Когда “большие” бизнесмены начинают выяснять между собой отношения или решать какие-то другие насущные для них вопросы, нередко рыночная цена акций их предприятий падает в разы. Больше всего это не выгодно миноритариям, которые зачастую инвестируют в акции не столько с целью получить дивиденды (явление для Украины редкое), сколько в расчете на доход от продажи бумаг по более высокой цене.
Последним примером, напомнившем о незавидном положении миноритариев, стали события вокруг Сумского НПО им. Фрунзе. Эскалация конфликта между основными владельцами — Константином Григоришиным (контролирует 82%) и братьями Суркисами (13,5%) — привела к почти трехкратному снижению стоимости акций. Инвесторы спешат избавиться от бумаг этого предприятия, так как опасаются, что Григоришину удастся вывести активы и оставить братьев Суркисов фактически ни с чем, а заодно с ними и всех остальных миноритариев. Чем бы ни закончился корпоративный конфликт олигархов, на данный момент от их разногласий мелкие инвесторы обеднели уже на 150 млн. грн. (уменьшение стоимости акций, находящихся в свободном обращении).
Это далеко не единственный случай, когда корпоративные интересы основного акционера оборачивались колоссальными убытками для миноритариев. “ДЕЛО” составило рэнкинг “корпоративного бескультурья”, в котором перечислены наиболее резонансные события, приведшие к потерям миноритарных акционеров. Рэнкинг составлен на основе опроса представителей крупных инвесткомпаний, работающих в Украине.
Побочные эффекты
Основные опасности подстерегают мелких акционеров, когда разгорается корпоративный конфликт между собственниками, грядет реорганизация, происходит слияние с другими компаниями или же бизнес просто готовят к продаже. При этом чаще всего хозяева предприятий не ставят перед собой цели нанести урон миноритариям. “Нет корпоративной культуры. Основной акционер считает, что предприятие полностью принадлежит ему, и решая какие-то свои вопросы, например, вытесняя партнеров из бизнеса или готовя компании к продаже, он совершает действия, абсолютно не задумываясь о других миноритариях”, — объясняет бывший собственник инвестгруппы “Сократ” Роман Сазонов.
Например, перманентный конфликт между собственниками “Одессаоблэнерго” (VS Energy, 65,77% акций, и группой “Финансы и Кредит”, около 10%) привел к тому, что в ноябре 2006 года одна из сторон пыталась провести трехкратную допэмиссию без допуска к подписке миноритариев. “Это привело к удешевлению акций почти в три раза. И хотя решение о допэмиссии не было утверждено, стоимость акций так и не вернулась на прежний уровень”, — рассказывает аналитик ИФГ “Сократ” Станислав Картавых.
Показателен случай и с меткомбинатом “Запорожсталь”. Напомним, в июне 2006 года на собрании акционеров комбината было принято решение об увеличении уставного капитала на 450 млн. грн. (до 660,9 млн. грн.) путем присоединения к комбинату пяти обществ с ограниченной ответственностью. При этом мелким акционерам, которым на тот момент принадлежало около 8% акций “Запорожстали”, было предложено продать их по номинальной цене 0,25 грн. (что в 24 раза ниже рыночной). В итоге рыночная стоимость бумаг упала с 6 до 2,5 грн.
Финансовый кризис внес некоторую новизну в “корпоративную культуру”. Под давлением значительной долговой нагрузки компании стали чаще объявлять себя банкротами, предварительно выводя активы на другое юрлицо. Например, в июне начата процедура банкротства ОАО “Ясиноватский машиностроительный завод”. В то же время ООО “Ясиноватский машиностроительный завод” успешно работает на мощностях обанкротившегося акционерного общества. Впрочем, миноритарным акционерам от этого не легче. “Стоимость акций снизилась за последние полгода с 10 грн. до 4 коп.”, — констатируют в ИГ “ТАСК”.
Вариантов много
Вступивший в действие в 2009 году Закон “Об акционерных обществах” должен был изменить ситуацию к лучшему, но на практике этого не произошло. “Да в законе есть ряд норм, направленных на защиту миноритариев. Например, обязательный выкуп акций у несогласных акционеров по рыночной цене. Но это достаточно слабое утешение, так как на практике эта норма успешно обходится”, — отмечает директор аналитического департамента компании Astrum Investment Management Алексей Блинов.
Согласен с ним и президент инвестиционных фондов КУА “Амадеус” Михаил Ройко. “Есть масса способов ущемить интересы миноритария. Например, компания структурируется так, что вся прибыль оседает на “офшорке”, а убытки остаются на эмитенте. Можно почти беспрепятственно вывести активы и начать банкротить акционерное общество. А можно так организовать присоединение к заводу даже газетного киоска, что у миноритариев “слезы” останутся”, — перечисляет риски фондовик.
О том, как повысить уровень защиты прав миноритариев, дискуссии ведутся уже не один год. Главное, на чем акцентируют внимание эксперты: можно сколь угодно долго улучшать законодательство в этой сфере, но если корпоративная культура у нас останется на прежнем уровне, оставаться миноритарием в Украине будет довольно рискованным занятием и впредь.
Наиболее резонансные корпоративные события, которые привели к значительным потерям миноритарных акционеров
Меткомбинат “Запорожсталь”.
Midland Group. 2006 год. Увеличение УФ в 2,13 раз с обменом выпущенных акций на доли в уставных фондах аффилированых компаний; пропорциональное снижение долей миноритариев. За неделю акции подешевели на 58%
“Одессаоблэнерго”
VS Energy (65,77%), группа “Финансы и Кредит” (около 10%), ФГИУ, 2006 год. Решение о троекратной допэмиссии акций без допуска миноритариев к подписке. Эмиссия не была проведена. Акции подешевели более чем в 2 раза
“Днипроэнерго”
ФГИУ, ДТЭК. 2007 год. Увеличение УФ в 1,52 раза для присоединения компании с активами 1 млрд. грн. Миноритариев не допустили к подписке. Размыты доли миноритариев в 1,52 раза
“Киевмедпрепарат”
Группа “Финансы и Кредит”. 2007 год. Допэмиссия акций ОАО “Киевмедпрепарат” на сумму 70 млн. грн. Миноритари не были допущены к подписке. Акции подешевели более чем в 3 раза
Завод “Коминмет”
“Приват-Интертрейдинг”. 2007 — 2009 годы. Увеличение УФ в 2,95 раз (5 допэмиссий, на 24% каждая); снижение долей миноритарных акционеров. За 2 года акции подешевели в 28 раз
Ясиноватский коксохимический завод
Группа “Донецксталь» . 2010 год. Перевод активов на одноименное ООО, инициация процедуры банкротства. Акции подешевели более чем в 100 раз
Сумское НПО им. Фрунзе
Группа “Энергетический Стандарт”. 2010 год. Перевод части активов на одноименное ООО с последующей продажей 78% этого ООО офшорной компании. Акции подешевели в два раза.
Источник: Экономические известия