Сегодня, 12 мая в Запорожье на площади перед зданием Запорожской областной госадминистрации прошел театрализованный митинг нескольких сот предпринимателей, направленный против правительственных реформ, которые, по мнению участников собрания, делают народ еще беднее, а олигархов еще богаче. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ФОТОРЕПОРТАЖ «ХРОНИК»
Открывала и закрывала митинг руководитель Запорожской городского союза предпринимателей «Ника» Лидия Кривенко, показавшая себя пламенным оратором, честившая олигархов, правителей и проичх хозяев жизни «незлим добрим словом», постоянно замечая «мы, простой народ против». Поразила нелогичностью, стала кричать «Слава Украине!». Если беспредел, то какая там слава?
К торговому люду вышел непростой народ — первый заместитель запорожского губернатора Алексей Литвин и мэр Запорожья Александр Син. Они тоже сказали свое веское слово в микрофон. Если чиновник Литвин не лебезил перед митингующими, то выборный человек Александр Ченсанович растекался мыслью по древу, зная, что перед ним стоит его электорат. Как говорят поляки, «падам к ногам».
Организаторы митинга привезли на площадь и постоянно действующие театральные атрибуты в виде совковой лопаты, метлы и гроба, которые должны были, как в настоящем спектакле выстрелить в разгар действа. Естестственно, в сторону действующей власти в лице Верховной Рады и Кабинета министров, и прочих, и прочих чиновников и олигархов.
Когда Лидия Кривенко скомандовала своим коллегам: «Хлопцы, берите гвозди забивайте гроб с реформами!». Хлопцы кинулись забивать гроб и тут раздался громкий крик мэра Запорожья: » А мы этот гроб отвезем и похороним!». Под щелканье фотокамер и восхищенные возгласы митингующих — вай, вай, какой смелый человек! — Александр Син и Алексей Литвин впряглись в возок и протащили его несколько метров.
Но когда Лидия Кривенко объявила о том, что у них, кроме гроба, остались неиспользованными по назначению лопаты и метла для Виктора Януковича, использовать их никто из чиновников не решился. Потому как больше не было таких смелых чиновников на площади. Литвин уже исчез в здании, Син тоже отошел от греха подальше. Это и понятно — нельзя быть смелым постоянно, надо передохнуть. Руководители предпринимателей Лидия Кривенко и Виктор Наумов (в светлом пиджаке) перед торговым народом. Цели и задачи протестантов — у народа в руках.
Единственная политическая сила, засветившаяся на митинге предпринимателей, — партия «Батьківщина» со своими стягами, водруженными на удилища. Многие из БЮТовцев держали по два удилища. Одно из двух — то ли у них партийцев стало мало, то ли удилищ много.
Судя по этому митингу, женщина — ударная сила не только в колхозах, но и в БЮТе. Держу удилище за себя и за того парня. «Тех парней» на митинге не было — ни одного видного запорожского бютовца. Не пришел на площадь ни народный депутат от БЮТ Валерий Крайний, ни его коллега по «ЗАЗу», председатель правления «ЗАЗа» Николай Евдокименко. Не было видно среди протестантов и одного из лидеров облпарторганизации, депутата областного совета от партии «Батьківщина» Николая Фролова. Спрятались за спинами женщин.
Правда, Крайний в митинге все-таки принял участие — он оснастил митингующих аппаратурой, о чем сообщила Лидия Кривенко. Среди участников акции протеста были замечены и глава одной из городских парторганизаций левого толка Девятка, и экс-прокурор области Александр Шацкий — бывший кандидатом в депутаты от той же партии. Но они лозунгов не кричали, а просто наблюдали.
Все улицы и переулки, включая проспект Ленина, перед началом акции были забиты легковыми автомобилями. Когда коммунисты проводили свою акцию протеста, такой «автонавалы» не наблюдалось.
Проспект Ленина, перед зданием областной госадминистрации, в десятке метров от митинга.
Проспект Ленина от гостиницы «Интурист» до универмага «Украина». Ни одного свободного места.
Рядом с протестантами. Одни протестуют, другие прихорашивают город. И никакой реакции на лозунги и призывы напротив.
Милиции на площади было более чем достаточно. Работники милиции, стоявшие группами и беседовавшие о чем-то о своем, после начала митинга окружили протестантов цепью, зорко следя за его участниками. Так и простояли до конца акции протеста. Ничего чрезвычайного в этот день на площади не случилось.
Работники облгосадминистрации нет-нет да и выглядывали из окон, интересуясь, что же там внизу происходит и чего это там кричат «Ганьба!»
На противоположной стороне проспекта Ленина, напротив здания областной госадминистрации, Партия регионов как ответ Чемберлену выставила свою фирменную палатку. Я спросил у палаточников-регионалов: «А вы чего не митингуете? Согласны с реформами? С пенсионной, например?».
«А неча там митинговать, надо работать, — степенно ответил агитатор. А его коллега-женщина добавила: «Они покричали, покричали и разошлись. А у нас тут каждый день ведут прием депутаты от Партии регионов, все записывают и конкретно помогают людям».
— Почему же тогда не палатке ничего не написано о приемах депутатов?
— Сейчас привезут надпись, вы правильно сказали. Возьмите наши газетки, почитайте.
Взял. В пачке — несколько газеток. Одна правительственная, другая — партийная. Полистал, читать нечего. И на площади перестали кричать. Смотрю — а там уже человек двадцать осталось. Митинг мигом разбежался. И гроб унесли. С метлой и совковыми лопатами. Пригодятся для следующего митинга.
На митинге был Эраст Фандорин