1Жители Таранто, города на побережье Тарентского залива, в котором расположен меткомбинат, испытывают экологические проблемы, хорошо знакомые горожанам украинского Мариуполя. Скандал вокруг Ilva, который сопровождается массовыми акциями протеста, продолжается уже несколько месяцев.

На нынешнем этапе руководство Riva заявляет, что если судебный запрет не будет снят, предприятие в середине декабря может быть остановлено из-за отсутствия сырья, а в перспективе — закрыто. При этом Riva обещает, что сразу после запуска комбината на полную мощность начнет реализацию широкомасштабной программы, предполагающей последовательное оснащение всех доменных печей и коксовых батарей современными очистными сооружениями. Стоимость этого проекта, рассчитанного на три года, оценивается в 3,5 млрд. евро.

Пока Riva не удается получить искомого разрешения, хотя правительство поддерживает ее предложения. Комбинат Ilva является крупнейшим работодателем не только в Таранто, где он расположен, но и во всей Южной Италии, а руководство Riva уже сообщило о намерении отправить 1,5-2 тыс. из 12 тыс. его сотрудников (включая вспомогательные подразделения) в неоплачиваемые отпуска. В качестве одного из вариантов дальнейшего развития событий называется и продажа меткомбината.

Впрочем, европейский рынок стали из-за продолжительного экономического кризиса никак не может сейчас считаться привлекательным. Об этом, в частности, говорит пример американской компании US Steel, в середине ноября выставившей на продажу свой комбинат US Steel Kosice в Словакии.

В качестве основного претендента словацкие газеты называют украинскую группу “Метинвест”, указывая на возможный эффект экономии на масштабах от объединения, в частности, в сырьевой области (USSK использует в качестве сырья украинскую железную руду). Одно издание даже заявило, что сделка с “Метинвестом” уже практически заключена, осталось лишь уточнить детали. Впрочем, эту информацию не подтверждают ни US Steel, ни “Метинвест”.

В Индии Министерство угольной, горнодобывающей промышленности и развития сельских регионов выступило против плана коллег из Министерства металлургической промышленности о создании в стране с нуля четырех мегакомбинатов мощностью не менее 10 млн. в год каждый. По словам экспертов индийского министерства, для таких предприятий будет практически невозможно выделить подходящие участки земли. Кроме того, нереальным выглядит и запрашиваемый металлургами льготный режим по их снабжению железной рудой и, особенно, коксующимся углем, которого в Индии и так не хватает.

Судя по всему, основным путем развития металлургической промышленности в стране станет расширение мощностей действующих предприятий, а новые заводы, скорее, будут возводиться местными компаниями за границей. В частности, компания Jindal Steel обратилась к правительству Мозамбика с предложением о строительства интегрированного комбината вблизи от уже принадлежащего ей угольного месторождения, разработка которого начнется в январе 2013 года.

Годовая мощность разреза составит 10 млн. тонн энергетического и коксующегося угля с перспективой расширения до 20 млн. тонн. Кроме того, в Мозамбике есть значительные месторождения железной руды. По плану Jindal Steel, меткомбинат в Африке будет иметь экспортную направленность и поставлять свою продукцию, в частности, в Индию.

Не все так просто, как казалось

Повышение цен на стальную продукцию, начатое металлургическими компаниями еще в конце октября, сталкивается со все большими препятствиями. Основная проблема повсеместно заключается в недостаточном спросе на прокат. Из-за этого потребители отказываются приобретать стальную продукцию по новым ценам, требуя от поставщиков возвращения к прежним котировкам.

В частности, на уступки пришлось пойти турецким производителям длинномерного проката. В первой половине ноября эти компании, объясняя свои действия подорожанием металлолома и заготовок, пытались увеличить стоимость арматуры до 620-625 долларов за тонну FOB. Однако покупатели в странах Ближнего Востока отвергли эти предложения, да и в самой Турции, где активность в строительной отрасли в преддверии зимы пошла на спад, спрос на конструкционную сталь оставляет желать лучшего. Чтобы возобновить продажи, турецким компаниям пришлось понизить цены на арматуру до 590-610 долларов за тонну FOB. Зато благодаря этому они получили новые заказы от клиентов в ОАЭ, Египте и Ираке.

Теперь с этой проблемой, очевидно, придется столкнуться и металлургическим компаниям из СНГ. В начале второй половины ноября они предлагали на экспорт арматуру по 590-610 долларов за тонну FOB, а заготовки — примерно по 530 долларов за тонну FOB. Судя по всему, в ближайшее время эти котировки пойдут под уклон. Начал дешеветь и металлолом, поставляемый в Турцию. Если в середине ноября цены на американский и европейский качественный материал находились в интервале 400-410 долларов за тонну CFR, то в последние дни европейские трейдеры согласились уменьшить их до 390 долларов за тонну CFR и менее.

Значительные трудности с продолжением подъема цен испытывают и производители плоского проката. Относительным успехом в последнее время завершились, разве что, инициативы американских компаний. За последний месяц они объявили о двух повышениях на 100 долларов за тонну в совокупности и действительно добились роста котировок примерно на 40-60 долларов за тонну по сравнению с крайней точкой спада в середине октября. В частности, горячекатаные рулоны в США вышли на уровень 700 долларов за метрическую тонну EXW. В то же время, третье по счету повышение котировок на толстолистовую сталь на 55 за тонну, затеянное ведущими местными производителями, по мнению аналитиков, скорее всего, не удастся из-за низкого спроса и избыточных резервов у потребителей.

С большим сомнением относятся специалисты и к инициативе ряда европейских компаний по увеличению стоимости плоского проката. К первой объявившей о подорожании этой продукции на 40 евро за тонну Arcelor Mittal присоединились итальянская Marcegaglia и Tata Steel Europe. В то же время, спрос на листовую сталь в Европе остается ограниченным, а цены, скорее, снижаются, чем растут. В частности, стоимость горячекатаных рулонов в регионе варьируется между 420 и 470-480 евро за тонну EXW.

Российские и украинские производители горячего проката пока выжидают, предлагая свою продукцию по прежним ценам — около 500-530 долларов за тонну FOB, и только китайцы, опираясь на оживление на внутреннем рынке, готовят на январь новое повышение цен на 15-25 долларов за тонну по сравнению с декабрьскими поставками. Но покупатели пока не торопятся заключать новые сделки.

Поддержка национального сырьевика

Медленное повышение спотовых цен на железную руду, продолжавшееся на мировом рынке более полутора месяцев, прекратилось. Стоимость 63,5%-ного индийского концентрата, достигнув в начале прошедшей недели пика на уровне 123-124 долларов за тонну CFR, в дальнейшем понизилась до около 120-122 долларов за тонну CFR, при этом, большинство специалистов прогнозируют продолжение спада.

Основной причиной удешевления железной руды стало падение активности на китайском рынке. Цены на стальную продукцию в стране в последнее время идут вниз, так как правительство, вопреки ожиданиям, не объявило о новых программах стимулирования экономики. Металлургические компании, ранее усиленно скупавшие сырье, перешли к использованию имеющихся запасов.

Кроме того, специалистов несколько обеспокоила недавняя инициатива китайского правительства по стимулированию национальной железорудной отрасли. Власти рассматривают возможность предоставления налоговых льгот горнодобывающим компаниям, благодаря которым себестоимость добычи сырья может уменьшиться на 12-14 долларов за тонну в пересчете на 62%-ный концентрат.

Кроме того, в стране планируется основать специальный фонд для финансирования проектов разработки новых месторождений, строительства обогатительных фабрик и внедрения новых передовых технологий. Получателями средств из этого фонда могут стать средние по размерам государственные предприятия. Объем финансирования за счет фонда может достигать 20-30% от объема запланированных инвестиций.

Большинство западных экспертов весьма осторожно относятся к этой инициативе, заявляя, что она не поможет китайским металлургам, а только повысит прибыли железорудных компаний. Впрочем, любое расширение добычи железной руды в Китае несет угрозу для ряда производителей ЖРС в Австралии и африканских странах. Большинство анонсированных в последние годы проектов разработки новых месторождений исходили из того, что Китай будет наращивать импорт руды.

Виталий ШИМКОВИЧ

http://ukrrudprom.ua