КОЛОМОЙСКОМУ ПОДРЕЗАЮТ КРЫЛЬЯ. Очень «Международный аэропорт «Запорожье» и днепропетровский олигарх

 Проблемы в одном из наиболее перспективных и доходных направлений бизнеса Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова продолжают нарастать. Так, после успешной консолидации украинских авиационных активов в 2002-2010 годах акционеры группы Приват теперь оказались под прицелом сразу двух государственных ведомств с функциями контроля. Но если сложности в отношениях с Антимонопольным комитетом Украины для днепропетровских предпринимателей уже давно успели стать традиционными, то подключение к прессингу Фонда госимущества оказалось неожиданностью из разряда неприятных. Так, в сентябре региональное представительство ФГИУ обратилось в Хозяйственный суд Днепропетровской области с иском, в котором просит отменить продажу 29,05% акций ОАО «Артем-Авиа», покупателем которых в 2003 году выступила компания по управлению активами «Славутич-капитал». Напомним, что председателем набсовета КУА «Славутич-капитал» является один из топ-менеджеров Привата Геннадий Корбан. В настоящее время владельцем данного пакета значится ООО «Приват-Сток-Сервис», зарегистрированное в Днепропетровске.

В качестве причины для расторжения договора купли-продажи ФГИУ называет невыполнение собственником своих инвестиционных обязательств. При этом стоит отметить, что Фонд подавал аналогичный иск еще в 2005 году, однако тогда суд даже не принял его к рассмотрению. Теперь очевидно, что ситуация радикально изменилась – причем не в лучшую для И.Коломойского сторону. Возможная утрата доли в Артем-Авиа будет означать для группы потерю присутствия на рынке чартерных грузовых авиаперевозок, на которых специализируется эта компания, имеющая в своем распоряжении 4 самолета Ан-26, один из которых выполнен в грузопассажирской версии Ан-26Б-100.

Конечно, говорить о том, что этот рынок сейчас на подъеме, явно не приходится. Общий объем грузоперевозок авиатранспортом в Украине в кризисном 2009 году сократился на 16,9% в сравнении с предыдущим периодом, до 100 тыс. тонн, по данным Госкомстата. И в текущем году ситуация, по сути, не улучшается: в январе-августе был отмечен символический рост на 0,6%, до 50 тыс. тонн.

Соответственно, и дела у той же Артем-Авиа обстоят не самым лучшим образом: по итогам работы в I квартале компания получила чистый убыток в размере 55 тыс. грн., во II квартале – еще 8 тыс. грн. Кроме того, по результатам 2009 года был получен чистый убыток в размере 376 тыс. грн. Вместе с тем в благополучном 2008 году чистая прибыль авиаперевозчика составила 919 тыс. грн. Поэтому в перспективе это направление все же является достаточно привлекательным для бизнеса. Тем временем на рынке пассажирских авиаперевозок у Привата также возникли сложности – после того, как Антимонопольный комитет Украины из сообщений СМИ узнал о покупке группой контрольного пакета в небольшой авиакомпании «Роза ветров», имеющей в своем распоряжении по 2 самолета MD-82, Embraer-195 и Ан-32.

И.о. председателя АМКУ Юрий Кравченко на пресс-конференции публично заявил, что его ведомство едва ли даст разрешение на эту сделку. При этом он уточнил, что даже если несколько различных компаний приобрели в Розе ветров доли ниже 25%, что является минимумом для возникновения необходимости в получении разрешения АМКУ, то в таком случае Комитет будет изучать наличие общего контроля над этими покупателями.

Как пояснил Ю.Кравченко, выявление факта общего контроля будет рассматриваться как существование одного субъекта хозяйствования. И тогда против покупателей будет возбуждено дело относительно концентрации без разрешения АМКУ. Санкции по результатам его расследования могут достигать 10% от годового оборота компании, что для И.Коломойского и Г.Боголюбова означает возможность штрафа в сотни миллионов гривен – если суммировать доходы Донбассаэро, Аэросвита и Днепр-авиа, принадлежащих днепропетровским предпринимателям.

Стоит отметить, что эти компании ранее де-факто создали так называемый «стратегический альянс», скоординировав маркетинговую и сбытовую стратегию с помощью соглашений код-шеринга и интерлайна, позволяющих авиаперевозчикам продавать билеты на рейсы друг друга и формировать консолидированное расписание полетов. Кроме того, была произведена определенная оптимизация воздушного флота, направленная на совместное обслуживание авиарейсов.

Так, принадлежащий Розе ветров Embraer-195 был передан в 2009 году Аэросвиту, имеющему более загруженные маршруты. При этом предполагалось, что второй Embraer-195, имеющий вместимость 118 пассажиров, также поступит в распоряжение Аэросвита, выполняющего полеты из Киева на Москву, Тбилиси и Баку. Тогда как Роза ветров взамен должна получить в сублизинг от Днепр-авиа Embraer 145, рассчитанный на 48 пассажиров — для полетов из Харькова в Москву, Тбилиси, Батуми, Баку и Ереван.

Такой обмен выглядит рационально – учитывая, что пассажиропоток из Харькова намного меньше, чем из столицы. Это позволяет обеим компаниям улучшить заполняемость рейсов, а значит, и свои финансовые показатели. Однако де-юре авиакомпании Привата не получили разрешения на альянс от АМКУ. И его председатель Алексей Костусев пояснил, что вопрос будет увязываться с ценовой политикой авиаперевозчиков.

По его словам, альянс будет одобрен только в случае значительного снижения цены на билеты. Что, в свою очередь, нивелирует преимущества от консолидации авиационных активов для их владельцев. Между тем объединение в альянс для авиаперевозчиков является единственной возможностью сохранить присутствие на рынке после присоединения Украины к европейскому договору «Открытое небо», снимающему любые ограничения для работы зарубежных авиакомпаний на внутренних и внешних украинских рейсах. Как подчеркивает директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава, местные авиакомпании не смогут конкурировать с зарубежными, имеющими несоизмеримо большие бюджеты и парк воздушных судов. «Они смогут предложить пассажирам гораздо более выгодные условия по цене перелета», — отметил эксперт.

Остается добавить, что присоединение к Открытому небу является одним из условий, выдвигаемых Еврокомиссией для заключения соглашений с Украиной об углубленной зоне свободной торговли и ассоциированном членстве. Поэтому нынешнее правительство намерено данное условие выполнить. По словам первого вице-премьера Андрея Клюева, это произойдет уже в 2011 году. Это означает, что у Привата осталось совсем немного времени для подготовки к жесточайшей конкуренции с крупными авиагигантами типа KLM, Air France, LuftНansa.

Между тем для авиационного бизнеса И.Коломойского возник еще один очень серьезный риск. Речь идет о возможности утраты контроля над ЗАО «Укртатнафта», владеющего Кременчугским НПЗ. Как известно, это предприятие является основным украинским производителем авиационного керосина. И сейчас оно считается его основным поставщиком для авиакомпаний Привата.

Поэтому в случае, если Генеральная прокуратура и НАК «Нафтогаз Украины» оспорят продажу пакета из 28,78% акций ЗАО «Укртатнафта», как это было заявлено в конце сентября, авиаперевозчики И.Коломойского утратят еще одно серьезное преимущество перед своими конкурентами. Очевидно, что владелец Привата прекрасно это понимает. И, со своей стороны, ищет возможность договориться с властями по всему спектру вопросов в авиационном бизнесе.

В этом контексте следует рассматривать решение Днепр-авиа безвозмездно передать ГП «Международный аэропорт «Запорожье» взлетно-посадочную полосу и радиомаячную систему, принятое в сентябре. Насколько этот широкий жест посчитают достаточным в правительстве, станет ясно в ближайшее время.

Источник: МинПром

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s