Ярый фанат футбола из Японии Во Ван Токанава за свои полвека не пропустил ни одного соревнования международного уровня. Бывал на европейских чемпионатах, мировых, азиатских и даже африканских. В этом году решил лицезреть матчи Евро-2012 в Польше и в Украине. Знакомство с городами, принимающими Евро, начал с Украины.

 Посещая столицу, Харьков, Донецк, Львов, много слышал хороших слов о Запорожье как лучшем городе Украины. По пути решил взглянуть на светящийся Днепрогэс, посетить Хортицу и заодно инкогнито нагрянуть в гости к своему давнему приятелю – автору этих строк.

 Увидеть ночной, мерцающий в огнях первенец советской энергетики, как это было при мэре Александре Поляке, не получилось. В ночное время плотина имела угрюмый вид — то ли лампочки перегорели, то ли Днепр омелел, то ли еще что-то. Более впечатляюще выглядела Хортица. Особенно настроение поднялось после того, как Во Ван освежился в прохладных водах Славутича.

Вместо Южного заехал в Малоекатериновку

Как добраться на Южный жилмассив, ему подсказали случайные попутчики. Маршрутками №55 или №52 посоветовали доехать до ж/д вокзала «Запорожье — 1», а там пересесть на №61 или №62.

 Выйдя на конечной остановке №55, он успел одним из последних вскочить в переполненную маршрутку №62. Вместо семи минут, как ему объяснили, ехал более получаса. Выйдя на конечной остановке, засомневался что прибыл на «Пески».

 — Вы сели на №62 «Запорожье -1» — Малоекатериновка», а на «Пески» ходит другой — №62, — подсказали пассажиры. – Теперь садитесь на №162 «Запорожье – Малоекатериновка» и возвращайтесь на вокзал «Запорожье – 1». Этот маршрут дублирует №62.

 — Таких шарад я не встречал даже в Киеве, не то что в родной Японии, — подумал Во Ван, почесал затылок  и покатил обратно в Запорожье.

 На железнодорожном вокзале пересел, как и советовали, на маршрутку №61. Однако поездка на «Южный» снова затянулась. Через полчаса пришлось выйти из автобуса на какой-то Осетровке.

 — Как же наконец-то добраться на «Пески»? – уже в полном отчаянии возмутился вслух Во Ван на ломаном русском.

 Пассажиры, скопившиеся на остановке, каждый по-своему пытался объяснить гостью из Японии особенности и хитросплетения запорожских пассажирских перевозок маршрутными такси.

— Садитесь на №61 и возвращайтесь на вокзал. Там же, где останавливаются №61 «Запорожье – 1 — Осетровка», №62 «Запорожье – 1» — Малоекатериновка» и №162 «Запорожье – Малоекатериновка», останавливаются и №61 «Осипенковский – 4-й Южный», и №62 «Дворец Кирова – 4-й Южный».

Чтобы попасть на Южный – не садитесь в желтые маршрутки, садитесь в белые, — советовали одни.

– На №62, городском маршруте, тоже есть желтые, — возражали другие. – Лучше всего не садитесь в «Богданы», — предлагали третьи.

– А самый беспроигрышный вариант – сядьте в троллейбус Поляка №3 (он тут единственный маршрут) и тогда уж точно за 10 минут попадете на Южный, — посоветовал кто-то из южан.

От таких советов и разъяснений у Во Вана в голове бурлил сплошной туман.

О пассажирах не думают?

— Как запорожцы ориентируются в такой чехарде с маршрутками? — это был первый вопрос японского гостя при нашей встрече. – Неужели у вас закончились цифры, чтобы каждому маршруту присвоить индивидуальный номер? Почему у вас пассажирам не выдают билеты? Как водители отчитываются о свое работе?

Объяснить другу подобный феномен оказалось не просто. Дело в том, что в нашем регионе есть городские маршруты, пригородные и междугородние. Курируют их разные ведомства. Городские – управление по вопросам транспортного обеспечения и связи горсовета (руководитель Юрий Дроздов).

Остальные – отдел транспорта (руководитель Ирина Якушева) Главного управления промышленности и развития инфраструктуры облгосадминистрации (начальник Евгений Семечаевский). Эти структуры, решая каждый свою задачу, похоже, не учитывают того, насколько удобны принимаемые ими решения для жителей города, области, гостей.

Есть в Запорожье маршрутки, курсирующие по одному маршруту, например №43 и №94. Зачем? А есть маршрутки, которые ходят по разным маршрутам, но в обозначении различаются лишь литерой «А». №63 – по улице Победы и №63А – по проспекту им. Ленина, №40 – по проспекту им. Ленина и №40А – по улице Победы. Несмотря на то, что конечные пункты каждой пары совпадают, по сути – это разные маршруты. Удобна ли такая нумерация для пассажиров? Не заметил литеры «А» и поехал не туда куда надо.

А получаются подобные несуразицы потому, что чиновники, отвечающие за пассажирские перевозки, похоже, далеки от проблем пассажиров. Если бы Юрий Дроздов и Ирина Якушева сели за один стол и вникли в действующие схемы маршрутов пассажирского автотранспорта Запорожья и области, подобных шарад и неудобств для пассажиров можно было бы избежать. Нашлись бы цифры и на новые номера маршрутов, исчезли бы и дублирующие друг друга маршруты и всякие малозаметные для вечно спешащих пассажиров вспомогательные литеры.

В этом, я думаю, должны им помочь мэр Запорожья Александр Син и губернатор Александр Пеклушенко. Ведь Запорожье не принимает Евро 2012 и, значит, надеяться на обновление трафаретов на маршрутках за счет госбюджета, увы, не придется.

Липовыми билетами в маршрутках то ямы, то канавы не залатать

Оплата проезда – это особый разговор. В некоторых запорожских маршрутках рядом с водителем лежат катушки билетов. Присутствуют они, похоже, ради показухи контроля. Захочет пассажир – оторвет билет, не захочет – не оторвет. За отсутствие билета никто его не оштрафует – ни контролер от мэрии, ни контролер от автоперевозчика. Таковые просто отсутствуют.

Это вам не Япония, где посадка пассажира в городской транспорт фиксируется его карточкой, а выручка от уплаты за проезд накапливается в течение смены в памяти компьютера. Для запорожских водителей и руководителей АТП подобного контроля за доходностью бизнеса пассажироперевозок не существует.

Маршрутки – это частные предприятия. Куда, кому и в каком количестве уходит выручка от работы маршруток знают лишь водители и их руководители. Понятно, что без кассового аппарата или иного устройства для обилечивания пассажиров с последующим контролем невозможно в полном объеме привлечь налоги в бюджет.

О теневом бизнесе пассажироперевозок, очевидно, не могут не знать налоговые службы, включая налоговую милицию, начальник которой регулярно бодрым голосом рапортует журналистам о небывалых успехах запорожских фискалов.  Но навести порядок в этой сфере фискалы почему-то не торопятся. Может быть следуют тезису о том, что государство не вправе вмешиваться в деятельность частных фирм? Или же казна города и области не нуждается в дополнительных средствах, в том числе и на ремонт дорог? А может быть существуют и другие «веские» причины.

От увиденного, услышанного и испытавшего на себе в Запорожье Во Ван был, мягко говоря, «приятно удивлен».

— Я полагал, запорожцы,  как и мы, японцы, живут по правилам цивилизованного классического капитализма. Однако, судя по транспортному обслуживанию пассажиров, вы, похоже, пока что находитесь в начальной стадии дикого необузданного капитализма, — заявил он. – Это есть не карасо!

Юрий Тояма, для «Хроник и комментариев»