Госкомпания «Ростехнологии» не смогла получить в собственность блокирующий пакет акций ведущего предприятия по производству патронов и стрелкового оружия ― ЗАО «Климовский специализированный патронный завод» (КСПЗ), хотя очень этого хотела. С 2000 г. КСПЗ контролируется группой Хорхе Портилья-Сумина ― авторитетного предпринимателя с ярким криминальным прошлым.
В ноябре 2008 г. правительство распорядилось передать «Ростехнологиям» 26% акций завода, находившиеся тогда на балансе Росимущества. Но хозяева предприятия с госконцерном иметь дела не захотели, оперативно отсудив у Росимущества блокирующий пакет акций КСПЗ. Росимущество пыталось оспорить решение суда, но тщетно. В итоге, как стало известно «Маркеру», глава Минэномразвития Эльвира Набиуллина минувшим летом доложила Владимиру Путину, что тяжбы проиграны и акции ушли.
Как Росимущество лишилось акций Климовского завода
Исполняя постановление правительства, 12 марта 2009 г. Росимущество издало распоряжение о передаче «Ростехнологиям» 26% акций КСПЗ. Но 16 июля завод, который самостоятельно ведет реестр акционеров, известил Росимущество: перевести акции «Ростехнологиям» не представляется возможным, так как на лицевом счете Росимущества их нет.
Оказалось, что предыдущие владельцы блокпакета КСПЗ Евгений Губских и Борис Гимбатов буквально накануне акции у «Росимущества» отсудили. Тарусский районный суд Калужской области признал незаконным списание со счетов Губского и Гимбатова акций климовского завода в пользу Росимущества и постановил вернуть их прежним владельцам.
Как рассказал «Маркеру» знакомый с ситуацией источник в Росимуществе, документы о передаче акций патронного завода на баланс его ведомства были, по всей видимости, преднамеренно составлены с ошибками, позволяющими в любой момент вернуть бумаги через суд. Момент настал, когда перед владельцами КСПЗ замаячила перспектива получить в качестве совладельца крупную госкомпанию.
Передавая акции Росимуществу, совладельцы КСПЗ, скорее всего, имели целью задобрить власть. Бизнес по производству патронов в России сильно зависит от государства, заказов силовых ведомств. Возврат части акций в госсобственность был отчасти вынужденным жестом: именно в тот период власти обратили на завод пристальное внимание. В 2004–2005 гг. историей приватизации патронного завода интересовалась прокуратура Московской области.
Кто владеет Климовским патронным заводом
Прокуратуру главным образом интересовала деятельность мексиканского гражданина с русскими корнями Хорхе Портилья-Сумина ― владельца контрольного пакета акций КСПЗ и в прошлом председателя совета директоров компании. Этот человек имеет репутацию криминального авторитета международного уровня и послужной список, который можно положить в основу серии криминальных романов.
Среди ранних эпизодов биографии Портилья-Сумина есть убийство отчима ― мексиканского дипломата Мануэля Портилья Кеведо. 22-летний Хорхе вместе с младшим братом Хосе застрелили посланника, отомстив ему за развод с их матерью. Заодно убили домработницу, невольно оказавшуюся свидетельницей. За двойное убийство Хорхе в 1986 г. дали 14 лет колонии усиленного режима.
Но сидел он с комфортом ― в грузинской колонии, с влиятельными ворами в законе. Там Хорхе познакомился с Тенгизом Китовани и Джабой Иоселиани ― по их протекции в 1992 г. он был амнистирован властями независимой Грузии. И сразу уехал в США.
Об обстоятельствах приобретения Портилья-Суминым климовского завода в середине 2000-х написаны десятки подробнейших журналистских расследований. Если кратко, то в 2000 г. Хорхе Портилья-Сумин покупал обанкроченное предприятие с большими долгами. Прежние руководители уверяют, что банкротство было преднамеренным. По набору событий смена собственников завода напоминала ранние 1990-е: пропал без вести бывший директор завода Евгений Рудаков, вся бухгалтерия сгорела при пожаре, в членов совета директоров предприятия стреляли на тихих улицах Климовска, и т. д.
Вернуть завод пока не получается
Борьба за контроль над Климовским патронным заводом далека от завершения. 17 августа 2009 г. сотрудники Подольского УВД задержали Василия Потриденного, бывшего гендиректора КСПЗ. На следующий день Потриденного арестовали, предъявив ему обвинение в преднамеренном банкротстве Климовского штамповочного завода — так до банкротства назывался КСПЗ.
Руководство КСПЗ на контакт с прессой не идет. Судя по сообщениям городской прессы Климовска, предприятие работает, осваивает новую продукцию, среди которой выделяют пистолет «Хорхе». По имеющейся информации, в 2008 г. на патронном заводе работали 1260 человек, годовой объем только экспортных операций составлял 1 млрд руб.
Ловкость, с которой нынешние владельцы КСПЗ увели пакет акций у Росимущества, свидетельствует о том, что они чувствуют себя вполне уверенно. По словам источников «Маркера» в правительстве, министр экономического развития Эльвира Набиуллина 28 июня официальным письмом доложила Владимиру Путину, что судебным путем вернуть акции в госсобственность не удалось.
На суды у Росимущества ушло полгода: в декабре прошлого года территориальному управлению ведомства по Калужской области поручено обратиться в суд с заявлением о повороте судебных решений по отчуждению акций у Росимущества. «Но суд принять заявления отказался, — говорит источник в Росимуществе, — потому что к тому времени на счетах Губских и Гимбатова акций КСПЗ уже не было».
На уголовное преследование надежд еще меньше. Даже если следствие докажет факт преднамеренного банкротства КШЗ, осуществить возврат собственности будет непросто: перепродажу в таких случаях осуществляют так, что обратный ход сделки практически невозможен. К тому же события 2001 г. скоро станут неподсудными ввиду истечения срока давности.
Росимущество инициировало уголовное дело по факту хищения из федеральной собственности акций ЗАО «Климовский специализированный патронный завод» (КСПЗ) — ведущего российского производителя боеприпасов для стрелкового оружия. Распоряжением правительства 26% акций предприятия, находящихся в госсобственности, предназначались госкорпорации «Ростехнологии». Но в момент передачи выяснилось, что на балансе Росимущества этих акций больше нет ― ими завладела группа мексиканского авторитетного предпринимателя Хорхе Портилья-Сумина, контролирующая КСПЗ c начала 2000-х. Нынешнее уголовное дело против владельцев КСПЗ — уже второе. Первое, по факту незаконного банкротства предшественника КСПЗ — Климовского штамповочного завода (КШЗ), расследуется с 2007 г. В рамках этого дела Портилья-Сумин объявлен в федеральный розыск.
Суд да дело
О том, что по факту хищения из федеральной собственности 250 акций ЗАО «Климовский специализированный патронный завод» возбуждено уголовное дело, «Маркеру» сообщил источник в Росимуществе: «Дело возбуждено по инициативе министра экономического развития Набиуллиной».
Распоряжение о передаче 260 акций КСПЗ ― это 26% уставного капитала ― в собственность госкорпорации «Ростехнологии» Росимущество издало 12 марта прошлого года. Но вскоре КСПЗ, который самостоятельно ведет реестр акционеров, уведомил Росимущество, что 260 акций у него нет, а есть только 10. Оказалось, что предыдущие владельцы блокпакета КСПЗ Евгений Губских и Борис Гимбатов буквально накануне 250 акций у Росимущества отсудили.
Территориальному управлению Росимущества поручили вернуть акции КСПЗ в федеральную собственность через суд, но из этого ничего не вышло.
Тогда, со слов источника в ведомстве, возникла идея уголовного дела: «За передачу активов „Ростехнологиям“ отвечает Набиуллина. Она доложила Путину, что акции завода ушли. Премьер посоветовал выправить ситуацию с акциями. Набиуллина совету вняла, и в тексте ее доклада на имя президента Медведева от 16 октября ситуация вокруг КСПЗ описывается так, будто процесс идет. Я видел текст доклада, и там сказано: „Издано передаточное распоряжение“».
Двух поймали, остальные в розыске
Факт возбуждения уголовного дела «Маркеру» подтвердили в Следственном комитете при прокуратуре РФ. Уголовное дело за номером 355 510 возбуждено 18 июня этого года по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 и частью 1 статьи 303 УК РФ, уточняют в Следственном комитете. Это не первое уголовное дело, возбужденное против владельцев КСПЗ.
Предыдущее ― о преднамеренном банкротстве Климовского штамповочного завода — расследуется с 2007 г. Одного фигуранта этого дела, бывшего гендиректора завода Виталия Мельника, уже успели осудить на два года условно, другой ― Василий Потриденный — на время следствия заключен под стражу.
Еще несколько фигурантов данного дела объявлены в розыск. В том числе Хорхе Портилья-Сумин, мексиканский криминальный авторитет русского происхождения. Еще в 1980-е он организовывал контрабанду антиквариата из СССР, затем был осужден за убийство отчима, в начале 1990-х освободился из грузинской колонии и, как утверждают следователи, занялся организацией поставок оружия в Закавказье.
Портилья-Сумина следователи считают организатором преднамеренного банкротства КШЗ в 2001–2002 гг. Тогда он приобрел крупный пакет акций завода, сменил менеджмент, потом завод взял крупные кредиты и вскоре был признан банкротом. Даже если все эпизоды злодеяний Портилья-Сумина в Климовске удастся доказать, его портрет это обогатит несущественно. Судьба Хорхе изобилует яркими криминальными эпизодами.
Как сложится судьба патронного завода
По словам собеседника «Маркера» в «Ростехнологиях», ситуация на КСПЗ уникальна: «Нам приходится иметь дело с владельцами захваченных активов, но они обычно по-другому себя ведут. Предприятия у них загибаются, и ясно, что рано или поздно они согласятся „продать ситуацию“. В Климовске иная картина: завод работает, даже расширяется, выпускает качественную продукцию. И владелец его продавать вроде бы не хочет».
По словам специалиста из «Ростехнологий», травматические пистолеты «Хорхе», выпускаемые КСПЗ, сегодня используются спецподразделениями «Вымпел», «Витязь», «Рысь», «Альфа»: «Спецназовцы считают их лучшими в своем роде. И при этом они в большинстве своем знают, что их оружие носит имя криминального авторитета».
Со слов предстаителя «Ростехнологий», никаких активных действий сама госкорпорация пока не предпринимает: «Мы только смотрим. Если Росимущество сможет что-то сделать ― зайдем на завод и тогда уже будем что-то решать».
По материалам «Маркера»