ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

ТЕАТРАЛ. Константин Арсеничев: «Песни на мои стихи распевала вся Москва…»

Posted by operkor на Ноябрь 3, 2011

 Из досье. Арсеничев Константин Афанасьевич. Родился  на Брянщине. Свыше 40 лет посвятил журналистике. Работал в областных газетах  России.  Печатался во многих центральных и республиканских газетах бывшего Союза. В книжных издательствах вышло девять его книг по вопросам сельского хозяйства. По его сценариям сняты четыре документальных фильма об авиации. Последние 16 лет —  в Запорожье. Член Союза журналистов Украины. А еще этот человек интересен тем, что всю  жизнь увлекается музыкой, театром и кино. В его личных дневниках, берущих начало с сороковых годов прошлого столетия,  записано: посмотрел: кинофильмы – 4414; оперы – 167; балет – 198; драмтеатр – 1144; концерты – 430; цирк – 41. Константин Арсеничев — наш собеседник.

                         Песни на мои стихи распевала вся Москва

 — Константин Афанасьевич, откуда у сельского паренька, любовь к высокому искусству?

 — С Москвы, куда я приехал в 1945 году. В институте была отличная художественная самодеятельность. Мы ставили пьесу Корнейчука «Платон Кречет», я играл хирурга Аркашку. Перед постановкой спектакля нас повезли во МХАТ, где как раз шла эта пьеса. Сам спектакль,  обстановка праздника в театре, оставили неизгладимое впечатление. Я еще читал со сцены басни, рассказы, писал стихи. Мой однокашник Юрий Василевский музыку писал, а я слова к ней. И песни эти распевала вся Москва и Подмосковье.

 — О чем были песни?

 — Патриотические. Об этом узнал Тихон Семенович Хренников, председатель Союза композиторов СССР. Пригласил меня к себе и говорит: «Вы могли бы подобрать слова вот к этой музыке?» Я говорю: у меня слух плохой — это не для меня. В общем, сотрудничество с композитором не состоялось.

 — Теперь жалеете, что упустили такой шанс.

 — Нет. Надо соизмерять свои возможности и способности. Чтобы не оказаться заложником собственных амбиций. Как автор популярной когда-то песни «Травы-травы» Иван Юшин.

 -А что случилось с Юшиным?

 — Он был мясником на одном из московских рынков. Пописывал стишки. Показал их своему знакомому. А тот в свою очередь решил показать их композитору Владимиру Шаинскому, с которым был в дружеских отношениях. Шаинский не смог отказать  другу — взял стихотворение Юшина «Травы-травы». Сочинил к нему музыку. И пошла эта песня гулять по свету. Страшно модной она была в свое время.  Юшин больше подобного ничего не создал. А той славы, которая обрушилась на него благодаря Шаинскому, не выдержал, покончил жизнь самоубийством.

 — С Хренниковым больше не встречались?

 — Почему же? Встречался несколько раз. В Большом театре, когда шел его балет «Любовь за любовь». Потом в Самаре, в Туле, в других местах, куда он приезжал на гастроли. Мне посчастливилось видеть многих известных актеров — Бабочкина, Плятт, Орлову, Мордвинова, Жарова, Анненкова, Грищенко, Светловидова, Меркулова. Побывал на многих спектаклях Большого театра с участием Стручковой, Улановой, Лепешинской, Бейшеналиевой (балерина Фрунзенского театра оперы и балета). Возникла  идея вести записи спектаклей, опер, постановок, на которых  побывал. Эти тетрадочки  сохранились у меня и поныне.

                          Кони, самолеты и банька с актерами

 — Вы учились в институте коневодства. Редкое учебное заведение.

 — Лошадей любил с детства. В 1948 году проходил практику на конном заводе в Казахстане, под Кустанаем. Село — не Москва. Но, когда бывал в областном центре, старался попасть в театр или в кино.  Вскоре  перешел на работу в  газету «Крылья Родины». Где я только не побывал тогда! Практически во всех крупных городах Советского Союза был. И первым делом старался попасть в театр. Особенно если видел на афише моих любимых исполнителей, известных артистов.

 Однажды я оказался в компании киноактеров. На 50-летии Аэрофлота СССР. К нам, в Самару, приехала группа киноартистов. Они бывали в коллективах, встречались со зрителями. Потом их отправили попариться в баньку. А после накрыли для них стол. Из представителей прессы был один я – редактор газеты.

 Застолье длилось всю ночь. Помню, были там Алла Ларионова, Лариса Лужина, Наталья Фатеева, Людмила Хитяева. И со всеми я танцевал. А с Петром Глебовым боролись на руках – кто кого перетянет. Победа была за мной. Были там также Николай Рыбников, Георгий Юматов и другие «звезды». Всего 32 человека. На память о встрече с киноактерами у меня осталось потом 32 автографа. К сожалению, они не сохранились. Встречался и с Юрием Никулиным.

 — Там же, в Самаре?

 — Да. Был он, помню, в клетчатой кепке и на своей машине. Два дня вместе с ним я ездил по городу.  Осталась в памяти его шутка насчет тараканов. «Никак не могу понять, — говорил он, — куда уходят деньги и откуда берутся тараканы». Говорил он об этом как будто всерьез, но я так понимаю, что это был юмор.

 В Большом театре я как дома    

 В Большом театре часто приходилось бывать?

 — Часто.  Первый раз побывал там еще студентом на опере «Иван Сусанин». Билеты были дешевые, но достать их было нелегко. Однажды сижу в пятом ряду партера. А рядом, в ложе, — известный индийский танцор Гопинатх, из Мадраса. В антракте я попросил его дать мне автограф на программке «Ивана Сусанина». Он дал даже свой телефон в Мадрасе, приглашал в гости. Вот это запомнилось.  Запомнилось, как Васильев поставил для своей супруги Максимовой балет Гладилина «Анюта». Потрясающее зрелище! Я это видел. Там же слушал оперы «Царская невеста», «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане». Смотрел балеты «Ночь на Лысой горе», «Кармен-сюита», «Баядерка» Минкуса и другие. На «Баядерке» я был в Большом четыре раза.

 —Зацепила?

 — Чарующая музыка, завораживающий балет! Хочется его смотреть вновь и вновь. «Спящая красавица», «Руслан и Людмила», «Князь Игорь»… Это же шедевры!

 — Последний раз когда были в Большом?

 —  Я живу в Запорожье, но ежегодно бываю в Большом театре 5-6 раз. Контролеры театра меня хорошо знают. Если я не был там 2-3 месяца, спрашивают: «Что-то вас давно не видно было?».  В Большом театре я как дома.

 Запала в душу «Аида»

 -В Москве, кроме Большого, есть что посмотреть. Или ваша цель – только Большой?

 — Ну, что вы… Я и в других московских театрах бывал и бываю. Даже будучи серьезно больным, недавно, например, попал на мюзикл «Кошки». Всемирно известный мюзикл. В театре Молодежи, на улице Спортивной. Весь мир знает этот мюзикл – в Лондоне, в Париже, в Берлине, везде. Из других мюзиклов, запомнившихся мне, могу назвать «Моя прекрасная леди», «Метро», которые я смотрел в театре оперетты, «Юнона и Авось» (в театре Ленкома). Из первых мюзиклов – «Орфей и Эвридика», «Целуй меня, Кэт», «Мымра…»

 — Из опер, какая больше всех запала в душу?

 — «Аида» Верди. В Одесском оперном театре. Такой прекрасной постановки этой оперы я больше не встречал. Потрясающая вещь! В Украине шесть оперных театров. Во всех шести я был. В Советском Союзе их было 37. В 32-х из них я был на спектаклях. Но всегда отдавал предпочтение опере.

 —Почему?

 — Конечно, музыка, прежде всего. Ну, а что такое музыка, я думаю, не надо объяснять. Каждый по-своему ее воспринимает и любит. Руководитель ансамбля «На-на» Бари Алибасов сказал: музыка сделала человека человеком. Пока не было музыки, все  рычали, били себя хвостом по голове. А с появлением музыки появилась человеческая цивилизация».

 Гёте написал Фауста. А потом уже Гуно, французский композитор, сочинил музыку на либретто Барбье и Карре. Получилась чудесная вещь. Лучшей постановки «Фауста» Гуно, чем это было в Самарском театре, я не видел. Хотя смотрел эту вещь в Ленинграде, в Свердловске, в Одессе, Новосибирске, в Московском театре Станиславского и Немировича-Данченко.

 Хрущев цитировал «Кармен»

 — Постановка спектакля, его успех, от кого зависит в большей степени – от постановщика или от исполнителей?

 —  Думаю, в первую очередь от постановщика, от его видения исполняемой вещи. И от исполнителей, естественно. Если Елена Образцова поет – как же не восхищаться…

 — Вы где ее слушали?

 — В Большом театре. Как-то я был в Большом театре, где шла опера «Кармен» с участием народной артистки СССР Ирины Константиновны Архиповой. У меня был второй ряд партера. В это время на спектакле присутствовал Никита Хрущев. С ним были Романов, Кожедуб и Покрышкин – известные летчики. В антракте они ходили, прогуливались по вестибюлю. Недели через две Хрущев приезжает в Тулу по поводу присвоения городу звания города-героя и начинает свое выступление так: «Это только в опере поется: меня не любишь, за то тебя люблю я, так берегись любви моей… А у нас с вами любовь должна быть взаимной». С удовольствием посещал спектакли, где выступала Мария Биешу. Отличная оперная певица. Она пела в Кишиневском оперном театре. Ее приглашали в Японию и признали лучшей Чио-Чио-Сан.

 -Вы и в Кишиневе были в театре?

 — Во всех республиках бывшего СССР. В некоторых из них имелось по 2-3 оперных театра, в Ленинграде их два. Хорош Ташкентский театр, хорош Самаркандский.

 — Муслима Магомаева, конечно, в опере слушали?

 — Много раз. И в Бакинском театре, и в Туле, когда он приезжал с азербайджанским театром. Синявскую много раз слушал в Большом театре. Хорошая пара.

 — Вы сказали, что ваша любимая опера «Аида» Верди

 — У Верди 26 опер. Из них я смотрел 18. «Бал-маскарад», «Травиата», «Макбет», «Битва при Леньяно» и другие. И даже последнюю его оперу «Симон Боканегро» тоже слушал.

 Люблю «Сильву» и Одесский оперный

 Судя по вашим дневниковым записям, оперетты вы тоже не пропускаете. Их числится у вас достаточно. Наверное, есть и самая любимая?

 — Обязательно. Это оперетта Кальмана «Сильва». Отлично ее поставили в свое время Свердловский и Одесский театры. А сравнивать мне есть с чем — я видел эту оперетту во многих театрах.

 — Говорят, что Одесский оперный театр – самый красивый из театров бывшего Союза. Вы с этим согласны?

 -Это действительно так. Таких театров, как Одесский оперный всего три в мире. Есть еще Венский и Ла-Скала в Милане. Они по архитектуре подобные. Лет восемь назад я был на отдыхе в Одессе и весь репертуар этого театра посмотрел. А еще раньше я там слушал оперу «Дочь Кубы» Константина Листова. Запомнилась опера тем, что заканчивалась она маршем «26 июля». Это марш о Кубинской революции. Так вот его повторяли по просьбе зрителей три раза. Разбили все барабаны, литавры, тарелки, все! Дирижер уже махнул рукой после того, как сыграли еще три раза. Мурашки бегали по коже, когда я слушал этот марш. Сильная вещь!

 — Есть произведения, которые вы готовы слушать десятки раз?

 — Есть, балет французского композитора Адольфа Адана «Жизель» я смотрел 18 раз. В разных театрах.

 Украину в театрах России уважают

 — Константин Афанасьевич, как вам удавалось доставать билеты на известных исполнителей?

 — Это не секрет. Я знаю многих кассиров.  Иногда покупал два дешевых билета и менял их на один хороший. Я и сейчас вхож к администраторам многих театров. С их  помощью  посмотрел все спектакли Большого драматического театра в Ленинграде, все спектакли в Москве, на Таганке. Даже выпрашивал контрамарку у Владимира Высоцкого. Высоцкий выносил контрамарки и раздавал таким, как я. С его помощью я пересмотрел весь репертуар этого театра.

 В других ведущих театрах Москвы – в Малом, в театрах Моссовета, Вахтангова, Маяковского – тоже смотрел все спектакли. Все до одного. Даю телеграмму в администрацию, прошу оставить столько-то билетов. И мне оставляют. Хотя там знакомых у меня нет. Помогает и удостоверение члена Союза журналистов Украины. Предъявляю его и говорю: вот приехал из Украины, хочу посмотреть спектакль. Не отказывают. Могут даже бесплатно пару контрамарок дать.

 Театр спасает от озверения

 После московских и ленинградских как вам показались украинские театры, в частности, в Запорожье, где вы живете сейчас?

 — Как-то в Запорожье на гастроли приехал Симферопольский драматический театр. На одном из представлений вышел руководитель этого творческого коллектива, смотрит – полный зал. А у них там уже давно не собирают столько зрителей. И вот что он сказал запорожцам: вы еще здесь не одичали. Я к тому, что человек должен чем-то разнообразить свою жизнь. Тем более сегодняшнюю. Чтобы сегодняшний день не был похож на вчерашний. Чтобы не одичать, не озвереть, надо ходить в театр. Это ответ на ваш вопрос, почему я всю жизнь увлекаюсь театром.

 В Запорожье хороший театр и артисты отменные. Им под силу даже оперетта. В концертном зале имени Глинки почти всегда аншлаг. Правда, зал маловат. А оркестр – отличный, академический, одним словом. Я слушал многие симфонические оркестры – Московский, Ленинградский, Воронежский, Рязанский. После Киевского национального Запорожский симфонический на втором месте в Украине.

 — Национальный Киевский приходилось слушать?

 — Конечно. В том числе и в Киеве, в филармонии, на Крещатике.

 — К кино вы тоже не безразличны? Неужели более 4 тысяч посмотрели и каждый записали?!

 — Три книжечки записей о кинофильмах, вот все они. Можете проследить по годам, какие фильмы я смотрел. Все они тут.

 — Напомните, что шло на киноэкране, например, в 1955 году.

 — Пожалуйста. Всего в том году я просмотрел 95 фильмов. Наиболее посещаемые из них – «Фанфан Тюльпан», «Мост Ватерлоо», «Милый друг», «Красное и черное», «12-я ночь» и т.д.

 — Ну и еще один год возьмем – 90-й.

 — «Дежа Вю», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Фантомас», «Кидала», «Парижские тайны». Всего 114 фильмов, которые я видел в том году. Иной год доходило и до 200 кинокартин.

 — Получается, вы ходили в кино чуть ли не через день. Вы и сегодня интересуетесь кино?

 — Обязательно. Слежу за премьерами мировыми. Смотрел «Авиатора», «Трою», «Александра», «В поисках Немо», «Кинг-Конг» и так далее

 — В неформальной обстановке с известными композиторами встречались?

 — В неформальной обстановке встречался со многими композиторами, в частности, с Никитой Богословским, с Владимиром Шаинским, с Оскаром Фельдманом, Яном Френкелем. Слушал Бориса Штоколова, Соловьяненко, Мирошниченко, Гришко. Практически выступления всех выдающихся певцов имел счастье слушать. И вообще, я счастлив, что музыка и театр сопровождают  всю мою жизнь. Музыка продлевает молодость. Я в это верю.

  Валерий ПОЛЮШКО, Николай Зубашенко, журналисты

 На фото Валерия Полюшко: Константин Арсеничев, Запорожье. Концертный зал имени Глинки

НЕОБХОДИМОЕ ПРИМЕЧАНИЕ.

К сожалению,Константина Афанасьевича уже нет с нами. Вечная ему память. Хороший был человек…

 

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: