Хроники и Комментарии

Власть, расследования, сатира, фото

АКТРИСА ТАИСИЯ ЛИТВИНЕНКО: «Меня до сих пор встречают словами: «Баришня уже лягли і просють»

Posted by operkor на 4 мая, 2012

Знаменитая актриса львовского Театра имени Марии Заньковецкой Таисия Литвиненко благодаря своей профессии не единожды побывала королевой, императрицей, женой князей, гетманов, переиграла чуть ли не весь арсенал «героинь» — от Анны в «Украденном счастье» до ибсеновской Норы, снялась в ставших классическими лентах «Назар Стодоля», «Штепсель женит Тарапуньку», «Вавилон ХХ»…

Но, главное, осталась единственной королевой для своего не менее именитого супруга – актера и художественного руководителя театра Федора Стригуна. Короновать себя самостоятельно Таисия Иосифовна настоятельно рекомендует всем женщинам — и народным артисткам, и своим студенткам, и журналисткам. «Новая» урок усвоила, а заодно поздравила актрису с наступающим 50-летним юбилеем всенародно любимого кинохита «За двумя зайцами», в котором наша героиня сыграла яркую и ответственную роль Химки.

«Режиссер хотел, чтобы я сыграла Проню»

— Как считаете, за полвека фильм «За двумя зайцами» мог морально устареть?

— Ни в коем случае! И не только потому, что классика никогда не стареет, ведь пьеса — это одно, а спектакль или фильм, снятый по ней, совсем другое: его успех зависит от режиссерского прочтения. Так вот, на то время материал был прочтен настолько современно, что это сразу же поняли на кинофестивалях в Аргентине и Америке. Только потом, через какое-то время, фильм признали в Украине. Мы ведь вообще в большинстве случаев не верим в себя и ко всему своему относимся предвзято. Режиссер Виктор Иванов не был избалованным киноискусством, и даже я, несмотря на свою молодость, понимала, что ему разрешили снять этот фильм, только чтобы отстал. Классика тогда не была в почете на Киностудии Довженко. Разрешение дали по принципу: пусть снимает, все равно провалит работу. А он взял и выдал на-гора гениальный фильм, который заставляет зрителей смеяться до сих пор.

— В вашей семье ленту пересматривают?

— А как же! У нас есть диск, который мы время от времени крутим. За долгие годы удалось собрать богатую видеотеку украинских фильмов. Если чего-то недостает или интересная программа идет по телевидению, сыновья записывают все на диски и потом дарят нам. Так что мы с мужем очень амбициозны в этом плане. Не знаю, пригодится ли это кому-нибудь потом, а пока это нужно нам.

— Перлами из фильма пересыпан лексикон каждого второго зрителя, а вы в быту свою Химку часто цитируете?

— Вот именно те фразочки, которые так активно используют зрители, я стараюсь не упоминать. Дело в том, что до сих пор, куда ни приду, меня везде встречают словами: «Баришня уже лягли і просють» и многими другими фразами. Так что мне нет нужды самой их произносить.

— Кстати, этих слов у Старицкого нет. Кто их автор?

— Это и многое другое сочинял сам Иванов. Может быть, были у него какие-то заготовки, но большинство перлов он сочинял прямо на ходу на съемочной площадке. Я не была соавтором этих ставших классическими выражений. Разве что привносила в роль какие-то игровые моменты, касающиеся актерской техники, пластических находок. Вмешиваться в сценарий я тогда не могла себе позволить, потому что была еще молодой актрисой. Виктор Михайлович за легкость, с которой я воспринимала и воплощала материал, называл меня «актрисой мольеровского театра». Он считал, что актер должен выполнять команду режиссера, а не рассуждать и философствовать. Я с ним в этом солидарна.

— Но не мог же он выбирать актрису наобум. Может быть, вы были строптивой, как Химка?

— Тогда я работала в Запорожье, а сын лежал в больнице в Киеве. Я шла по бульвару Шевченко, искала эту больницу, ни о каких ролях и не думала. И вдруг меня кто-то хватает за руку. Оказалось, Иванов: «Тасечка, золотко, я же вас ищу. Мои ассистенты сбились с ног, разыскивая вас, сказали, что вы уехали из Киева. Я снимаю фильм «За двумя зайцами» — выбирайте роль». Он даже хотел, чтобы я сыграла Проню Прокоповну, но у меня были другие заботы: сын был тяжелым – как-то не до комедий. Даже не сразу поняла, что происходит, чего он от меня хочет. Говорю: «Хочу Химку играть». Он объясняет, что, к сожалению, в этой роли уже снимается другая актриса. Кстати, если будете когда-нибудь пересматривать фильм, обратите внимание: в «пансийоне» с родителями приезжает другая Химка – жена Сережи Буковского. Наташа Наум была утверждена на роль Гали. Сомнения были только по поводу Прони.

— В чем заключался конфликт режиссера с Маргаритой Криницыной?

— Иванов очень не хотел ее снимать. К тому же, Галя, Проня и Химка по сценарию ровесницы, а Криницына была гораздо старше нас всех. Но ее муж Оноприенко был главным редактором Киностудии Довженко, Иванову поставили условие: «Будешь снимать Криницыну, будешь снимать этот фильм». Так что, как говорила Руфина Нифонтова: «Главное — не сыграть роль хорошо, а получить ее…» Много было скандалов и нервов во время съемок, но теперь уже и Проня всем нравится, и Голохвастов (Олег Борисов – просто фантастика, фонтан идей!).

«Никогда не была начинающей актрисой»

— Любимый ваш фильм для зрителей, конечно же, «За двумя зайцами», но мнение зрителя и профессионала не всегда совпадает. Какую из киноработ вы считаете этапной для себя?

— Наверное, свою первую роль и фильм «Назар Стодоля», потому что с него все началось.  Знаете, как-то нас с мужем пригласили в программу «Актер одной роли»… Негодовали не столько даже мы, сколько знакомые и коллеги. Представляете, по 50 лет проработать в театре и, сыграв столько ролей, в том числе и в кино, дослужиться до такого «титула»? Хороших ролей было немало. И, несмотря на то что Химка в «За двумя зайцами» — любимая всеми, положа руку на сердце, могу сказать, что Присинька из «Вавилона ХХ» мне кажется более удачной ролью.

Иван Миколайчук был вторым после Иванова человеком, который признал первенство украинских актеров. Тогда элитарными (как, впрочем, и сейчас) считали исключительно московских актеров, их признавали, они были нарасхват, а нашим перепадало совсем немного. И, естественно, на Киностудии Довженко подняли хай: «Как это так? Как без российских артистов?» Миколайчук вышел из положения таким образом: нашел русскую актрису Любу Полищук, у которой были украинские корни. Ей не нужно было притворяться, поэтому она отлично влилась в ансамбль.

— В этом фильме Иван Миколайчук собрал поистине звездный актерский состав. Вы влились в него на равных или на правах начинающей?

— Я никогда не была начинающей актрисой. Я всегда была знаменитостью. Еще во время вступительных экзаменов в театральный институт (1953 год) второй режиссер Григорий Чухрай заметил меня в массовке и дал эпизодическую роль в «Назаре Стодоле», а когда режиссер-постановщик фильма Виктор Ивченко увидел меня на экране, назначил на роль героини. Так что, по сути, звезда надо мной засияла сразу, я моментально стала кинозвездой.

— Как восприняли этот факт родные?

— Мои родители – скромные сельские жители — свои чувства держали при себе. Хотя моя мама — артистическая натура, обладала потрясающим голосом. Когда-то Гурий Веревка брал ее в свой хор, но она как раз только вышла замуж за отца и была беременна мною, поэтому сказала: «Ні, дядьку, ви що? Завезете мене у Київ, а за Києвом кінець світу!» Папа был очень чувствительной натурой, с самого детства называл меня Царицей.

Так и закрепилось за мной прозвище в селе. Так что я с малолетства привыкла к таким красивым именам, и когда сама уже стала актрисой и параллельно делала на львовском телевидении портретные передачи о современных артистах, спрашивала каждую женщину, была ли она когда-нибудь королевой. Часто ли удается украинской, российской женщине побывать такой? А ведь стоит только в себе это почувствовать, как сразу же королевой вас станут считать все окружающие.

— Не знаю, считаете ли вы королем своего мужа, но при каждом удобном случае поете ему дифирамбы. Не думаете, что такое открытое обожание расхолаживает мужей?

— Мужу, а тем более человеку искусства, нужно постоянно говорить, какой он красивый, умный, гениальный. Мудрый мужчина отнесется к этому с юмором, но что-то хе останется, он запомнит, что эта женщина считает его совершенным, это ему польстит. Ну, а если он дурак, то останется таковым и без этих слов. Я считаю, что мужчины — слабый пол, их нужно всячески поддерживать, прикармливать красивыми словами. Красивых слов вообще не нужно стесняться, нужно говорить их друг другу чаще, пока живы. Тем более, что мой муж заслуживает самых красивых слов. Да и дети теперь большие, так что живем теперь не только для них, но и для друг друга тоже…

«Теперь мы с мужем — молодожены»

— Мужьям актрис, наверняка, туго приходится — нужно постоянно держать марку.

— Все зависит от воспитания. Какого мужчину себе воспитала, такого и имеешь. Если хочешь, чтобы он был идеальным, аккуратным, будешь ему в этом помогать (редко когда мужчина сам одевается, выбирает прическу, гардероб). Женщина создает себе визуальный образ идеального мужчины. Хотите, чтобы был небрежным, неопрятным или одет с иголочки, чтобы от него пахло хорошим парфюмом? Вам же с ним в постель ложиться! Вот я была в Индии. Там женщина с утра, перед уходом мужа на работу, рисует на пороге, каким будет их вечер (такое себе сексуальное поощрение), чтобы муж спешил домой, предвкушая встречу. А мы в повседневной суете забываем об этих секретах древних. Забываем о самом дорогом, что дал нам Бог — любви. Любви к мужу, к родителям, к детям. А ведь в Библии это слово пишется с большой буквы.

— А что, если любовь к профессии стоит превыше любви к мужу и детям?

— Каждый, кто пожертвовал семьей ради карьеры, поплатится за это, когда останется одиноким. Ребенок — твое будущее (кто-то же должен подать тебе стакан воды, когда ты станешь немощным). Когда мы пришли в Театр Заньковецкой, много актрис старшего поколения не имели детей. Но мы видели, что творилось с этими несчастными женщинами, когда к ним приходили племянники… Да и вообще, в нашей стране, которая не дает возможности обеспечить себе благополучную старость, так рисковать нельзя.

— Кстати, о старости. Почему простые смертные в 50-60 чувствуют себя старыми и немощными, а актеры в 70-80 деятельны точно так же, как в 20?

— Потому что мы проживаем не свою жизнь, а жизнь своих персонажей, то есть, по сути, чужую жизнь (за счет этого немножечко экономим свою). Иначе чем объяснить феномен: актер выходит на сцену больной, с температурой, а к концу спектакля жар проходит, меняется давление и даже состав крови. Проживая чужую жизнь, ты забываешь о своем теле, о том, что болит нога или голова. Ты перерождаешься, отдаешь свою энергию девяти сотням зрителей. С аплодисментами они возвращают тебе ее сторицей. И ты идешь домой счастливой! Да, мы не получаем взяток, и в театре нечего украсть, но за аплодисменты мы готовы отдать жизнь.

— То есть актеры — люди без возраста. Вы играете, ставите спектакли, преподаете, содержите дом. Признайтесь честно, на сколько лет при этом себя чувствуете?

— На 35. Это прекрасный возраст для женщины! Сейчас мы с Федором Николаевичем остались одни — сыновья разъехались. Так что теперь мы – молодожены. А работа в театре не утомляет, сколько бы лет тебе ни было. Вот недавно занялась режиссурой — студенты вдохновили. Может быть, променяв Киев сначала на Запорожье, а потом на Львов, утратив свой статус кинозвезды, я что-то и потеряла, но вместе с тем многое нашла. Назовите мне актрис Театра им. Франко (с него я начинала) моего возраста, которые до сегодняшнего дня работают и играют большие роли. То-то же. А в нашем театре играют актрисы, которые старше меня. Кате Хомяк, например, 86 лет, Любе Когановой — 85. Вместе с тем большая половина труппы Театра им. Марии Заньковецкой — наши с Федором Николаевичем студенты — и это прекрасно!

Елена Францева, газета «Новая» http://novaya.com.ua

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: