ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

«ЗАПАС СКОРОСТИ» АВТОИСПЫТАТЕЛЯ ИВАНА КОШКИНА. Часть 7. Какая бы «подстава» ни была, всегда можно найти правильное решение

Posted by operkor на Ноябрь 28, 2010

Иван Павлович Кошкин — человек легендарный. Мастер спорта СССР по ралли. Трижды чемпион Украины. Единственный среди автоиспытателей,  удостоенный звания лауреата Государственной премии СССР. Заслуженный автомобилист Украины. За 38 лет работы на «АвтоЗАЗе», испытывая «Запорожец» и «Таврию», он «намотал» столько километров, сколько не наездят за свою трудовую деятельность сотни обычных водителей. И ни одной аварии! Хотя в переделках испытателю приходилось бывать не раз. «Хроники» продолжают интервью с  Иваном Кошкиным.  На фото «Хроник»: Набережная магистраль Запорожья

 ***

ЧАСТЬ  7.  ВЫХОЖУ ИЗ ПОВОРОТА — КАТИТСЯ  ДЕТСКАЯ КОЛЯСКА

—  Подушки в салоне не спасают при фронтальном ударе?

— Нет.  Сегодня при движении, особенно в осенне-зимний период, обязательно нужно учитывать состояние обочины. А для этого, когда движется машина, надо ее «пощупать», чтобы убедиться, в каком они состоянии.

— Пощупать – это значит, пройтись колесом по обочине? Или как?

— Или колесами, или визуально. Состояние территории за обочиной точно должно быть в поле зрения водителя. То есть, всегда надо иметь запасной путь для отступления. Куда можно отступить в случае ситуации? Можно ли использовать обочину? Можно ли использовать участок за обочиной? А если там стоит ряд тополей? Это тоже надо учитывать. До пиковой ситуации надо все это оценивать. Всю дорожную ситуацию. Если там ряд деревьев,  туда нельзя.

— А если другого выхода нет? Бывает ведь такое?

— Тогда останешься в кювете. Не прямо уйдешь, а по кювету. Это с переворотом будет. Но если под углом пойдет, ты можешь не опрокинуться. Что и было у меня.

—  Что ж, всю дорогу  оценивать дорожную ситуацию? А если рядом дама и водителю хочется с ней поболтать?

— Для хорошего водителя следить за дорогой  становится привычкой. Можешь разговаривать с сидящим рядом человеком, но  дорожная  ситуация у тебя под контролем. Ты ее подсознательно оцениваешь. Это вначале кажется обременительно. Потом вырабатывается привычка. И работает только зрение. Оценка ситуации –  основа подготовки водителя. Это контраварийный элемент, которому надо обучать молодых водителей. Эти уроки я усвоил, осваивая и испытывая новые машины. Потому что там стояла задача – не потерять машину, сохранить ее для продолжения испытаний.

— Это и помогло вам десятки лет ездить?

— Да.  44  года на испытаниях,  за рулем с 52-го года. И только благодаря постоянному анализу дорожной ситуации, ее прогнозированию не было травмоопасных аварий. Вот Малев, наш бывший секретарь Запорожского обкома, а потом министр – погиб. Его машина врезалась в КАМАЗ. В той ситуации можно  было принять решение.

— Говорили, что это специально было подстроено.

— Какая бы «подстава» ни была, всегда можно найти правильное решение. У меня такое было в ГДР, когда служил в армии. Выхожу из-за поворота – населенный пункт. А там один населенный пункт кончается, другой начинается – не поймешь. Как близнецы.  Небольшие поселки городского типа. Выхожу из поворота – катится детская коляска. Катится прямо под машину. Я сразу  влево — и в стену ресторана. Провалил стену ресторана под окном, столики сломал.

— Какая у вас машина была?

— БТР-40, грузовая. Выскакиваю, смотрю, а  в коляске — кукла. Я понял:   репортер, спровоцировали ситуацию, сняли. Чтобы показать – давят ребенка. Ну, тут вызвали полицию, комендатуру. Начали расследовать. Полицейский говорит:  все проблемы снимаются! Поблагодарили меня. Мы, говорит, знаем, что это такое…

—  А разрушенный ресторан? Люди там не пострадали?

— Людей как раз там не было. Это произошло днем. Небольшой ресторанчик семейного типа. У немцев много таких ресторанов. Полицейский сказал, что с хозяином ресторана он сам разберется. Помогли мне вытащить машину и все на этом. Потому что это была «подстава».

— Кому и зачем это было нужно?

— Такая практика там была. Подставляли под военную советскую технику свои «драбанты» – машины, где весь кузов пластмассовый. И воинская часть покупает пострадавшему новую машину.  По их законам виновник полностью восстанавливает или покупает новую машину. Специально делали это, подставляли под советские машины.

—  Вы считаете, что и при «подставе» можно остаться в живых?

— Можно. Если не думать об этом. Если у водителя достаточная подготовка по типичным ситуациям.

 «Я ПРОТИВ ЖЕНЩИН НИЧЕГО НЕ ИМЕЮ»

 — А как быть, если пиковая ситуация такая, что спасая себя, ты убиваешь других?

— Такого быть не должно. Ты принимаешь решение за себя, свою машину.  Бей  свою машину или же погибай, но не распоряжайся чужими жизнями. То есть, пострадать из-за своей оплошности ты должен сам, но не другой участник движения. Это закон поведения каждого водителя. Ты не имеешь права распоряжаться чужой жизнью. Если бы у нас было достаточно подготовленных водителей так  думающих, то ситуация на дорогах, конечно, была бы другой.

— Что надо сделать, чтобы водители были заинтересованы повышать  профессиональный уровень?

— Сколько процентов сегодня людей покупают водительские права? Никто не знает. Потом, как можно за три месяца подготовить водителя? Подготовить его нормально можно не меньше, чем за год. И потом еще три года он должен учиться. Таким образом, за четыре-пять лет водитель только становится водителем. Но не за три месяца. Теперь посмотрите, какая методика обучения – электронные карточки. Но это же смешно! Экзамен должен проходить в общении. Высококвалифицированный преподаватель должен изучать претендента на водителя: что он может, что знает? Кроме того, изучать его состояние, реакцию.

—   О пьянстве за рулем мы не обсуждаем

—  Пьяный за рулем – потенциальный  убийца.  За пьянство нужно лишать прав пожизненно. Без сожаления. Штрафы  новых украинцев не пугают. Заплатил и уехал. И опять же будет пить,  создавать аварийную ситуацию на дорогах.

— А то, что старые иномарки вновь разрешили ввозить в Украины, это правильно?

— Украину сделали свалкой всего. Кстати, вот еще такой момент. Берешь, например, иномарку или две разные иномарки и делаешь тест, вот эти заезды. Конечный результат получается один и тот же. Скоростной я имею в виду. Но на одной машине я затрачиваю гораздо больше психологических сил, чтобы выполнить одно и то же упражнение. А на второй машине делаю это совершенно легко.

— С чем это связано?

—  Считаю, что нужно  делать замеры, сколько водитель тратит психофизических сил на выполнение данного упражнения. Вот это будет объективная оценка.

—  Сейчас это не делается?    

— Нет.  А это  важно. На спокойной машине  не подготовленный водитель может выполнить  маневр внезапный легко и свободно. А на второй машине он может не справиться. И виноват в этом не он, а машина. Потому что она неконтролируема, не знаешь, что от нее ожидать. А в ГАИ пишут: водитель не справился с управлением. Так вот я и говорю: если  инструментальная оценка поведения машины будет с учетом затраченных психофизических сил – это  характеризует управляемость автомобиля, его прогнозируемость.

— А может, это и делается где-нибудь?

— Нет, не делается.  Наверное, не ставилась такая задача. А может уже что-то и есть. Но это основа.  Когда проходят водители медицинскую комиссию, надо проводить и такие тесты. Для будущих водителей проводить надо тесты на выполнение определенных упражнений.

— Это сложная методика?

— Это просто. Шлем одел и выполняй  упражнение. А психоаналитики или психотерапевты будут опрос делать: степень его подготовленности, можно ли вообще ему выдавать права. Этим заниматься должна совместная комиссия – ГАИ и медицина. Специально разработать площадку, расположить упражнения. И на скорости он должен приехать. И все это фиксируется специалистами. Вот это и будет определять готовность или пригодность водителя для езды на дорогах общего пользования.

— При покупке машины на рынке вы могли бы дать человеку совет: стоит покупать эту машину или не стоит?

— Мои друзья, когда покупают на рынке машины, обращаются ко мне. Говорят: мы приедем, ты посмотри машину. Я посмотрел, говорю: «На два года тебя устроит?» — «Устроит», — отвечает. «Тогда бери. На большее ее не хватит». Есть  такое барахло на рынке, что вообще нельзя его покупать. Из хлама слеплено.

—  Оценка машины  для вас  не проблема?

— Ну, конечно. Это же моя профессия. Что-что, а машину определить для меня ничего не составляет. Без всяких проверок.

— Сегодня много за рулем можно видеть женщин. Как вы на это смотрите?

— Я не против женщин. Но я против неподготовленных женщин.

— По статистике, говорят, они меньше аварий совершают.

— Они более дисциплинированные. Это в их природе заложено. И очень вежливо обращаются с техникой. Но дело в том, что на дорогах они проходят не совсем подходящую школу. Вот эту агрессивность. И вот эта незримая идиотская школа портит женщин-водителей.

Может, некоторые из них не изменяют своим привычкам. Но большинство подчиняются вот этому бардаку на дорогах. А в принципе против женщин я ничего не имею. Но подготавливать их, я считаю, должны женщины, а не мужчины. Здесь своя специфика. Психологическая совместимость больше. Вообще подготовку водителей надо вести на более серьезном уровне. Неплохо было бы создать школу мастерства водителей.

— Для тех, кто уже стал водителем?

—  Для водителей, желающих повысить свое  мастерство. Для тех, кто хочет не просто ездить, а в совершенстве владеть машиной.

— Кстати, самодельные машины в Запорожье есть?

—  Если кто и делает, то зарегистрировать их сегодня практически невозможно. Там куча экспертиз, заключений требуется. И  все платно. Так что, лучше и дешевле ездить на тех машинах, которые имеются в продаже. Но всегда надо помнить, что основа основ водительского кредо –  строжайшее соблюдение правил движения. Об этом  забывать опасно.

 Николай Зубашенко, журналист. Фото «Хроники»

Постоянный адрес:  «ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ» https://operkor.wordpress.com.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: