ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

ЭКСПАНСИЯ. РОССИЯНЕ СКУПАЮТ УКРАИНУ. На фоне политической оттепели готовятся сделки по приобретению активов

Posted by operkor на Ноябрь 16, 2010

Период бессмысленной вражды Украины и России закончен, начался период такой же бессмысленной дружбы. У отечественного бизнеса есть деньги и видение потенциальной синергии. А украинской промышленности нужны инвестиции. Казалось бы, взаимное притяжение должно обеспечить множество сделок, но нет: больше пяти лет бизнес-логике противостояла логика политическая: экс-президент Виктор Ющенко российский бизнес не приветствовал. С переходом власти к более-менее лояльному Виктору Януковичу это препятствие исчезло. И россияне заметно активизировались в сфере слияний и поглощений.

Чем поживиться.

Первая громкая сделка прошла в январе 2010 года, когда группа инвесторов во главе с владельцем компании Carbofer Александром Катуниным приобрела за $1 млрд контроль в «Индустриальном союзе Донбасса».

 Затем в конце мая группа инвесторов во главе с «Тройкой Диалог» без лишнего шума приобрела 48% меткомбината «Запорожсталь». Сумма сделки оценивается в $1,7 млрд. В инвесткомпании заявляют, что действовали в интересах группы независимых покупателей. Но на Украине все равно поднялся шум: рука Кремля тянется к отечественной металлургии, ведь финансовую поддержку в сделке оказывал ВЭБ.

Чтобы представлять масштаб происходящего: металлургия для Украины – почти как нефтянка для России. У нас нефтедоллары – у них сталедоллары. Это  предпоследний рубеж украинской экономики: дальше только «Нафтогаз».

Новый виток политического потепления между сопредельными государствами открыл восточным соседям путь к тем активами, которые еще не выкуплены иностранным капиталом. Конкурентов почти нет, свидетельствуют местные эксперты: интерес со стороны западных инвесторов снижается, ведь свойственные Украине политические риски со сменой режима никуда не делись. Комфортно в таких условиях себя чувствуют только поддерживаемый властью российский бизнес – он также привык играть без четких правил только внутри собственной страны.

Из менее крупных сделок с начала года – Брянский машзавод (входит в структуру «Трансмашхолдинга») фактически повторно приобрел за $54 млн на приватизационном конкурсе 76% акций «Лугансктепловоза». В марте ММВБ закрыла сделку по поглощению крупнейшей украинской биржи ПФТС. А ТНК-ВР в мае оформила приобретение киевской сети заправок «Вик Ойл», потратив на нее $313 млн. В целом, отмечают в украинском агентстве Mergemarket, именно российский бизнес внес наибольшую лепту в общий объем публичных сделок M&A с начала 2010 года, который оценивается в $1,7 млрд.

В грядущих сделках (подробности в таблице) явно просматриваются государственные интересы. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) проявляет внимание сразу к шести украинским судостроительным предприятиям, три из которых находятся в госсобственности. В ОАК давно изучают целесообразность интеграции с АНТК им. Антонова, ГАХК «Артем», а также производителем авиадвигателей «Мотор Сич». Российские компании из других отраслей смотрят на промышленно развитые восток и юг страны. Так, «Сибур Холдинг» с 2008 года интересуется крупным производителем аммиака и карбамида «Одесский припортовый завод», правда, украинские власти регулярно переносят его приватизацию. «Союзплодоимпорт» не прочь приобрести производителя водки «Союз-Виктан», который в данный момент проходит процедуру банкротства, а «Русский стандарт» мечтает о Nemiroff. Наконец, «Фармстандарт», возможно, ведет переговоры о покупке харьковского фармпроизводителя «Биолек».

Хоть шерсти клок.

 После распада Советского Союза много говорили о нарушенных хозяйственных связях между когда-то едиными технологическими комплексами. Однако сейчас единицы российских технологичных компаний выходят на украинский рынок, стремясь провести кооперацию. Таков интерес ОАК к АНТК им. Антонова: российской стороне не помешает конструкторское бюро украинской компании, а киевлянам нужны как производственные мощности российской стороны, так и инвестиции. «Но для большинства других игроков о крайней необходимости интеграции в единое экономическое пространство говорить вряд ли уместно, – рассуждает аналитик БКС Севастьян Козицын. – В этом попросту нет необходимости: в России созданы новые предприятия, аналогичные утраченным на Украине. Нам гораздо нужнее европейские активы, обладающие современными технологиями».

Конечно, это утверждение не относится к потребительскому и финансовому секторам. В этом плане по привлекательности украинский рынок стоит сразу после России среди стран СНГ: высокая численность населения в сочетании с неплохим уровнем доходов. Впрочем, пока о приобретении финансовых активов на Украине говорят только госбанки, которые могут позволить себе такие приобретения даже в период кризиса. В их числе Сбербанк, в июне заявивший о намерении купить украинский банк из топ-10. «Именно выход в финансовый сектор был бы крайне перспективен, – рассуждает Дмитрий Абзалов. – На Украине сложились очень интересное потребительское кредитование, корпоративная структура, а у российских компаний – длинное кредитное плечо, что позволяет выигрывать конкурентную борьбу с украинскими резидентами».

По мнению аналитика «Ренессанс Капитала» Петра Гришина, нынешняя волна экспансии в украинскую экономику может оказаться последней: все активы, в которых был какой-то бизнес-смысл, уже давно приобретены, и делить на Украине больше нечего. В той же банковской системе Украины с приобретением ВЭБом в конце 2008 года Проминвестбанка, по оценкам экспертов, доля российского капитала достигла почти 25%.

«Надо четко разделять живой бизнес и политику, – заявляет Петр Гришин. – Намерения ОСК, ОАК или «Росатома» к зарабатыванию денег не имеют никакого отношения. С одной стороны, их выход в сопредельное государство нужен, чтобы сделать вид, что мы так сильно дружим и интегрируемся, с другой стороны, это временные гарантии на транспортировку газа, пока не пущены обходные трубопроводы – Северный и Южный потоки».

Российский газ, транспортируемый через Украину, – повод продемонстрировать миру практический подход ведения дел российскими властями в экономике и отсутствие политических «любимчиков». Так, министр финансов Алексей Кудрин даже не смягчал формулировок, когда заявлял, что продавая дешевый газ Украине, Россия будет терять по $10 млрд ежегодно в течение 10 лет, поэтому начнет искать способы хотя бы частично компенсировать потери.

Связать риски по рукам.

Отечественные компании не могут не учитывать рисков, основной из которых – отсутствие гарантий сохранения инвестиций. Это было продемонстрировано прежним правительством, которое возглавляла Юлия Тимошенко. Оно по своему усмотрению пересматривало результаты приватизации 1998–2005 годов – а ведь в ней активно участвовали россияне. «С уходом Виктора Януковича никто не поручится за сохранение контроля над активами, – рассуждает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – Как показывает практика, арбитражные суды Киева полностью зависят от позиции текущего руководства страны и зачастую действуют вне правового пространства. Учитывая, что большинство мощностей изношены, им необходимы значительные инвестиции. Однако без гарантий вряд ли стоит ожидать серьезных вложений». Например, на модернизацию только столь желанной «Газпромом» газотранспортной системы Украины необходимо потратить порядка 10 млрд евро в течение 3–5 лет.

Украинские власти к созданию института гарантий пока не готовы. И Россия, видимо, будет воспроизводить его самостоятельно. Например, уже используется так называемая «схема связывания». «Чтобы гарантировать собственникам сохранность активов, к ним необходимо привязать какую-либо льготу, – объясняет Дмитрий Абзалов. – Скажем, в условиях аренды Черноморского флота прописываются конкретные ценовые условия на газ. При несоблюдении договора сразу изменяются цены».

Механизм может работать и в отношении других госкорпораций. Например, «Росатом» готов помогать в строительстве АЭС, но взамен на льготы по кредитам. Кроме того, предполагается использование российских стройматериалов и топлива. Так что даже при последующем возможном изменении структуры собственности атомная промышленность Украины будет завязана на Россию.

«Связывание» способны использовать частные компании. Так, «Лугансктепловоз» (железнодорожные вагоны и цистерны) на 80% зависит от поставок «Российским железным дорогам» – в свое время его попытки выйти на рынок Восточной Европы продемонстрировали, что завод не заточен под западных покупателей. Так что ТМХ, в число акционеров которого входит РЖД, вполне способен регулировать взаимоотношения с «Лугансктепловозом» посредством уменьшения или увеличения заказов на вагоны из России. «Именно такие жесткие завязки будут способствовать сохранению инвестиций, а вовсе не попытки получить какие-то политические гарантии, которых Украина попросту не может предоставить», – считает Дмитрий Абзалов.

Какие украинские активы хочет Россия

АНТК им. Антонова, Киев, Грузовые, пассажирские и самолеты особого назначения         

Биолек                , Харьков, Иммунобиологические и лекарственные препараты      

ВАТ «Мотор Сич»,  Запорожье, Строительство, ремонт и сопровождение авиационных двигателей

ГАХК «Артем»,  Киев, Авиационные и противотанковые управляемые ракеты, авиационные пусковые устройства, оборудование; гражданская продукция         

Государственная судоходная компания «Керченская паромная переправа», Керчь, Грузовые и пассажирские перевозки        

ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект», Николаев,                Газотурбинные двигатели, зубчатые передачи, газотурбинные установки         

ЗГП «Кремнийполимер»,        Запорожье,      Кремнийорганические продукты, Производитель солнечных батарей

Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд,               Кировоградская область, Переработка слабомагнитных окисленных руд      

Мариупольский завод тяжелого машиностроения «Азовмаш», Мариуполь, Железнодорожные цистерны, грузовые вагоны, платформы    

Международная акционерная авиационная компания «УРГА», Кировоград, Грузовые и пассажирские авиаперевозки              

НАК «Нафтогаз Украины», Киев, Добыча, транспортировка и переработка нефти               

НАЭК «Энергоатом», Киев,  Электроэнергия на АЭС               

НПП «Завод “Экватор”», Николаев, Климатическое оборудование морского и транспортного назначения          

Одесский припортовый завод, Одесса, Производство и реализация аммиака и карбамида            

Союз-Виктан,  Киев – Симферополь,  Ликеро-водочные изделия   

Судостроительный завод им. 61 коммунара,  Николаев,  Боевые корабли и суда весом корпуса до 28 тыс. тонн               

Турбоатом, Харьков, Паровые, гидравлические, газовых турбины для энергетики              

Укртелеком, Киев, Телекоммуникационные услуги               

ФСК «Море», Феодосия, Скоростные суда и суда на подводных крыльях и воздушной подушке гражданского и военного назначения

Херсонский государственный завод «Паллада», Херсон,  Плавучие доки, дебаркадеры, морские и речные причалы, морские и речные волноломы, стационарные искусственные острова для разработки месторождений нефти и газа на шельфах     

Херсонский судостроительный завод, Херсон, Строительство военных и гражданских судов различных типов 

Черноморский судостроительный завод, Николаев,              Строительство военных и гражданских судов различных типов  

Nemiroff,  Винницкая область,  Ликеро-водочные изделия

Источник: Финанс

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: