проводили такой эксперимент. Определяли расходы горючего, количество переключений, количество торможений, время движения на каждой передаче. Там много было разных показателей. Маршрут – 64 километра длиной. Увеличивали скорость на каждом светофоре, сколько можно отрывались.

И все равно на финиш приезжали со средней скоростью 44,6 километра. Вот это и есть скоростной режим. У нас там был полукруг. Мы его называли «Роза». И вот мы выезжали на этот полукруг «розу крутить». А у нас, в Запорожье, допустим, на проспекте Ленина посмотрите, какая катавасия идет. Скоростной режим 4-5 ярусный по высоте.

—   Наперегонки?

—  Все друг друга обгоняют. В результате получается «мордовка» всех участников движения. А чтобы этого не было, необходимо идти с одной скоростью от перекрестка к перекрестку. Спокойное движение каждого в своем ряду. Нет же, стараются перестроиться из ряда в ряд там, где есть место, куда можно нырнуть.  И этим самым создается нервозность движения. А что такое нервный водитель, не нужно объяснять. И эта «мордовка» изматывает всех участников движения. А в конечном итоге, к пункту назначения придут одинаково, с одной скоростью. Так не лучше ли ехать спокойно, не создавая неудобств себе и другим?

— Кто устанавливает режим движения по городу?

— А его никто не устанавливает. Он сам устанавливается практикой движения. Вот как бы ты ни ехал от Запорожья-1 до плотины Днепрогэса, как бы ты не перестраивался и не обгонял кого-то,  к плотине  придешь с одной и той же скоростью, как и другие участники этого движения.

— Для опытного водителя это, допустим, понятно. А как быть начинающему? Откуда он будет знать этот закон уличного движения по городу?

— А в общем потоке пусть движется! Тогда узнает. Общий поток машин определяет скорость. Это практически определяется. Поэтому у каждого города — свой режим скоростного движения. В зависимости от тех факторов, о которых я говорил выше.

— Милиция должна это как-то регулировать?

— Инспектор ГАИ только фиксирует нарушения ПДД, превышение скорости, которая разрешена по городу. В этом и заключается его напоминание водителю. Если средняя скорость до 60 километров, допустим, так он и пройдет вместе со всеми. Никто никого не «мордовал», никто никого не «подрезал», никто никого не загнал на бордюр.

— В некоторых городах Украины, в частности в Харькове, работает система «зеленая волна». Вот она, говорят, и регулирует скоростной режим по городу.

— Все равно  эти «лохматые», привилегированные водители срываются, чтобы успеть на следующий сигнал. И не успевают. И начинается «мордовка». Выезжаешь на проспект и диву даешься вот этой безалаберности.

Николай Зубашенко, «Хроники и Комментарии»

Продолжение следует

  

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: