Хроники и Комментарии

Власть, расследования, сатира, фото

«ЗАПАС СКОРОСТИ» АВТОИСПЫТАТЕЛЯ ИВАНА КОШКИНА. Часть 7. Какая бы «подстава» ни была, всегда можно найти правильное решение

Posted by operkor на 28 ноября, 2010

Иван Павлович Кошкин — человек легендарный. Мастер спорта СССР по ралли. Трижды чемпион Украины. Единственный среди автоиспытателей,  удостоенный звания лауреата Государственной премии СССР. Заслуженный автомобилист Украины. За 38 лет работы на «АвтоЗАЗе», испытывая «Запорожец» и «Таврию», он «намотал» столько километров, сколько не наездят за свою трудовую деятельность сотни обычных водителей. И ни одной аварии! Хотя в переделках испытателю приходилось бывать не раз. «Хроники» продолжают интервью с  Иваном Кошкиным.  На фото «Хроник»: Набережная магистраль Запорожья

 ***

ЧАСТЬ  7.  ВЫХОЖУ ИЗ ПОВОРОТА — КАТИТСЯ  ДЕТСКАЯ КОЛЯСКА

—  Подушки в салоне не спасают при фронтальном ударе?

— Нет.  Сегодня при движении, особенно в осенне-зимний период, обязательно нужно учитывать состояние обочины. А для этого, когда движется машина, надо ее «пощупать», чтобы убедиться, в каком они состоянии.

— Пощупать – это значит, пройтись колесом по обочине? Или как?

— Или колесами, или визуально. Состояние территории за обочиной точно должно быть в поле зрения водителя. То есть, всегда надо иметь запасной путь для отступления. Куда можно отступить в случае ситуации? Можно ли использовать обочину? Можно ли использовать участок за обочиной? А если там стоит ряд тополей? Это тоже надо учитывать. До пиковой ситуации надо все это оценивать. Всю дорожную ситуацию. Если там ряд деревьев,  туда нельзя.

— А если другого выхода нет? Бывает ведь такое?

— Тогда останешься в кювете. Не прямо уйдешь, а по кювету. Это с переворотом будет. Но если под углом пойдет, ты можешь не опрокинуться. Что и было у меня.

—  Что ж, всю дорогу  оценивать дорожную ситуацию? А если рядом дама и водителю хочется с ней поболтать?

— Для хорошего водителя следить за дорогой  становится привычкой. Можешь разговаривать с сидящим рядом человеком, но  дорожная  ситуация у тебя под контролем. Ты ее подсознательно оцениваешь. Это вначале кажется обременительно. Потом вырабатывается привычка. И работает только зрение. Оценка ситуации –  основа подготовки водителя. Это контраварийный элемент, которому надо обучать молодых водителей. Эти уроки я усвоил, осваивая и испытывая новые машины. Потому что там стояла задача – не потерять машину, сохранить ее для продолжения испытаний.

— Это и помогло вам десятки лет ездить?

— Да.  44  года на испытаниях,  за рулем с 52-го года. И только благодаря постоянному анализу дорожной ситуации, ее прогнозированию не было травмоопасных аварий. Вот Малев, наш бывший секретарь Запорожского обкома, а потом министр – погиб. Его машина врезалась в КАМАЗ. В той ситуации можно  было принять решение.

— Говорили, что это специально было подстроено.

— Какая бы «подстава» ни была, всегда можно найти правильное решение. У меня такое было в ГДР, когда служил в армии. Выхожу из-за поворота – населенный пункт. А там один населенный пункт кончается, другой начинается – не поймешь. Как близнецы.  Небольшие поселки городского типа. Выхожу из поворота – катится детская коляска. Катится прямо под машину. Я сразу  влево — и в стену ресторана. Провалил стену ресторана под окном, столики сломал.

— Какая у вас машина была?

— БТР-40, грузовая. Выскакиваю, смотрю, а  в коляске — кукла. Я понял:   репортер, спровоцировали ситуацию, сняли. Чтобы показать – давят ребенка. Ну, тут вызвали полицию, комендатуру. Начали расследовать. Полицейский говорит:  все проблемы снимаются! Поблагодарили меня. Мы, говорит, знаем, что это такое…

—  А разрушенный ресторан? Люди там не пострадали?

— Людей как раз там не было. Это произошло днем. Небольшой ресторанчик семейного типа. У немцев много таких ресторанов. Полицейский сказал, что с хозяином ресторана он сам разберется. Помогли мне вытащить машину и все на этом. Потому что это была «подстава».

— Кому и зачем это было нужно?

— Такая практика там была. Подставляли под военную советскую технику свои «драбанты» – машины, где весь кузов пластмассовый. И воинская часть покупает пострадавшему новую машину.  По их законам виновник полностью восстанавливает или покупает новую машину. Специально делали это, подставляли под советские машины.

—  Вы считаете, что и при «подставе» можно остаться в живых?

— Можно. Если не думать об этом. Если у водителя достаточная подготовка по типичным ситуациям.

 «Я ПРОТИВ ЖЕНЩИН НИЧЕГО НЕ ИМЕЮ»

 — А как быть, если пиковая ситуация такая, что спасая себя, ты убиваешь других?

— Такого быть не должно. Ты принимаешь решение за себя, свою машину.  Бей  свою машину или же погибай, но не распоряжайся чужими жизнями. То есть, пострадать из-за своей оплошности ты должен сам, но не другой участник движения. Это закон поведения каждого водителя. Ты не имеешь права распоряжаться чужой жизнью. Если бы у нас было достаточно подготовленных водителей так  думающих, то ситуация на дорогах, конечно, была бы другой.

— Что надо сделать, чтобы водители были заинтересованы повышать  профессиональный уровень?

— Сколько процентов сегодня людей покупают водительские права? Никто не знает. Потом, как можно за три месяца подготовить водителя? Подготовить его нормально можно не меньше, чем за год. И потом еще три года он должен учиться. Таким образом, за четыре-пять лет водитель только становится водителем. Но не за три месяца. Теперь посмотрите, какая методика обучения – электронные карточки. Но это же смешно! Экзамен должен проходить в общении. Высококвалифицированный преподаватель должен изучать претендента на водителя: что он может, что знает? Кроме того, изучать его состояние, реакцию.

—   О пьянстве за рулем мы не обсуждаем

—  Пьяный за рулем – потенциальный  убийца.  За пьянство нужно лишать прав пожизненно. Без сожаления. Штрафы  новых украинцев не пугают. Заплатил и уехал. И опять же будет пить,  создавать аварийную ситуацию на дорогах.

— А то, что старые иномарки вновь разрешили ввозить в Украины, это правильно?

— Украину сделали свалкой всего. Кстати, вот еще такой момент. Берешь, например, иномарку или две разные иномарки и делаешь тест, вот эти заезды. Конечный результат получается один и тот же. Скоростной я имею в виду. Но на одной машине я затрачиваю гораздо больше психологических сил, чтобы выполнить одно и то же упражнение. А на второй машине делаю это совершенно легко.

— С чем это связано?

—  Считаю, что нужно  делать замеры, сколько водитель тратит психофизических сил на выполнение данного упражнения. Вот это будет объективная оценка.

—  Сейчас это не делается?    

— Нет.  А это  важно. На спокойной машине  не подготовленный водитель может выполнить  маневр внезапный легко и свободно. А на второй машине он может не справиться. И виноват в этом не он, а машина. Потому что она неконтролируема, не знаешь, что от нее ожидать. А в ГАИ пишут: водитель не справился с управлением. Так вот я и говорю: если  инструментальная оценка поведения машины будет с учетом затраченных психофизических сил – это  характеризует управляемость автомобиля, его прогнозируемость.

— А может, это и делается где-нибудь?

— Нет, не делается.  Наверное, не ставилась такая задача. А может уже что-то и есть. Но это основа.  Когда проходят водители медицинскую комиссию, надо проводить и такие тесты. Для будущих водителей проводить надо тесты на выполнение определенных упражнений.

— Это сложная методика?

— Это просто. Шлем одел и выполняй  упражнение. А психоаналитики или психотерапевты будут опрос делать: степень его подготовленности, можно ли вообще ему выдавать права. Этим заниматься должна совместная комиссия – ГАИ и медицина. Специально разработать площадку, расположить упражнения. И на скорости он должен приехать. И все это фиксируется специалистами. Вот это и будет определять готовность или пригодность водителя для езды на дорогах общего пользования.

— При покупке машины на рынке вы могли бы дать человеку совет: стоит покупать эту машину или не стоит?

— Мои друзья, когда покупают на рынке машины, обращаются ко мне. Говорят: мы приедем, ты посмотри машину. Я посмотрел, говорю: «На два года тебя устроит?» — «Устроит», — отвечает. «Тогда бери. На большее ее не хватит». Есть  такое барахло на рынке, что вообще нельзя его покупать. Из хлама слеплено.

—  Оценка машины  для вас  не проблема?

— Ну, конечно. Это же моя профессия. Что-что, а машину определить для меня ничего не составляет. Без всяких проверок.

— Сегодня много за рулем можно видеть женщин. Как вы на это смотрите?

— Я не против женщин. Но я против неподготовленных женщин.

— По статистике, говорят, они меньше аварий совершают.

— Они более дисциплинированные. Это в их природе заложено. И очень вежливо обращаются с техникой. Но дело в том, что на дорогах они проходят не совсем подходящую школу. Вот эту агрессивность. И вот эта незримая идиотская школа портит женщин-водителей.

Может, некоторые из них не изменяют своим привычкам. Но большинство подчиняются вот этому бардаку на дорогах. А в принципе против женщин я ничего не имею. Но подготавливать их, я считаю, должны женщины, а не мужчины. Здесь своя специфика. Психологическая совместимость больше. Вообще подготовку водителей надо вести на более серьезном уровне. Неплохо было бы создать школу мастерства водителей.

— Для тех, кто уже стал водителем?

—  Для водителей, желающих повысить свое  мастерство. Для тех, кто хочет не просто ездить, а в совершенстве владеть машиной.

— Кстати, самодельные машины в Запорожье есть?

—  Если кто и делает, то зарегистрировать их сегодня практически невозможно. Там куча экспертиз, заключений требуется. И  все платно. Так что, лучше и дешевле ездить на тех машинах, которые имеются в продаже. Но всегда надо помнить, что основа основ водительского кредо –  строжайшее соблюдение правил движения. Об этом  забывать опасно.

 Николай Зубашенко, журналист. Фото «Хроники»

Постоянный адрес:  «ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ» https://operkor.wordpress.com.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: