Хроніки та Коментарі

Інтернет-портал

Китай охотится за российскими авиатехнологиями. Что пишет “The Washington Times”?

Posted by operkor на 3 Січня, 2011

 Настоящий «десант» китайских двигателистов и разведчиков на недавней российской выставке стал очередным свидетельством того, что Пекин по-прежнему зависит от российских технологий в сфере реактивной авиации. На недавнем салоне «Двигатели-2010» (это мероприятие проводится раз в два года) обращало на себя внимание большое количество китайцев, активно занимавшихся сбором информации.

 На сей раз участников салона было меньше, чем в предыдущие годы – это связано с тем, что Москва объединила почти все авиадвигательные КБ и предприятия в одну гигантскую корпорацию, контролируемую государством.

«Самой многочисленной из зарубежных делегаций была китайская – до 30 специалистов, явно получивших конкретные указания относительно целевого сбора технической информации о российских реактивных двигателях, – рассказал в интервью Washington Times один российский эксперт по авиакосмическим технологиям. – Они разбились на группы по два-три человека и принялись методично «прочесывать» экспозицию, изучая образцы и макеты, о которых им было поручено узнать как можно больше».  

В последние годы в рамках общего наращивания военной мощи Китай активно развивает истребительную авиацию: недавно на вооружение была принята новая реактивная машина собственной разработки, а в ноябре был анонсирован проект по созданию еще более современного истребителя. На авиакосмических салонах и выставках военной техники представители промышленности и спецслужб других стран часто пытаются собирать сведения о новых российских конструкторских разработках и технологиях, пояснил наш собеседник: «Однако на сей раз китайцы «перегнули палку».

Во-первых, их было просто слишком много – они кишели повсюду как муравьи». Кроме того, на нынешнем салоне, по его словам, китайцы действовали особенно энергично: «Совершенно очевидно, что их самым подробным образом проинструктировали, какую информацию надо собирать». Активное партнерство между Китаем и Россией в военной сфере было налажено в начале 1990-х; прологом стала покупка Пекином первой партии истребителей Су-27, на тот момент самых современных российских боевых самолетов.

За этим последовали новые заказы на Су-27 (а затем и соглашение об их производстве по лицензии на предприятиях Шеньянской авиастроительной корпорации), а также закупки его более современной модификации Су-30 МКК. В результате этого сотрудничества Китай получил доступ к российскому военно-промышленному ноу-хау, что придало новый импульс развитию его ВПК и позволило китайцам производить системы вооружений мирового уровня.

Однако производство современных реактивных двигателей с высоким уровнем надежности и боевой эффективности пока что оказалось не по зубам китайской авиакосмической промышленности. Два новейших типа истребителей, разработанных и выпускаемых Авиакосмическим комплексом в Чэнду (провинция Сычуань) – FC-1 и J-10 – имеют двигатели российского производства. Они производятся в Москве и Санкт-Петербурге в специальной комплектации для Китая, а затем поставляются в Чэнду в готовом виде.

Таким образом, в данном случае передача технологий китайской стороне происходит в минимальном объеме. J-10 создан на основе израильского истребителя «Лави», не принятого на вооружение ЦАХАЛа, который, в свою очередь, проектировался с использованием американских технологий. Недавно на J-10 перешла китайская пилотажная группа «Бай-И» – аналог американских Thunderbirds.

Производство реактивных авиадвигателей – одна из немногих сфер, где китайцам не удается «догнать» русских, прежде всего из-за весьма высоких требований к качеству этих изделий. Кроме того, Китай активно работает над реактивными двигателями для своего растущего арсенала крылатых ракет. Так, в октябре прошлого года китайцы продемонстрировали первую крылатую ракету дальнего радиуса действия DH-10.

Эта система наземного базирования предназначена, как говорят американские военные, для «блокирования района» – поражения американских авианосцев, которые в случае вооруженного конфликта вокруг Тайваня, скорее всего, будут отправлены в район этого острова. Похоже, именно эта задача является одной из приоритетных при разработке новых вооружений в Китае.

«Во время салона китайцы буквально толпились вокруг макета двигателя ТРДД-50 корпорации «Сатурн» [предназначенного для крылатых ракет] – как пчелы, слетевшиеся на мед», – рассказал нам в интервью один из российских участников выставки.

(“The Washington Times”, США)

Напишіть відгук

Please log in using one of these methods to post your comment:

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out /  Змінити )

Google photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google. Log Out /  Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out /  Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out /  Змінити )

З’єднання з %s

 
%d блогерам подобається це: