ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЕБРР ДЕНИС ГАЕВ: Сектор коммунального хозяйства во многом является для ЕБРР приоритетным

Posted by operkor на 2 мая, 2012

 Сегодня портфель инвестиций ЕБРР в муниципальные проекты, реализуемые в Украине, составляет 200 миллионов евро. Перед началом интервью с руководителем отдела муниципального финансирования ЕБРР Денисом Гаевым о проектах ЕБРР в сфере ЖКХ, «У.К.» встретил ведущий советник банка по внешним связям Антон Усов. Ему мы задали основной вопрос, который волнует представителей как украинского бизнеса, так и зарубежных компаний:

-Легко ли работать в Украине?

— Когда мы создавались в 1993-м году, мы специально так формировали наш пакет документов, чтобы мы не попадали под регулирование украинского законодательства. То есть, все, что мы закупаем от насосов и асфальта до специалистов и консультантов, мы делаем по своим правилам.  Мы как бы над государством. Это задумывалось специально, потому что мы понимали, где и в каком государстве предстоит работать.

Хотя, если честно, ситуация на украинском рынке не хуже всех. Особенно если сравнивать, например, с Казахстаном, восточными регионами России. Тем не менее, всегда предполагалось, что у нас будет особый статус, позволяющий избегать многих неприятных особенностей украинского законодательства. Кроме того, во всех странах мы свои действия закрепили законодательно. Первый муниципальный проект ЕБРР был подписан в 1998 г., который финансирует реконструкцию и модернизацию коммунальной и транспортной инфраструктуры в украинских городах.

-На каком этапе реализация этой программы?

— Сегодня портфель инвестиций ЕБРР в муниципальные проекты, реализуемые в Украине, составляет 200 миллионов евро. Структура инвестиций распределяются в следующих долях: 25% направлено на финансирование проектов в сфере водоснабжения и водоотвода, 25% — на реализацию проектов в теплоэнергетике. Оставшиеся 100 миллионов евро будут инвестированы в муниципальный транспорт и реконструкцию дорог в Киеве и Львове. Отчасти, их реализация является этапом подготовки к чемпионату по футболу «Евро-2012».

 Что касается киевских проектов, то за счет указанных средств будет обновляться городской общественный транспорт. Например, речь идет о закупке вагонов для киевского метрополитена, троллейбусов и автобусов украинского производства для «Киевпастранса».

 Кроме того, это и инвестиции в усовершенствование системы управления городским транспортом. При этом первые поставки нового транспорта город уже получил. Надо понимать, что поскольку речь идет о  больших объемах, проект несколько растянут во времени. Ни один производитель не может поставить сразу 50 или 100 вагонов. Для метрополитена речь идет о 50 вагонах, это около 10 составов, производства российского завода «Вагонмаш». У нас уже есть реализованный муниципальный проект в Запорожье, касающийся реконструкции водоочистных сооружений.

-Ведется ли мониторинг эффективности использования предоставленных средств?

—  В случае киевского проекта, и по вагонам, и по наземному транспорту у нас уже заключены контракты с указанием графика поставки. Если график по каким-либо причинам не выдерживается, то, естественно, предполагаются штрафные санкции. Мы ведем мониторинг по каждому из проектов с привлечением международных консультантов. С их помощью составляется и тендерная документация, и управление этим достаточно сложным процессом. Вся тендерная программа осуществляется по правилам ЕБРР, где основным условием является недискриминационные правила проведения тендера для всех участников. Если же фирма, которая выиграла тендер, отступает от договорных условий, то на нее распространяются санкции, заложенные в договоре. Но пока на сегодняшний день таких проблем нет. Если же что-то выполнено не качественно, то понятно, что ошибки подрядчик исправляет за свой счет.

-Какие планы ЕБРР на этот год по инвестированию в энерго- и ресурсоэффективность ЖКХ?

— В сфере ЖКХ у нас планируется к подписанию целый ряд проектов касающихся и водоочистки, водоотвода и теплоэнергетики. Нами уже подписано три проекта в сфере теплоэнергетики и один проект в сфере водоотвода, который уже реализуется. Это касается таких городов как Черкассы, Днепропетровск, Ивано-Франковск Одесса. Все проекты направлены на модернизацию муниципальной инфраструктуры, причем   экономический эффект от их реализации мы можем получить уже в этом году. В наших планах работа по аналогичным проектам с Житомиром, Тернополем, Львовом, Запорожьем и Крымом. Имеется также целый ряд проектов, которые находятся на более ранних этапах рассмотрения. Наши типовые проектные инвестиции  в сферу теплоэнергетики могут составлять 10-20 миллионов евро, в зависимости от того, каким будет объем работ. Каждый из этих проектов предполагает комплексную модернизацию инфраструктуры, а именно речь идет о  замене котельных, труб, реконструкции сетей и т.п.

-Являются ли для ЕБРР инвестиции в сферу коммунального хозяйства приоритетными?

— Сектор коммунального хозяйства во многом является для нас приоритетным. Сейчас ощущается острая потребность в повышении энергоэффетивности коммунальной отрасли. Очень долго данный сектор экономики не получал достаточного финансирования для своего развития. Поэтому мы не ограничиваемся текущими проектами. С расширением нашей работы в этой сфере объем инвестиций, безусловно, должен расти. Срок погашения кредитов согласуется во многом со сроком амортизации. У них долгий период окупаемости: это могут быть проекты, рассчитанные на период до 15 лет и даже более. И сегодня ЕБРР один из немногих банков работающих в этом секторе экономики.

-На каких условиях ЕБРР сотрудничает с местными властями? Что нужно сделать коммунальному предприятию и мэрии для получения кредита ЕБРР?

— Речь, в данном случае, идет не о какой-либо программе  или особой лояльности. У муниципалитета и у компании должно быть понятное и мотивированное стремление получить кредит. Это достаточно долгий процесс. Руководству городов надо понимать, зачем они это делают. Стадия подготовки проекта может занимать как минимум несколько месяцев, а то и лет, так как любой проект требует очень тщательной проработки с точки зрения финансов и технологий. Кроме того, в большинстве случаев кредит предоставляется под муниципальную гарантию. Данная методика позволяет с одной стороны привлечь средства, с другой,- учесть интересы всех участвующих сторон. Хотя в нашей практике, каких либо неразрешимых ситуаций в и Украине  и в других странах не возникало.

  -Каков механизм предоставления средств?

  — Весь процесс закупок и всех финансовых трансакций проходит по правилам нашего банка. Средства перечисляются по каждому конкретному контракту и, если речь идет, например, о замене труб, то платежи идут  сначала авансовые, а потом уже — транши по факту реализации. То есть, это как бы ступенчатая система платежей.

-Что, по-Вашему, заставляет другие банки воздерживаться от кредитования подобных программ и объектов?

— Тут надо понимать, что ЕБРР не является коммерческим банком. Мы являемся международным финансовым институтом, ориентированным на развитие. Аналогичной организацией является и Всемирный банк. Других инвесторов в данный сектор пока нет. Это связано с тем, что средства нужны на очень долгий период, а коммерческие банки, в основном, рассматривают проекты, рассчитанные  на более быстрый период окупаемости.

Также, для коммерческих банков большое значение имеет и маржа. В данных проектах мы не пытаемся достичь колоссальной прибыли. Маржа у нас минимальна и проекты рассчитаны на  изменение ситуации в отрасли, а не быструю выгоду, как скажем в нефтяной или газовой сфере. Работа в этом секторе — одна из задач, поставленная перед нами нашими акционерами. Такие задачи перед коммерческими банками не ставятся. Мы должны инвестировать средства в инфраструктуру тех стран и регионов, в которых мы работаем. И, естественно, Украины, которая  является одним из акционеров банка.

Тем более что, в долгосрочной перспективе, странам-акционерам ЕБРР хочется видеть Украину развитым в техническом плане и стабильным государством. При существующем положении дел в сфере ЖКХ, коммерческим банкам там практически невозможно работать. У них нет соответствующих ресурсов, нет уникального опыта реализации таких проектов. Пока появление коммерческих банков на этом рынке мы считаем мало вероятным, но рано или поздно они все же начнут инвестировать в эту отрасль.

-Возможно, лет через пять, или шесть. ЕБРР ранее заявлял о том, что тарифообразование в Украине заполитизировано. Насколько велико вмешательство властей в этот процесс? Помогло ли создание госрегулятора в сфере коммунальных услуг снизить влияние на коммунальные тарифы со стороны местных властей?

— Возможно тарифы на ЖКХ —  вопрос и политический, но это вопрос не к ЕБРР. Есть здесь и различные льготы и компенсации. Здесь надо навести порядок, и начать понимать, как это должно работать. Муниципальные компании должны в этом плане работать, как минимум, на безубыточной основе. Изменение тарифной политики — сам по себе шаг серьезный, который требует и смелости  и понимания, и политической воли. Существует слишком много льготных категорий потребителей, и это сильно влияет на общую картину тарификации. На сегодня есть явная необходимость предпринимать шаги в совершенствовании вопросов тарифообразования.

И сам процесс ценообразования должен быть рыночным, то есть позволять предприятиям вести более активную инвестиционную деятельность. Для этого должен быть предпринят целый ряд регуляторных документов. Нам сложно говорить, являются ли сегодняшние тарифы результатом политической игры. Но, конечно, есть множество вопросов по механизму ценообразования. Мы рассчитываем, что с нашей помощью ценообразование в коммунальном секторе, когда-то приобретет более системный и предсказуемый характер.

-Какими должны быть критерии экономического обоснования стоимости услуг? Разделяете ли Вы точку зрения, что большая часть этих тарифов необоснованны?

— В первую очередь, здесь должна быть налажена технически совершенная система учета. Надо не брать усредненные значения, а понимать, сколько тот или иной владелец квартиры, или, скажем, предприятие потребляет на самом деле и достаточно ли ему этого. Процесс это сложный, особенно в канун выборов — это всегда тема спекуляции. Поэтому если мы что-то начинаем, то это всегда долгосрочная программа.  Мы видим определенные шаги регуляторов, направленные на то, что бы навести порядок в этой сфере. Мы с ними работаем, и достаточно плотно. Этот вопрос является ключевым и для нашего сектора, и для любых частных инвесторов.

Беседовал Костантин Егоров

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: