ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

ДВА ГОДА С УБИЙЦАМИ. Как я преподавал в лагере строгого режима. Часть 4. Лекция о творчестве поэта Некрасова для 700 убийц. Записки журналиста

Posted by operkor на Апрель 4, 2012

 

Журналист «Хроник и комментариев» Николай Зубашенко в свое время, будучи студентом   Балашовского педагогического института, подрабатывал в колонии строгого режима, где отбывали срок убийцы. Николай Иванович преподавал в лагерной школе язык и литературу. Публикуем четвертую часть его материала  о работе в лагере строгого режима.          Часть 4.   Лекция о творчестве поэта Некрасова для 700 убийц.

 С  Георгием  Васильевичем  я  столкнулся  вплотную    еще один  раз.  И  вот  по  какому  поводу.  Как-то  в  институте,  где  была  первичная  организация  общества  «Знание»,  мне  предложили  подготовить  лекцию  о  жизни  и  творчестве  поэта  Н.А.  Некрасова,  очередная  годовщина  которого  отмечалась.  Подготовить  и  прочитать  ее  в  лагере  для  заключенных.  Знали  же,  что  я  там  работаю.  Мне  эта  идея  не  показалась  странной,  тем  более,  что  творчеством  этого   поэта  я  увлекался.  Да  и  в  лагере,  подумал  я,  ко  мне  станут  относиться  более  серьезно  как  к  педагогу.  Короче,  я  согласился.

         Подготовил   я   такую  лекцию  и  в  один  прекрасный  день (кажется,  это  была  суббота)  отправился  в  лагерь.  Начальство  лагеря  отнеслось   к  этому  с  пониманием,  а  в  качестве  сопровождающего  дали  мне  Георгия  Васильевича  Борового.  И  вот  мы  с  ним  отправляемся   в  столовую  для  заключенных,  которая  одновременно  служила  и  клубом  для  них,  где  проводились  все    массовые  собрания  заключенных.

         И  вот  в  этот  клуб  собрали  700  человек  заключенных,  объявили,  что  сначала  они  прослушают  лекцию  о  поэте  Некрасове,  а  затем  им  покажут  кинофильм.  Какой – не  помню.  И  вот  я  на  трибуне,  которая  специально  по  этому  поводу  установлена  на  сцене  клуба.  Перед  такой  массовой  и  необычной  аудиторией  мне  еще  не  приходилось  выступать.  Естественно,  дрожали  колени,  и  я  немного  заикался.   А  700  заключенных,  которым,  я  думаю,  до  Некрасова  не  было  никакого  дела,  которые  пришли  в  кино,  настороженно  и  с  некоторой  долей  любопытства,  смотрели  на  трибуну  и  на  незадачливого  лектора.

         Читаю  лекцию,  а  сам  волнуюсь,  думаю,  как  они  воспринимают   мое  выступление.  Не  скажу,  что  в  клубе  стояла  идеальная  тишина,  но  и  шума  особенного  не  было.  Видимо,  присутствие  вооруженных  охранников  сдерживало  моих  слушателей.  Выступал  я  перед  заключенными  минут  20-30.  Потом  вместе  с  Георгием  Васильевичем  мы  остались  смотреть  кино.  Сели на заднем  ряду,  ближе  к  запасному   выходу.  Сидим,  смотрим  фильм.  И,  как  на  грех,  погас  свет,  фильм  прервался.  Что  тут  началось!   Свист,  гвалт,  выкрики,  сплошной  мат,  топот  и  т.д.  Признаться,  мне  стало    немного  жутко.  Георгий  Васильевич,  сидевший  рядом,  коснулся  моего  плеча: 

         —  Уйдем  от  греха,  вы  же  видите,  что  творится.

         Я  с  облегчением  вздохнул,  когда  мы  оказались  на   улице.  Только  потом,  уже  вернувшись  домой,  я  осознал,  насколько  непродуманным  было  мое  решение  выступать   перед  заключенными  с  лекцией,  которая  была  для  них    абсолютно  неинтересной  и  ненужной.  Эту  лекцию  я  запомнил  на  всю  жизнь.

          В  лагере  для  заключенных  я  проработал  два  учебных  сезона.  Начальник  лагеря  относился  ко  мне  с  полным  доверием.  Незадолго  до  окончания  мною  института  он  пригласил  меня  для  беседы

       —  Вы  оканчиваете  институт, — сказал  он, — скоро  получите  направление  на  работу.   И  скорее  всего – в  сельскую  местность.  У  меня  есть  к  вам  предложение:  оставайтесь  работать  у  нас  в  качестве  инспектора  по  образованию.  У  вас  есть  воинское  звание – младший  лейтенант  запаса.  У  нас  вы  сразу  получите  лейтенанта.  В  скором  времени  на  этом  месте  вырастет  крупный  современный  микрорайон.  Вы  получите  здесь  квартиру.    Если  вы  согласны,  я  дам  заявку  в  институт  и  вопрос  будет  решен.

         Я  обещал  начальнику  лагеря  подумать.  Предложение  по-своему было  для  меня  небезынтересным.  Я  понимал,  что  другой  возможности  у  меня,  сельского  парня,  остаться  в  городе  не  будет.  А  большинство  выпускников  наших  только  об этом  и мечтали.  Но  с  другой  стороны  желания  работать  с  заключенными  у  меня  не  было,  я  хотел  работать  в  нормальной  дневной  школе,  где  есть  нормальный  коллектив  педагогов,  где  преподавание  ведется  на  должном  уровне,  с  учетом  всех  научных  рекомендаций  и методик.  Поэтому  предложение  начальника  лагеря   я  не  принял,  уехал  по  направлению  в  самый  отдаленный  район  Саратовской  области – в  Перелюбский,  где  и  проработал  семнадцать  лет.   Десять  лет  директором  средней  школы  и  семь – в  районной  редакции  газеты  «Целинник».

 Николай  ЗУБАШЕНКО,  член  Союза  журналистов  Украины,  г.  Запорожье.

 

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: