ИНТЕРВЬЮ СОТРУДНИКА КГБ. Часть 5. Идем по улице во Львове и вдруг мне на голову падает пачка долларов, вторая ….
Posted by operkor на 25 Листопада, 2011
Общеизвестно, что Комитет государственной безопасности СССР был самым суперсекретным ведомством в системе правоохранительных органов бывшего большого государства – страны Советов. На вопросы шеф-редактора газеты «Досье» Валерия Полюшко отвечает бывший кадровый работник КГБ СССР Владимир Жариков. Из ДОСЬЕ: окончил юридический факультет Львовского государственного университета и школу КГБ при Совмине Белоруссии и Совмине Украины, продолжительное время работал в управлениях КГБ во Львовской и Запорожской областях.
5. ПАЧКИ ДОЛЛАРОВ ПАДАЮТ МНЕ НА ГОЛОВУ…
– Львов. Идем с товарищем днем по улице. Вдруг на голову падает пачка долларов. И никого нет вокруг! Откуда валюта? Падает вторая пачка долларов. Фальшивые? Нет, настоящие. Как будто с крыши дома упали. Мы взяли доллары и пошли. А что было делать?
– А если это провокация ЦРУ?
– Черт его знает! Товарищ мне говорит: «Слушай, точно нас проверяют. Давай сдадим, иначе худо будет». В то время за доллары сразу криминал могли шили
– И вы сдали находку?
– Сдали. В управление КГБ. Там – в шоке. Управление уже объявило в розыск неизвестных, которые подобрали на улице доллары. У них уже были наши приметы и описание – в чем одеты, обуты, рост, приметы. Нас уже искали.
– Выходит, провокация?
– Нет. Оказалось, что в квартире дома, под окнами которого мы проходили, проживал валютчик. К нему пришли с обыском работники КГБ. Он стал у окна и начал незаметно выбрасывать валюту на улицу. Чтобы меньше срок дали. Оперативные работники это заметили и кинулись за долларами на улицу, а вещественных доказательств уже нет. Мы их подобрали и свернули за угол дома.
Опера нашли людей, которые рассказали о двух мужчинах, проходивших в это время по улице. Нас сразу в ориентировку, ориентировали на розыск всю львовскую милицию. Приказ – найти и задержать. Тогда было так: нашли у тебя доллары – тюрьма. Пошел менять, сразу поймают – везде была своя агентура – тоже тюрьма.
– Валюты много было?
– Приличная сумма. Две запечатанные пачки банкнот по 100 долларов. 20 тысяч долларов.
– Чем эта история закончилась?
– Нам дали ценные подарки. Мне объявили благодарность.
– Она дороже долларов?
– Конечно. Она лучше тюрьмы. Еще о валюте. Во Львове нужно было провести обыск в квартире крупного валютчика. Борьба с валютчиками была прерогативой госбезопасности. Обыск сотрудники госбезопасности проводили только в том случае, если точно знали, что есть доказательная база. Попробуй ошибись, если дело касалось дипломата. Сразу – международный скандал. Бывало, проводили операцию под видом милиции. Было правило – КГБ не ошибается, милиции – можно. Знали точно, что у этого валютчика есть крупная сумма долларов.
– Подтвердилось?
– Полностью подтвердилось. Нашли валюту. В одном тайнике, в другом. А потом один из наших тихо говорит: «Ребята, мы не там делаем обыск! Это не тот!»
– Как не тот? Квартиру перепутали?
– Дело не в том, что фамилия совпала. Два валютчика в одном доме с одинаковой фамилией. Об этом мы не знали. Что делать? А ничего. Пошли к тому валютчику. Провели обыск как положено – с участием понятых. И тоже нашли доллары. Золото нашли. Все задокументировали. Получили два результата.
– А начальство, как отнеслось к вашей ошибке?
– Руководство предупредило – не проговоритесь. Если бы ничего не нашли, была бы беда.
– Подбросили бы вещдоки. Или вы не подбрасывали?
– Было бы еще хуже. С людьми, у которых много денег, ошибаться нельзя. Там, где большие деньги, там и и большие связи, большое влияние. Хотя КГБ, что бы там ни говорили, был наименее коррумпированной системой, с жестким отбором кадров. Но любая система – это производное общества. Рано или поздно проблемы общества проникают и в систему, рожденную этим обществом. Даже если система призвана защищать это общество.
Продолжение следует
Напишіть відгук