Хроники и Комментарии

Власть, расследования, сатира, фото

ХОРТИЦКИЙ ИСТОРИК ВЛАДИМИР ШОВКУН:«Библейские заповеди не совсем подходили казакам. Одна из них гласит: «Не убий». А они убивали, они с этим жили. «Не укради». Как это не укради?»

Posted by operkor на 25 июня, 2011

 

 Запорожский  краевед,  историк  и  архивариус  Владимир  Шовкун  не  обременен  учеными  степенями  и  званиями,   но  его  память  хранит  массу  интересных  фактов.  Особенно,  что  касается  истории  и  литературы.  А  еще – он  удивительный  собеседник.  С  его  неординарными  высказываниями,  порой  категорическими  и  бескомпромиссными,  не  всегда  можно  соглашаться. Некоторые   из  них  отличаются  крайней  ортодоксальностью,    но  что  есть,  то    есть:  из  песни,  как  говорится,  слов  не  выкинешь. Сегодня  наш  разговор  с  Владимиром Шовкуном   о  конституциях и  проблемах,    волнующих  наше  общество.

 О  Конституции  Пилипа  Орлика

      —Владимир  Николаевич,  как  известно,  первую  Конституцию  Украины  написал  гетман  Пилип  Орлик.  И,  говорят,  она  была  достаточно  прогрессивной  по  тем  временам.  Что  Вы  можете  сказать  о  ней?

       -Да,  это  была  одна  из  гуманнейших  конституций  того  периода.  Жаль,  что  не  удалось  воплотить  ее  в  жизнь.  По  разным  причинам.  Сыграло  тут  свою  роль  и  то,  что  Орлик  был  сторонником   Мазепы,  которого  народ,  мягко  говоря,  не  любил.  Относился  к  нему  негативно.  Если  бы  Орлик,  как  автор  этой  Конституции,  выступал  под  другим  именем,  она,  возможно,  привлекла  бы  к  себе  большее  внимание.

        — С  чем  была  связана  нелюбовь  украинцев  к  Мазепе?

        — Простой  люд  был  замучен  крепостническими  повинностями.  А  тут  еще  Мазепа  очень  рьяно  взялся  насаждать  в  Украине  православие,  строил  много  церквей.  Пять  хат – и  церковь.  Этими  церквями  он  просто  задавил  народ.  Это  было  примерно  то  же  самое,  что  мы  видим  сегодня  в  Запорожье,  где  на  каждого  жителя  города  имеются  по  два  торгово-развлекательных  объекта.  Зачем  они  нужны,  скажите?  А  тогда  были  церкви  на  каждом  шагу.  И  народ  за  это  ненавидел  Мазепу.

         — А  что,  другие  гетманы  Украины  не  занимались  строительством  церквей?

          — Занимались,  строили  церкви,  но  не  с  таким  фанатизмом,  как  это  делал  Мазепа.  Кстати,  из  63-х  казацких  предводителей  православными  были  только  двое – Мазепа  и  Сагайдачный.  Больше  никто  из  них  не  был  православным.

       — Даже  Богдан  Хмельницкий?

       — Да,  Богдан  Хмельницкий  был  мусульманин.  И  два  его  сына  тоже  были  мусульмане.  Об  этом  сказано   в  книге   «Казацкий  словарь-справочник».  Дальше  возьмите  такую  историческую  акцию,  как  воссоединение  Украины  с  Россией.  Она  проводилась  не  в  Киеве,  а  в  небольшом  городишке  Переяславе.  Не  знаю,  была  ли  там  церковь.  А  в  Киеве  проводить  эту  акцию  не  пустили  иерархи  в  первую  очередь  потому,  что  он чужой  веры  был.  Ну,  а  потом  все  остальное.

        —Мазепу,  Вы  сказали,  народ  не  любил.  А  как  он  относился  к  другим  казацким  вождям?  Поддерживал  их?

         — Вы  знаете  на  первой  своей  стадии казачество было  от  и  до  народное.  Народ  любил все  казацкое.  Это  на  первой  стадии.   Но  постепенно  все  изменилось.  Причем,  не  в  лучшую  сторону.  Особенно  это  стало  очевидным,  когда  казаки  были  разделены  на  две  когорты – реестровых  и  низовых,  то  есть,  запорожцев.  Реестровые  казаки  служили  властям,  получали  жалование  от  них.  Это  фактически  была  уже  армия.  И  там,  где  они  становились  на  постой,  население  терпело  большие  неприятности.  Потому  что  эти  казаки  делали  все,  что  хотели.  Брали  все,  что  хотели.  И  противостоять  им было  нельзя.  Естественно, это вызывало  недовольство  у  народа.

            —Низовое  казачество  тоже,  наверное,  менялось  со  временем?

           -Конечно,  другими  со  временем  становились  и  низовики,  особенно  казацкая  старшина.  Эти  тоже  считали,  что  они  никому  не  подчиняются.  Потому  в  разные  периоды  было  разное  казачество. А  использовалось  оно в  первую  очередь  Польшей  и  Россией  для  охраны  их  границ  от  мусульманских  притязаний.  Это  была  наилучшая   дешевая  охрана  от  нападения    турок  и  татар.  Французский  писатель  Проспер  Мериме  писал,  что  Украина  страдала  от  трех  врагов – поляков,  татар  и  казаков.  Это  было  сущим  наказанием  для  народа,  что  называется.

             —Предводители  казацкие  в  большинстве  своем  не  были  православными.  А  какой  веры  придерживались  казаки?

             — У  казаков  фактически  не  было  религии.  Она  появилась  у  них  только  после,  так  называемого,  воссоединения  Украины  с  Россией.   Через  десять  лет  после  смерти  Богдана  Хмельницкого.  Вот  тогда  уже  церковь  имела  свое  влияние  среди  казачества.  Правда,  библейские  заповеди  не  совсем  подходили  казакам.  Одна  из  них  гласит: «Не  убий».  А  они  убивали  каждый  день,  они  с   этим  жили.   «Не  укради».  Как  это  не  укради?  Для  казаков  это  было  непонятно.  Не  совпадало  с  их  идеологией.  Церковь  тоже  не  нужна  была  казакам.  Они  сегодня  здесь,  а  завтра  там.

          — Конституция  Орлика  не  состоялась.  А  какая  была  следующая?

          — После  Орлика  не  было  у  нас  Конституции,  потому  что  Украина  не  была  свободной.  Кто  же  предоставит колониальной  державе  Конституцию?   Был,  так  называемый,  Закон  украинского  народа.   Это  у  Костомарова,  украинского  историка  и  политика.  Это,  конечно,  не  Конституция,  но  содержание  этого  трактата  очень  близко  к  ней.  Там,  в  частности,  сказано  о  том,  что  Украина  в  будущем  станет  сильной  державой.  И  люди  будут  удивляться,  как  это  такая  держава,  с  такими  талантами  так  долго  была  под  игом  других  держав.

         —Такие  выводы  историка  могли  не  понравиться  царскому  самодержавию.

            -Участники  этого  движения  были  арестованы.  И  Тарас  Шевченко,  как  один  из  активистов,  получил  десять  лет  солдатчины.

 О  Конституции  УССР

 —Получается,  что  Украина  жила  без  Конституции  до  советского  периода.  Выходит,  государственность  ей  советская  власть  дала?

 -Не  дала.  С  17-го  по  20-й  год  было  12  войн  за  Украину.  О  какой  государственности  разговор.  Все  это   фикция.  Та  Конституция  была  калькой  из  Российской   Конституции.  Что  у  них,  то  и  у  нас.  Да  и  у  всех  других  народов  Союза  была  одна  и  та  же  Конституция.

          —Хорошо.  Для  государственности,  для  независимости  Украины,  она,  по-вашему,  ничего  не  дала.  Но  для  людей  что-то  же  дала?

           — Вы  знаете,    когда  в  36-м  году  гнали  людей  в  Сибирь,  высылали  из  Украины,  то  местные  пацаны  бегали  и  кричали: «Конституция!  Конституция!»  Как  это  называется?   По  новой  Конституции  людей  высылали  из  родной  земли.  То  есть,  освобождали  Украину  от  украинцев.  Полное  освобождение  по-советски.  Вот  что  такое  та  Конституция.  Никогда  ничего  она  не  давала  народу.

         — А  что  Вы  скажете  о  Петлюре,  который  пытался  сделать  Украину  независимой?

           — Если  бы  Махно,  наш  земляк,  объединился  с  Петлюрой,  то  может,  в  21-м  году  мы  имели  бы  Конституцию  и  свою  независимую  державу.  Но  у  нас  же  каждый  тянет  одеяло  на  себя.  Потому  ничего  и  не  получилось. 

          — Личность  Нестора  Махно  историки  оценивают  по-разному.  А  Вы  что  думаете  по  этому  поводу?

          — Махно – просто  гениальная  личность.  Человек,  который  понимал  селян  и  пользовался  у  них  громадной  поддержкой.  А  в  то  время  70  процентов  населения  составляли  сельские  жители.  Он  организовывал  коммуны  в  своей,  так называемой,  республике.  Это  уже  были  фактически  элементы  государственности.  Он  очень  талантливый  военачальник,  но  у  него  не  было  ни  танков,  ни  авиации,  не  было  промышленности – только  конница.

        — А  у  Петлюры  что  было?

      -У  него  была  промышленность.  Он – писатель,  не  забывайте.  Его  идея – самостоятельная,  независимая  Украина.  Если  бы  Махно  и  Петлюра  объединились – это  было  бы  большое  дело.  А  то  один  против  другого  воюют  и  все,  на  радость  врагам.  Я  вам  скажу  так:  если  у  нас  сейчас  вздумает  кто-нибудь  столкнуть  Россию  с  Украиной,  то  будет  страшная  трагедия.  Они  просто-напросто  перебьют  друг  друга.  А  горбоносые  и  косоглазые  пройдут  по  России  и  Украине  маршем.  Кому  это  надо?

          — Кому-то,  видимо,  хотелось  бы  этого

   — Вот  эти  кто-то  и  хотят  сейчас  столкнуть  нас  лбами  с  Россией.  Это  катастрофа  для  всего  мира.  Нельзя  этого  допустить  ни  в  коем  случае.

        — Россия  была  и  остается  великой  державой,  по-моему.  Она  быстро  поднимается  на  ноги.  У  нее  большой  экономический потенциал.

 -Ошибаетесь.  В  России  сегодня  не  осталось  русских.  Их  споили – раз,  наркотиками  отравили – два,  идеологией  испортили – три.  Там  еще  не  понимают  до  конца,  что  если  Украина  будет  сильной,  независимой  державой,  то  и  Россия  от  этого  выиграет.  А  Россия,  к  сожалению,  продолжает  давить  нас  своей  мовой,  своей  культурой,  своей  матерщиной  и  пьянками.  Сама  умирает  и  нас  давит.  Вот  в  чем  дело.  Сегодня  русских  в  России  уже  не  осталось,  их  там  нет.  Там  уже  нет  ничего  русского.

          — Ну,  это  Вы  уже  слишком,  по-моему,  русских  в  России  пока  большинство.

            -Сейчас  в  России  вообще  беда.  Вся  Сибирь  заселена  китайцами.  Китайцы  прут  полным  ходом,  без  боя  захватывают  Россию.  Но  выход  из  этого  положения  есть.

        — Интересно,  какой же?

         -У  нас  есть  державы,  есть  границы.  Сделайте  полную  репатриацию.

         — То  есть,  Вы  предлагаете  закрыть  границы?

        -Примерно  так.  Россия  воюет  уже  сколько  времени  с  Чечней?  А  около  миллиона  чеченцев  живут  в  Москве.  Как  это  понимать?

        — Вы  думаете,  что  они  поддерживают  своих?

     — Конечно,  тем  более  не  забудьте,  если  у  нас  брат  брату  морду набил – черт  с  ним,  не  лезь.  А  у  них  морду  набил – надо  отомстить.  А  если  убил  человека – тем  более.  Поэтому  Россия  должна  в  первую  очередь  очистить  Москву.  Выселить  к  черту  всех  иностранцев,  включая  и  украинцев.  К  черту  всех.  У  нас  есть  своя  держава – Украина.  Марш  домой!  У  чеченцев  есть   Чечня – марш  домой  в  Чечню!  У  евреев  есть  Израиль – мотайте,  товарищи  туда.

          — Но  в  России  есть  еврейская  автономная  область – Биробиджан.  Так  что  они  у  себя  дома.

        — В  Биробиджане  всего  один  еврей – начальник  станции.  У  них  есть  Израиль.  Создали  свою  территорию – пожалуйста,  живите  там.  Ну,  цыган  некуда  отправлять,  пусть  живут,  их  миллион  наберется,  не  больше.  К  тому  же  они  никакой  беды  не  делают,  свой  язык  никому  не  навязывают.  Во  власть  не  лезут.  Татар – в  Татарстан,  пожалуйста,  хлопцы,  домой. 

          —  Россия  и  Украина.  Какой  видится  Вам  перспектива  взаимоотношений  этих  стран?

         -Тесное  сотрудничество,  но  не  объединение.  У  этих  стран  большой  экономический  и  культурный  потенциал   и  его  надо  использовать.

     —Владимир  Николаевич,  давайте  о  сегодняшней  Конституции  Украины  поговорим.

          — А  я  ее  читал?  Она  мне  нужна?  Я  ее  видел  только  на  картинке.  Я  не  знаю,  что  соблюдается  у  нас,  а  что  не  соблюдается.

       — Ну,  из  практики  знаете,  наверное,  что  у  нас  так  и  что  не  так.  Право  на  труд  и  на  отдых,  например,  у  нас  гарантируется?

          -Да, по Конституции право  на  труд  и  на  отдых  у  нас  есть. А труда и отдыха нет. Есть только право.

     — Ну,  а  свободы  слова  у  нас  сегодня,  по-моему,  даже  с  излишком – говори,  что  хочешь  и  сколько  хочешь.

           — И  что  это  дает?  Со  стороны  посмотрят  и  скажут:  сам  ты  дурак.

          — Но  в  Сибирь  уж  точно  не  отправят.

         — Какая  Сибирь?  Кто  вас  туда  пустит?   Там газ, там полезные ископаемые. Туда  без  визы  сегодня  не  попадешь.  Есть  таможни.

        — А  в  Украине  вообще  отправлять  некуда.

       — Есть  куда – Чернобыль.  Свобода  слова  говорите… У  нас  из  свободы  слова  сделали  вседозволенность.  А  это  далеко  не  одно  и  то  же.  Вот  у  нас  сейчас  повсюду  внедряется  российская  матерщина:  иду  бля,  гляжу  бля  и  т.д.

      — А  разве  раньше  этого  не  было?

    — Не  было.  А  если  блякнул – по  губам  получишь.  А  чего  доброго  при  милиции  блякнешь,  то  15  суток  тебе  обеспечено.  А  сейчас  блякают  на  каждом  шагу,  даже  в  школе. Не говоря уже о маршрутках… Так  что,  это хорошо  по-вашему?   Мы  обгадили  язык – и  русский,  и  украинский.  До  чего  доходит:  Петросян  с  многомиллионной  трибуны   заявляет,  что  кибернетика  и  математика – это  кибеноматика.  И  это  слушают  дети,  разве  такое  можно  допускать?

      — И  не  только  Петросян.  Сейчас  каждый  юморист  начинает  свое  выступление  с  этого.  На  большее   фантазии  не  хватает.

          — Это  же  дуристика,  ребята!  Неужели  это  язык  Достоевского,  Пушкина,  Гоголя?  Это  не  свобода  слова,  это  дуристика.  Это  может  привести  к  тому,  что  мы  будем  скоро  говорить  на  жаргоне,  позабыв  классическую  мову – и  украинскую,  и  российскую.  Бандитский  жаргон.  У  нас  уже  нет  слова  «хорошо»,  а  есть  слово  «клево».  Раньше  в  школе  на  такие  вещи  педагоги  обращали  внимание.  Сейчас  это,  к  сожалению,  не  делается.  Видимо,  кому-то  очень  выгодно  разложить  нашу  молодежь,  споить  ее   и  исколоть.

      — И  кому  же,  по-вашему,  это  может  быть  выгодно?

    — Всем,  кому  нужна  наша  земля.  Кому  не  нужны  сильная  Украина  и  Россия.  Слово – это  очень  важно.  Зачем  нам  засорять  свою  прекрасную  мову  чужими  словами?   У  нас  же есть  свои  слова,  которые  ничуть  не  хуже  иностранных.  Но  у  нас,  к  сожалению,  иноземная  мова  чувствует  себя   вольготно.  Такого   не  должно  быть.  К  слову  надо  относиться  ответственно.   Остап  Вишня  когда-то  сказал:  «В  литературу  надо  входить  с  чистыми  ногами».  Очень  точно  сказано.

         —Трудно  возразить  против  этого.  Действительно  требования  к  печатному  слову  сегодня  занижены.  Такое  можно  наблюдать  не  только   в книгах,  но  и  в  периодических  изданиях.

          -Нельзя   забывать,  что  писатель – это  учитель.  Он  должен  быть  хотя  бы  чуть-чуть  выше  читателя  во  многих  отношениях.  Как  же  ты  можешь  учить  молодежь,  если  сам  баран.  В  старое  время  учителя  называли  интеллигентом.  А  сегодня  чуть  ли  не  все,  имеющие  диплом  об  образовании,  считают  себя  таковыми.  Ну, какой ты интеллигент, если у тебя отец рабочий.

   — Ну,  тут  можно с  Вами  поспорить.  В  1917  году  к  власти  пришли  рабочие  и  крестьяне.  Но  они  же  сумели  управлять  своим  государством.

      — И  что  вышло  из   этого?  Власть  они  взяли   и  вели  свою  политику  безграмотную.  Один  Луначарский  был  там  образованным  человеком.  Все  остальные  в  том  правительстве  не  имели  образования.  Лазарь  Моисеевич  Каганович  вообще  не  оканчивал  ни  одного  класса.

       — Зато   сегодня  все  слишком  грамотные.  И  что  из  этого?

       — Грамотные  ли?  Сегодня  я  прихожу  к  преподавателю,  плачу  доллары  и  получаю  золотую  медаль.  Сегодня  серебряные  медали  получают  даже  троечники.  Вы  учились  в  институте,  и  я  учился.  Мы  старались  узнать  чуть-чуть  больше,  чем  предусматривалось  программой.  О  взятках  тогда  и  речи  быть  не  могло.  Откуда  мне  было  взять  деньги,  если  мой  дед  получал  всего  150  рублей.  Какую  взятку  я  мог  дать?  Сейчас  он  приходит,  за  зачет – заплати, за экзамен — заплати.   А  тот,  у  кого  голова  работает,  а  денег  нет,  поступить  не  может – все  места  заняты.  И  получается,  что  многие  нынешние  выпускники  вузов  имеют  диплом,  а  знаний  нет.

       —Владимир  Николаевич,  наша  государственность,  как  я  понимаю,  требует  своего  совершенствования.  С  чего  следует  начинать?

         -Прежде  всего  нашим  правителям  надо  заглянуть  в  Конституцию  1924  года.  Там  четко сказано:  кто  не  владеет  государственной  мовой,  тот не  имеет  права  работать  на  почте  и  на  радио.  Это  была,  так называемая,  украинизация.    Это  уже  после  смерти  Ленина.  Хотя  подписывался  этот  документ  еще  в  1923  году  Лениным.  Согласно  этого  документа,  никто  из  чиновников  не  имел  права  занимать  государственный  пост,  не  зная  украинской  мовы.  Ленин  и  Сталин  очень  требовательно  подходили  к этому  вопросу,    обязывали  власти  на  местах  соблюдать  эту  установку.  Это  касалось  не  только  Украины,  но  и  других  национальных  республик.

       — И  действительно  все  это  было  в  жизни?  Или  только  на  бумаге?

         — Были  организованы  курсы  по  изучению  украинского  языка.  Прошел  курсы – допускали  к  работе.  Так  было  до  1930  года.  А  потом у  нас  в  Украине  появились  среди  руководителей  такие  деятели,  которые  в  угоду  Сталину  и  Рыкову   стали  утверждать,  что  украинизация  не  нужна.  У  нас,  мол,  живут  представители  разных  национальностей.  И  украинизация  нам  не  нужна.  Потому  что  это  не  способствует  объединению  и  сближению  народов.

         — Чем Вы   подтвердите  то,  о  чем  Вы  говорите.  Я  имею  в  виду  украинизацию.

         — Есть.  Я  сейчас  вам  покажу   работу Сталина.  (Уходит  и  приносит  книгу  в  темно-коричневом  переплете). Вот,  пожалуйста,  смотрите – одиннадцатый  том,  украинское  издательство  1949  года.  Вот  речь  Сталина,  с  которой  он  выступал  18  марта  1929  года. (Читаю  и  удивляюсь:  все  так,  как  сказал  Владимир Шовкун.  Сталин  действительно  говорил  о  необходимости  развития  национальных  культур  и  языков).  

       — До  какого  времени  украинский язык  чувствовал  себя  в  Украине  комфортно?

        — Я  приехал  в  Запорожье  в  1959  году.  Я  не  слышал  здесь  российского  слова.

        — А  я  приехал  в  Запорожье  в  1990  году  и  был  удивлен,  что  украинскую  мову  здесь  можно  услышать  только  по  радио.  Было такое  ощущение,  что  я  не  в  Украине,  а  в  России.  Что,  по-вашему,   надо  сделать,  чтобы  в  Украине  возрождались  национальные  традиции  и  мова?

           — Я  уже  говорил,  что  нашим  политикам  надо  внимательно  перечитать  Конституцию  1924  года  и  сделать  для  себя  соответствующие  выводы.  Вот  премьер  Азаров  начал  говорить  по-украински.  Пока  тяжело, сменно порой,  но  он  старается. Конечно, лучше бы он учился украинскому языку не публично

          — Вот  уже  второй  год  в  Украине  новый  Президент  и  новое  правительство.  Какие-то  позитивы  уже  появились?  Что-то  делается  для  людей,  на  Ваш  взгляд?

       — Никаких  позитивов  я  пока  не  заметил.  По-прежнему,  в  стране  процветает  бандитизм,  цены ползут вверх, все дорожает, но появляются  новые  миллионеры  и  миллиардеры.  За счет чего и кого? За счет нас с вами.

      —  Законы  у  нас  плохо  работают?            

        — Если  бы  у  нас  было  конституционное  государство,  тогда  бы  законы  работали.  А  у  нас  сейчас  процветает  дикий  капитализм.  У  нас  западные  цены  и  советские  зарплаты.  Поэтому  наша  Конституция  и  не  работает  как  следует.  У  кого-то  квартира  площадью  20  квадратных  метров  на  пять  человек,  а  у  кого-то  200  метров  на  одного,  не  считая    особняков  в  престижных  местах.  Раньше  была  такая  песня: »У  власти  орлиной  орлят  миллионы  и  ими  гордится  страна».  Сегодня  эти  слова  можно  переиначить  по-другому.  Как?  Подумайте  сами.  Нам  сегодня  периодически  сообщают,  насколько  у  нас  в  Украине  увеличилось   количество  миллионеров.  А  сколько  появилось  злыдней – не  говорят.

      — И  все-таки:  что  Вы  желаете  для  Украины?  Какой  она  Вам  видится  в  будущем

       — Я  хотел  бы  дожить  до  2017  года   и  посмотреть:  чем  этот  бардак  закончится.  Дело  в  том,  что  рано  или  поздно  терпение  у  людей  лопнет.  Народ  все равно  поднимется.  Это  закон  диалектики.  Народ  же  наш  уничтожается,  погибает,  спивается. 

      -Владимир  Николаевич,  с  некоторыми  вашими  высказываниями  я  категорически  не  согласен.  Но  я  знаю  Вас  и  уважаю,  как  большого  патриота   Украины.  В то же время  у  Вас  богатейшая  библиотека  редких  изданий  классиков,  в  том  числе  Пушкина,  Толстого,  Достоевского…   Вы   не  отрицаете  их  мирового  значения?

        -Как  можно!  Это  же  всемирные  гении.  Такие  личности  как  Пушкин,  Шевченко  рождаются,  может  быть,  раз  в  тысячелетие.  Они  являются  культурным  достоянием  всего  мира.  Возьмите  того  же  Омара  Хайяма.  Куда  ты  его  денешь?  Того  же  Коперника,  Христофора  Колумба  и  т.д.   Вот  сейчас  в  Запорожье  идет  борьба  за  памятники  Ленину,  Кирову,    Дзержинскому.  Некоторые  настаивают  на  том,  чтобы  их  убрать,  потому  что,  мол,  они  такие-сякие  были.  Но  они  же  являются  частью  нашей  истории.  И  ломать  их,  на  мой  взгляд,  не  стоит.  Если  уж  на  то  пошло,  то  можно  перенести  их  куда-нибудь.  Но  это  уже  будут  не  памятники.  Я  бы  восстановил  и  памятник  Сталину,  если  он  где-то  пылится  в  подвале.  Надо  его  поставить  там,  где  он  стоял.  Пусть  стоит.  Ты  можешь  не  класть  к  нему  цветы.  Это  твое  дело  личное.  Но  это  наша  история  и  относиться  к  ней  надо  соответственно.

 Николай  Зубашенко, журналист (специально для «Хроник и Комментариев»)

ФОТО operkor.wordpress.com.: Владимир Шовкун

Один ответ к “ХОРТИЦКИЙ ИСТОРИК ВЛАДИМИР ШОВКУН:«Библейские заповеди не совсем подходили казакам. Одна из них гласит: «Не убий». А они убивали, они с этим жили. «Не укради». Как это не укради?»”

  1. Замечательное интервью. Прочитала на одном дыхании. Жаль, не читают «свободовцы»…Их переклинило по многим вопросам.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: