ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

УДЕЛИТЕ ЖЕНЩИНЕ ВНИМАНИЕ. Восемь актрис, которые достойны бОльшей любви

Posted by operkor на 8 марта, 2013

1Их имена крупным кеглем не завлекают с афиш и обложек. Специально «под них» не запускают проекты. Никогда вы не увидите их на красных светских дорожках, где напыщенно красуются всем известные чванливые курицы (не оставившие в искусстве даже «кудахтанья»). Эти милые женщины — не звезды, не тусовщицы, а честные, скромные, одаренные труженицы. Не высовываются на «первый план». Не лезут на «амбразуры». Фото: артистка Анна КУЗИНА.

Не рекламируются, не пиарятся. Не делают из собственных судеб цирк-шапито. Играют в театрах, когда дают сыграть. Играют в кино, когда зовут сниматься. Бывает, годами ждут важных для себя ролей на сценах. А бывает, метеоритами падают в тихие омуты «фильмов ужасов» (то есть российских сериалов), но даже там выделяются «лица необщим выраженьем». Да, некоторые из них прошли трудные испытания «Мухтаром». Но ни одна из них — пока — не прошла испытание медными трубами. Вроде любят, вроде знают. Но, скорее, в «локальных» масштабах. А хочется большего…

И по этой причине — как бы в праздничном контексте — меня и норовит обратиться к друзьям-продюсерам (О.Кохану, В.Ряшину, Ю.Минзянову, etc.), а также к худрукам-режиссерам. Уделяйте нашим скромным хорошим актрисам  больше внимания. В фильмах. В спектаклях. В других проектах… Эти — не подведут.

А что это за девочка и где она живет? «Живет» она — в этот театральный вечер — в старой раздолбанной сторожке в районе депо «Северное». И в каждом машинисте, если тот нацепит на себя очки, она видит «своего Вову». Погибшего на рельсах возлюбленного. Девочка не в себе. Юродивая. Оленькой зовут. И для всего «северного» края она — посмешище и подстилка. И вот такую героиню играет в спектакле театра «Сузір’я» «Депо Северное» (по пьесе Василия Сигарева «Фантомные боли») артистка Анна КУЗИНА.

Пожалуй, это ее единственная заметная работа. Но роль стоит того, чтобы в зной или в слякоть вы спустились в подвал, где дают спектакль дважды в месяц. И убедились, «какой» может быть эта невысокого росточка (158 см) девочка-женщина. Ко всему еще, — внимание, продюсеры! — свободно владеющая французским…

Несколько раз в постановке о «депо» проигрывается одна и та же ситуация. Двое мужчин, а между ними — она. И каждый раз женщина-девочка в одних и тех же обстоятельствах — разная. То ранимый ребенок, то хищный зверек, то наглая оторва. В подвале становится душно, когда актеры Андрей Мостренко, Дмитрий Гаврилов и Анна Кузина начинают «кочегарить» трамвайную лав-стори о желании и наказании, о беспросветности и любви.

Аня Кузина из актрис «фоменковской» породы. Чрезвычайно органична, эмоциональна, разнообразна в своих сценических проявлениях. Чувствуется, что внутри маленькой фигурки трепыхается большое сердце. (Помимо театра «Сузір’я», ее можно увидеть в телефильмах «Доярка из Хацапетовки №2 и № 3», «Пончик Люся», «Универ», «Я тебя никогда не забуду»).

2

 Тринадцать лет она работает в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра. И за эти годы сыграла много достойного, отмеченного узким кругом критиков. А с кино не получается. Фатально. Всего-то две-три проходные картины. Думаю: ну почему же, Таня? Может, потому, что у Татьяны КРУЛИКОВСКОЙ — образ умной и воспитанной дамы? А в сериалах надо чаще «под дурочку»? Хотя она «на раз» любую представит. Ведь, вообразите, в ее репертуаре — такие роли… От Анны Карениной (и это таки лучше, нежели Кира Найтли в платьях от кутюр) — до Агафьи Тихоновны (в гоголевской «Женитьбе»).

Окончив Днепропетровское театральное училище и переехав на пмж в Киев, Таня стала артисткой столичного «звучания». Серьезная, всегда требовательная к себе. Совершенно небанальная в подходах к текстам и темам. Очень люблю ее Ольгу Прозорову в выдающемся, на мой взгляд, спектакле «Три сестры» на Малой сцене Театра на Левом берегу. И чаще, чем за другими сестрами, слежу именно за этой, старшей… Татьяна играет чеховскую героиню рационально и чувственно. У ее учительницы и взгляд строгий, и манеры, далекие от манерности. Естественно, именно она (как просветитель в провинции) осознает неизбежность и неотвратимость всех дальнейших надвигающихся драм. Глазами Ольги—Тани зрителю и дано предвидеть (предчувствовать),  что же станет с милыми сестрами лет через 17, — когда придут другие «военные» или лет через 25 , когда и вовсе пустят всю эту «породу господ» в расход… В общем, умная, достойная и одаренная актриса. (Смотреть текущий репертуар Театра драмы и комедии на Левом берегу).

3.Елена Стефанская - слева, в красном

Елена Стефанская —  в красном («Странная миссис Сэвидж»).

 «Елена, вы удивительная актриса! Я увидел вас в сериалах. Вы не играли, а проживали. Вам безгранично веришь и сопереживаешь». Это пока единственный зрительский отклик на сайте Киевского театра имени Леси Украинки, адресованный Елене СТЕФАНСКОЙ. Конечно, странная у нее доля. Красивая и видная, потенциально интересная актриса. Однако с момента своего появления в прославленной труппе (где-то в начале 90-х) вроде что-то не задалось и что-то не склеилось. Роли — редко. Программные спектакли — и того реже. «Веселись, когда велят», «Генералы в юбках», «Королевские игры», «Тайны Мадридского двора». Она была глубоко «внутри» этих постановок, и, естественно, не в эпицентре. Но все равно запоминалась выразительной внешностью и характерным тембром.

А ведь «могла бы» выдать на той же сцене — и редкую стерву, и лирическую кружевницу. Но… Занималась семьей. Растила сыновей (Никиту и Илью). Затем — внезапно — распался казавшийся таким прочным ее семейный союз с актером Дмитрием Лаленковым (Рома в сериале про «Лесю»). И сейчас она гордо и достойно тянет лямку семейной обыденности и материнской ответственности…

И ничто не предвещало нечаянной радости, пока случайно не увидел ее в спектакле «Странная миссис Сэвидж». В роли Лили-Белл. Она играла родственницу-хищницу, которая норовит вытянуть денежки из притворившейся сумасшедшей миссис Сэвидж. Лена, то есть Лили, была на сцене роскошна: надменная, коварная, элегантная. И поскольку сегодня это единственный ее репертуарный спектакль, то и играла с жадным наслаждением. Вроде подсознательно опасалась, что кто-нибудь перехватит и этот ее единственный редкий выход. Зато, к счастью, в последнее время ее «распробовала» телекинопромышленность. По несколько проектов (роли второго и третьего плана) в год. (Может, когда-нибудь, судьба и в театре улыбнется?)

4

Всегда определял для себя эту актрису как «нашу киевскую Ольгу Яковлеву». Под Яковлевой, естественно, подразумевал музу Анатолия Эфроса. Уж кого-кого, а «своего Эфроса» у нашей Валерии ЧАЙКОВСКОЙ не было (она замужем за Виталием Савчуком, бывшим актером, глубоко верующим человеком). Отсутствие «Анатолия Васильевича» многое предопределило в ее театральной судьбе. Таким актрисам нужен режиссер-садовник. А она оказалась (и осталась) самостоятельно цветущим диковинным сценическим растением. И порой из последних сил этот цветочек пытается тянуться к солнцу, внутренне сопротивляясь обстоятельствам и непогодам. С Яковлевой «нашу» роднит и какая-то божественная одухотворенность, и такая же капризная женская незащищенность. Кажется, все громы-молнии притягивают к себе эти хрупкие дамы.

Чайковская, как и Яковлева, редкий экземпляр «теннессиуильямсовсовской» актрисы. Той, которая и в «Трамвай» сядет на чужой остановке, и «Лето» жизни превратит в дымовую завесу. Мир давит их, прижимает к земле, а они — вечно сопротивляются, расправляя обожженные крылья несчастных бабочек.  Слава Богу, она все-таки сыграла когда-то и «Стеклянный зверинец», и «Лето и дым».

Был у нее и трогательный спектакль на сцене родного киевского ТЮЗа «Гарольд и Мод» (поставленный Юрием Одиноким).  А не так давно сразила рискованным образом Лени Рифеншталь, любимой режиссерши Гитлера, в спектакле Центра Леся Курбаса «МарЛени» («Стальные прусские девы»).

В родном ТЮЗе она сегодня играет в «Лесной песне», в «Полианне». Но вместе с вами мне надо срочно увидеть ее в спектакле по мотивам литературного шедевра Эрика Эммануэля Шмита «Оскар и Розовая Дама» на сцене «Сузір’я». (Предупреждаю: материал о медленно умирающем мальчике и его гуманной няньке — не для слабонервных.)

5

 Возможно, это первая красавица не только Молодого театра, но и театрального Киева. Наталья ВАСЬКО вроде создана для образов гордых несчастных красавиц в классических украинских пьесах (наподобие «Дай серцю волю, заведе в неволю»). Но и для салонной английской драматургии она подходит. Когда увидел ее в пьесе Дж.Пристли «Опасный поворот» (антрепризный проект), то первая мысль: «А ведь это настоящая леди!» Позже вспомнил, что Васько — ученица великолепной леди отечественного театра Юлии Семеновны Ткаченко. Возможно, именно от нее Наташа и переняла свою характерную аристократичную манеру: всегда «держать спину». Какие бы удары в эту спину ни получала…

На первых порах играла в Театре драмы и комедии на Левом берегу. Важные роли получила впоследствии на сцене Молодого театра в спектаклях «Дядя Ваня», «Московиада», «Четвертая сестра». При внешней красоте и относительной репертуарной успешности, мне кажется, есть в ее закрытой жизни и скрытые драмы, и горькие тайны. Одна воспитывает дочь. Одна отстаивает свое место в довольно жестоком мире театра и кинобизнеса… Последний (кинобизнес), к ней благосклонен. Сразу несколько «фильмов ужасов» за один год. Чего там только нет, включая «Мухтара». (Смотреть в роли Елены Андреевны в чеховском «Дяде Ване» на сцене Молодого театра.)

6

 В прошлом году имя этой артистки, наконец, прозвучало громко. Виктория БУЛИТКО. Эксперты премии «Киевская пектораль» назвали ее «Лучшей актрисой года» за роль Валентины в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» (Киевский театр на Подоле). Вместе с режиссером Виталием Малаховым они решили, что эта Валентина из Чулимска «слегка того…» — не в себе. И этот «сдвиг по фазе» — в подходе к пьесе, к образу — накаляет эмоциональную атмосферу.

В Валентине (Булитко) будто бы сосуществуют два человека. Один ежедневно чинит треклятый забор возле столовки (это советская девушка-труженица). А другой, ночами темными без сна, тайно записывает в свою тетрадочку надиктованные небом стихи и мелодии (это ее душа). И в чулимской глуши ее музыка пронзает болью даже облака. «Холодно!», — поет Валентина так же искренне-отчаянно, как пела Земфира до встречи с Ренатой Литвиновой. Зал рыдает.

Не знаю, что там будет у нее дальше — в репертуаре хронического долгостроя на Подоле. Но ясно, что это синтетическая актриса. Драма, комедия. Песни, танцы, телешоу. Что хотите, то и выдаст. В кино ее тоже приглашали, даже в популярные «Байки Митяя». И в загадочный для меня многосезонный ужас «Три сестры», который из-за подлости использованного названия не буду смотреть никогда. (Текущий репертуар Булитко: «Опера Мафиозо», «Мертвые души», «Люксембургский сад», «Прошлым летом в Чулимске».)

 7

Знакомьтесь, кто не знаком. «Полуподпольная» прима Киевского театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра — Светлана ОРЛИЧЕНКО. Репертуар ее насыщен и интересен. Дездемона («Отелло»), Сваха («Женитьба»), Варвара («Мелкий бес»), Журналистка («Очередь»), Маркиза («Опасные связи»). С большим успехом уже много лет играет собаку Сильвию в одноименном спектакле. И эта ее собака не менее породистая нежели животное, сыгранное Чулпан Хаматовой (в той же пьесе Альберта Герни). Псина в исполнении Орличенко — даже более резвая, хотя и не менее преданная. Некоторые после просмотра пишут в сети: «Лучше собаки, чем Вы, я не встречала!».

Орличенко может быть уморительно смешной, когда нужно играть собак или свах. Она же может быть стильно-лиричной, когда попадает в пространство Ады Роговцевой, в «интерьер» ее спектаклей («Розовый мост»). Я помню, как философично и отрешенно-эстетски Светлана играла Анну в дуэте с Роговцевой в «Обманутой» по Томасу Манну (эта постановка — одна из лучших, хотя и недооцененных у Дмитрия Богомазова). Те же зрители пишут ей: вам нужно больше рекламы, а то «таких ярких актрис даже в Москве маловато!». И трудно с ними спорить.

Попросту сказочное свинство (упрек чиновникам): человек с 1995 года одну за другой замечательно играет центральные роли, а хотя бы почетную грамоту с изображением Ленина выписали в каком управлении. Я уже не говорю о государственных званиях (заслуженно-народных), которые бездари приватизировали. (В кино ее приглашают, но славы это кино пока не прибавляет. Впрочем, обратите внимание, как она характерно точна в роли «крысы»-директрисы в сериале Анатолия Матешко «Весна в декабре».)

8

Надежда КОНДРАТОВСКАЯ — наша театральная легенда «для посвященных». Для тех, кто давно распробовал дар этой артистки, — и острохарактерной, и лирико-драматической. И такой, какой потребуется режиссеру. С ней увлеченно работали Михаил Резникович («Кафедра»), Владимир Петров («Кандид»), Владислав Пази («Приглашение в замок»). На рубеже 80–90-х ее озорные комедийные героини становятся театральными хитами столицы. Ее Капюлу из «Приглашения в замок» цитируют зрители. На сцене она — всегда — легкая, почти невесомая, непосредственная и обаятельная. (Посмотрите сегодня «Бабье лето» в Русской драме или «Леттис и Лавидж» в театре «Сузір’я» — и сами убедитесь.)

Родилась Надежда во Львове. Поэтому в Русскую драму эта ученица Ирины Молостовой пришла не сразу, а после работы в родном городе. Ранний творческий период отмечен ее театральным романом с Анатолием Хостикоевым. А гораздо позже в ее жизнь и судьбу войдет другой человек… Замечательный актер Александр Бондаренко. Светлая личность и неугомонный выдумщик, постоянно искавший для себя и для Нади новые образы в произведениях Горького, Чехова…

Этой зимой на спектакле по Чехову — прямо у нее на глазах — и не стало Саши… Страшная трагедия и невосполнимая потеря. Ее мелодичная жизнь, прежде наполненная обоюдными семейными и творческими радостями, вдруг резко изменила тональность… И все же, уверен, неизменной останется ее преданность сцене, своему долгу, своему сыну, своему дару. Это действительно редкая артистка. В ней прочно переплетены качества доброго человека и талантливого профессионала. Пусть же Бог ниспошлет ей силы, терпение, мужество. А зрительская любовь у нее и так есть.

Олег ВЕРГЕЛИС

Источник: http://gazeta.zn.ua

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: