ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

ОПТОВЫЕ РЫНКИ.Часть III. «Финальная хода»

Posted by operkor на 21 июня, 2012

Финальная часть трилогии «Оптовые рынки» — осталось выложить последние карты на стол и выслушать заключительную аргументацию. Государство сказало надо, а народ ответил — что? И мы строим – строим сеть крупных оптовых рынков. И все бы хорошо, народ, скажем, получил бы дешевые овощи, производители новые стабильные каналы сбыта, а крупный покупатель радовал бы нас продукцией с отечественных грядок. И все были бы счастливы, и деньги в госказну капали бы. Все было бы так, если бы не украинская действительность.

Украинские реалии…

Знаете популярную историю-анекдот о том, как президента США Ричарда Никсона спросили после визита в Москву в 1972 году, что ему больше всего запомнилось? «Запах свежей краски», — ответил он тогда. Может у нас на ментальном уровне непреодолимая тяга к косметическим ремонтам? Залатаем тут и тут, построим что-то большое и красивое, повесим картину на стену, и трещину на стене никто не заметит. Ну, это так, лирика. Если же возвращаться к целевой программе правительства по созданию сети оптовых рынков, умолять достоинства этой инициативы как минимум неправильно (о многих из них мы писали в прошлой статье), но и полагать, что она решит все те задачи, которые на нее были возложены также весьма опрометчиво.

Непробиваемый аргумент украинской власти, мол, мы изучили европейский опыт, плюс учли наши реалии и украинская модель работает! Позвольте, реальные истории о том, как фермеры не выдерживают финансовой нагрузки и уходят с рынков, отсутствие крупных покупателей, и как минимум нежелание представителей самих рынков, к примеру того же «Господар», комментировать сегодняшнюю ситуацию, как минимум, вносит элемент недоверия к идеальности модели. Тому есть ряд причин. И снова нет однозначных позиций на этот счет.

Татьяна Гетьман, руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты» настаивает, что украинская модель даже лучше европейской, поскольку при ее создании был изучен опыт и Европы, и Азии, и Америки. «Теперь мы получаем запросы от представителей рынков стран ЕС приехать и посмотреть, и поучиться на примере Украины, потому что наша модель сразу заработала», — рассказывает Гетьман.

Но насколько хорошо она заработала?

Николай Верницкий директор консалтинговой компании «Про Агро» рассказывает, почему в Украине модель дает сбой. Сегодня у нас существует две категории крупных покупателей: розница, но она занимает меньшую долю рынка, и переработка (например, те же производители соков). Так вот что касается переработки, этой категории покупателей проще договориться с производителем напрямую, в обход оптового рынка. Зачастую дело касается продукции более низкого качества по сниженной цене, когда самим фермерам выгоднее сбросить продукцию дешевле, воизбижание полной потери прибыли. Это снова проблема мелких производителей при создании условий сохранности и дальнейшего сбыта продукции.

Теперь коснемся розницы. Помимо представителей линейной розничной торговли предполагалось, что клиентами рынков станут сетевые супермаркеты. Татьяна Гетьман говорит, что для торговых сетей, рынки — наиболее выгодное место для размещения своих распределительных центров, ведь они предлагают полный доступ к инфраструктуре и ассортименту, а также к большому потоку новых поставщиков. Так ли это?

«Мы работаем с профессиональными клиентами (торговцами, представителями гостиничного и ресторанного бизнеса и пр.), которые осуществляют закупки в нашей сети для нужд своего бизнеса и дальнейшего обслуживания своих клиентов, наша компания закупает сельскохозяйственную продукцию напрямую у производителей. Благодаря этому подходу мы можем гарантировать своим покупателям цены и качество – основные преимущества METRO Cash & Carry», — комментирует Надежда Лубнина, глава отдела корпоративных связей METRO Cash & Carry.

Крупные торговые сети работают в обход оптовым рынкам, и действуют совершенно иначе, отмечает Николай Верникцкий. Торговая сеть никогда не приедет сама за продукцией на оптовый рынок. Продукцию привозят, и сеть ее оплачивает не в момент загрузки на оптовом рынке, а в момент реализации.

«Торговые сети в Украине очень жесткие, они диктуют свои условия, в принципе, с точки зрения текущего момента — это нормально. Вы к ним свою продукцию привозите, вы подписываетесь, что определенные объемы этой продукции могут за вас счет сгнить или испортиться. Они вам платят после реализации, они у вас не покупают эту продукцию, а фактически берут на реализацию и платят с задержкой, доходящей до 60 дней. И более того, они вам диктуют определенные требования по качеству. Допустим, продукция должна быть фасованная, с доставкой на их склад. О каких оптовых рынках может идти речь?», — рассказывает Верницкий.

В торговой сети «АМСТОР» комментируют, что с запуском новых рынков их «система закупок не изменилась и не могла измениться, ведь, по сути, там торгуют почти все те, кто работает и с супермаркетами». «Да, нам бы могло быть интересно делать закупки у оптовых рынков, если бы эти рынки выполняли свое непосредственное предназначение и играли соответствующую роль в логистических цепочках ритейлеров», — отмечают в «АМСТОР». Никаких выгод перед существующей системой закупок рынок не открывает, как собственно не создает особых проблем и пользы, отмечают в компании.

«Подобные рынки нас не могут заинтересовать. В Украине не хватает крупных производителей, а мелкие производители зачастую не могут обеспечить хороший объем поставок и ассортимент. Необходима государственная программа поддержки производителя. Нужны не оптовые рынки, а товарно-распределительные базы, где бы колхозники могли бы качественно хранить овощи», — говорят в «Амстор».

Европейский опыт…

На Западе, куда мы так упорно шагаем, понятие «оптовый рынок» воспринимается несколько в ином виде, поскольку там есть реальные потребители, заинтересованные в торговле через эти рынки. «У нас же пока, наши две группы потребителей — не заинтересованы. Сейчас их заинтересовать очень сложно. Понимаете, экономическая ситуация в стране такая, что, в принципе, на овощах они могут поставить достаточно высокую прибыль, даже если 50% сгниет, то потребитель все равно оплатит оставшееся», — рассказывает Верницкий.

Эксперты отмечают, что в Европе уже давно началась эра сетей супермаркетов. В старой Европе с этой тенденцией столкнулись еще с 80х годов прошлого столетия. Рынки стали умирать, и пришлось менять формат – рынки стали логистическими центрами для перевалки продукции. Если же взять наших ближайших соседей поляков, они относительно недавно стали развивать оптовые рынки.

По словам Николая Гриценко, руководителя направления «Развитие рыночной инфраструктуры» Проекта USAID «АгроИнвест» в Польше сформирована сеть оптовых рынков, состоящая из 4 межрегиональных и 8 меньших по размеру оптовых рынков. К их строительству через различные финансовые учреждения было привлечено 140 млн. евро. Но польские эксперты признают, что даже при таких мощных финансовых вливаниях поставленных целей не достигнуто.

«Раньше среди поляков бытовало мнение, что оптовые рынки будут строиться за счет бюджетных и привлеченных для этого средств, а со временем их выкупят фермеры. Но, к сожалению, польские фермеры не смогли выкупить ни оптовых рынков, ни их частей. Достаточно яркий пример: территория рынка, построенного вблизи Гданьска, — 23 гектара. С момента его открытия прошло 13 лет, а он и до сих пор загружен лишь на 30%. Доходов рынка не хватает даже на покрытие кредитов Всемирного банка. Эти затраты дополнительным грузом ложатся на государственный бюджет Польши», — рассказывает Гриценко в интервью «Украинской перспективе».

В украинских реалиях куда целесообразней было бы создание небольших региональных рынков вблизи зоны концентрированного производства сельскохозяйственной продукции, совладельцами которых выступают организации производителей и органы местной власти. А крупные рынки можно было бы превратить в терминалы накопления сельскохозяйственной продукции, хранения и дальнейшего ее распределения между регионами.

«Мое мнение такое: стоит формировать логистические объекты, овощехранилища, развивать национальную сеть розничной торговли и всячески ее поддерживать. Так же следует поддерживать и оптово-розничные рынки. Это – наша национальная традиция: продавать и покупать на небольших рынках. Но нужно, чтобы собственниками таких рынков были наши сельхозпроизводители», — говорит Гриценко.

 Впрочем, планы правительства на 2012 год еще более поражают своей масштабностью. Во всеуслышание заявляют о грядущем майском запуске первой очереди Запорожского рынка «Сичовый», ведутся работы в Мариуполе, Херсоне и Одессе, на подходе Харьков. И чем больше вводится переменных в эту глобальную систему, тем труднее найти решение, тем сложнее сделать систему устойчивой. Все больше открытых вопросов, все меньше однозначных ответов.

Так кому все-таки это надо?

Если задуматься: а действительно ли то, что мы построили, отличается коренным образом от тех рынков, которых полным-полно по всей Украине? «До возникновения рынка «Столичного» было много оптовых баз, — рассказывает заместитель генерального директора Украинской аграрной конфедерации Александр Ярославский. – Функционирование рынка «Столичный» и других рынков в концептуальном плане особо ничем не отличаются (уровень обслуживания, логистика конечно лучше, удобнее, причем и для розничных покупателей), просто усиливается конкуренция в сфере мелкого опта, что благоприятно сказывается на потребителе и мелкой рознице»

Если с ключевыми задачами, новые структуры пока справляются спорно, отличаются от своих «старших товарищей» они пока видимо только размерами. Да и цена на старых рынках зачастую ниже, за счет того, что это просто склады. «Это не та задача, которая ставилась государством, выделив при этом миллионы долларов. Сделали просто еще одну торговую точку, но особого эффекта нет. Но это красивая идея, под которую выделились бюджетные деньги, и которые были потрачены», — говорит Николай Верницкий.

Напомним, реализация программы происходит на основе «государственно-частного партнерства». И если Верницкий говорит, что все держится на госфинансировании, и реальных инвесторов привлечь не удалось, Гетьман настаивает, что проект реализовывается на 90-95% за счет частных инвесторов, а из заявленных государством сумм выделяются крохи. «Самое главное, что государство оказывает реальную помощь с разрешительной документацией, с инфраструктурой и т.п., потому что это в условиях Украины огромная проблема, — говорит Татьяна.

«Да там вообще никто не говорит об окупаемости, — парирует Верницкий. — Их строили, чтобы оперировали отдельные компании, чтобы тратить государственные деньги и потом отчитаться, что что-то сделано».

Сегодня в прессе часто обсуждается мнение, что государство выделило деньги, но управляют этими деньгами и рынками определенные частные компании, пролоббировав для себя финансирование.

Так что же на самом деле происходит? Действительно ли Украине необходимы оптовые рынки в таком количестве? Окончательно разобраться в целесообразности и эффективности данной целевой программы, видимо, поможет лишь время. Мы же лишь обозначили все точки над «и»…

http://www.rbn.cc

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: