ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

РЕФОРМА ЖКХ ПО-ЗАПОРОЖСКИ или дожди идут – чиновники «заливают»

Posted by operkor на 16 апреля, 2013

1811

Одним из видов жилищно-коммунальных услуг является содержание домов. По сравнению с обеспечением городского жилого фонда холодной и горячей водой, электроэнергией, теплом эта услуга для запорожцев по стоимости в отопительный период находится на втором месте после отопления. В летний сезон — самая затратная из всех услуг ЖКХ. На фото: агитаторы, пропагандисты и организаторы  ЖКХ-реформ в Запорожье: мэр Син (в центре) и глава депутатской комиссии горсовета Рекалов (крайний справа). 

Открытость оказалась пиаром

В начале 2009 года жители запорожской девятиэтажки по улице Новокузнецкая, 34 решили выяснить, что же входит в содержание дома и за что они платят? Потребовали от руководства ПРЭЖО-11 обязать мастеров ЖЭКов предоставлять на подпись членам инициативных групп домов акты выполненных работ, а в счетах на оплату жилищно-коммунальных услуг распечатывать виды работ по содержанию дома. 

12.

Требование жильцов совпало по времени с инициативой городского головы Евгения Карташова (ныне народный депутат – авт.), который в СМИ настойчиво рекламировал горожанам открытость тарифной политики ЖКХ, призывал их непосредственно контролировать качество предоставляемых услуг.     

За апрель 2009-го жители домов, закрепленных за ПРЭЖО 11, впервые получили счета на оплату услуг ЖКХ с расшифровкой тарифа по содержанию домов. Эта услуга состояла из уборки лестничных клеток и придомовой территории, вывоза мусора, технического обслуживания лифтов и систем диспетчеризации, электроэнергии для лифтов, технического обслуживания внутридомовых систем, текущего ремонта домов, освещения мест общего пользования и других прямых расходов.

Больше всех стоили «уборка придомовой территории» – 0,1934 грн. за кв. м общей площади квартиры, «техническое обслуживание внутридомовых систем» — 0,1878 грн. и «другие прямые расходы» — 0,1558 грн. Аналогичные счета с расшифровкой видов выполненных работ запорожцы получили и за май. На этом «открытость» тарифной политики ЖКХ Е. Карташова и закончилась.

13Пиар-кампания «открытости» оказалась невыгодной коммунальщикам по двум параметрам. Знакомясь с актами выполненных работ, представители инициативных групп домов отказывались их подписывать. И не потому, что не хотели, а потому что в большинстве актов значились вымышленные работы. Порой мастера ЖЭКов просили жильцов подписать хоть что-нибудь, дабы не лишить себя и своих подчиненных зарплаты. Управлению ЖКХ и городским властям не интересно было также объяснять запорожцам, что скрывалось в строке «другие прямые расходы». Ведь этой «услугой» можно было учесть различные накладные расходы, расходные материалы и прочие затраты, дабы подогнать тариф для безбедного существования ЖКХ города.

Неудавшуюся тактику «открытости» мэрия города решила компенсировать в конце 2009-го упразднением 19 ЖЭКов и сокращением 316 их сотрудников. Однако такая реорганизация ЖКХ не снизила стоимости содержания домов и, тем более, не отразилась на качестве услуг. В помещениях бывших ЖЭКов разместились производственные участки ПРЭЖО, у жильцов домов – по-прежнему на виду лишь дворники, подметающие придомовую территорию и лестничные клетки, мусоровозы, вывозящие мусор и не всегда работающие лифты. Устранения же локальных протеканий кровли или панельных швов от ПРЭЖО и их участков можно было ждать, как и прежде, годами.

«Основание» взимает плату основательно

В апреле 2012-го Запорожский горсовет утвердил реформу ЖКХ, собрав 12 предприятий, обслуживающих дома, под одну крышу. Теперь у 9 ПРЭЖО появился новый куратор – городское коммунальное предприятие (ГКП) «Основание», подконтрольное департаменту ЖКХ города.

14. офис Основания

офис КП Основание

Около двухсот его сотрудников прослушали курс лекций по психологии, на что было потрачено более 1,5 млн. грн. По замыслу реформаторов, последующее преобразование ПРЭЖО в производственные участки должно усилить контроль обслуживания жилого фонда, аккумулировать оплату за содержание домов в одном предприятии, сократить управленческий аппарат. 

С целью более оперативного реагирования на претензии горожан по услугам ЖКХ в конце сентября прошлого года в ГКП «Основание» заработал многоканальный телефонный call-центр. Его специалисты начали принимать от запорожцев заявки на устранение различных аварийных ситуаций, возникающих в их домах. Заявления граждан после регистрации направляются в ПРЭЖО для принятия мер.   

Такому нововведению коммунальщиков, широко   разрекламированному в СМИ, очень обрадовались запорожцы, мол, наконец-то перестанут течь крыши, заработают лифты и прочее. Но на практике все осталось как прежде. В этом убедился и автор этих строк.

В июле прошлого года после проливных дождей в кухне и смежной комнате моей квартиры «заплакали» обои. Позвонил на производственный участок №2 ПРЭЖО-11. Пришла мастер, зафиксировала в журнале протекание панельных швов и со словами «ремонтировать будем, но неизвестно когда» откланялась.

Минул июль, август, сентябрь. В октябре обратился с заявлением к начальнику участка. Через несколько недель получил справку, которой меня уведомили, что «план на ремонт швов стеновых панелей ПРЭЖО-11 будет составлять в январе 2013 года. Я буду проинформирован в январе». Не согласившись с такой формулировкой, подал заявление с копией справки на имя начальника ГКП «Основание». В нем потребовал обязать начальника ПРЭЖО 11 устранить протекание швов.

15

 Вскоре получил ответ, как две капли воды, похожий на отписку в справке. И.о. начальника Сергей Бугрим сообщил, что моя квартира не была включена в список ремонта панелей на 2012 год и поэтому вопрос ремонта будет рассмотрен в начале 2013 года. Позади январь, февраль, на исходе март, а обещанного ответа ни от ПРЭЖО 11, ни от «Основания» я так и не получил. Однако обои в квартире продолжают «плакать».

Вот такая красивая на бумаге реформа ЖКХ по-запорожски получается. Если над вашей квартирой в феврале потекла крыша – не надейтесь на ее ремонт в текущем году, так как планы на ремонт крыш и швов стеновых панелей составляются в январе. И чем больше протекающих крыш и панелей, тем лучше, похоже, для ПРОЭЖО и ГКП «Основание» — можно больше средств выбить в Кабинете Министров по статье расхода «капитальный ремонт».

Ведь ни министры, ни простые запорожцы благодаря «гласности» не ведают, что такое содержание дома. А значит, вряд ли знают, на какие цели расходуются деньги, взимаемые с жильцов — то ли на «осмотр внешних или внутренних инженерных коммуникаций дома», то ли на борьбу с грызунами, то ли на содержание избыточного количества мастеров, которых на каждом из участков как в поговорке — «на одного раба три прораба»?

16. Свиркин-Грищенко

Фото: Свиркин и советник мэра по ЖКХ Грищенко

На одной из встреч с первым заместителем городского головы Дмитрием Свиркиным запорожцы спросили, почему жители двух одинаковых пятиэтажек, расположенных в разных частях города, платят за содержание дома по-разному – одни по 50 грн. за 2-х комнатную квартиру, другие – по 70 грн? Чиновник объяснил это тем, что, мол, дома строились в разное время, снабжены разными инженерными коммуникациями. 

«Да чушь все это, — отреагировал один из жителей на отговорку новичка-зама. – В ПРЭЖО, где больше мастеров, начальников вспомогательных служб, плановиков и прочих «незаменимых» работников – и оплата за обслуживание выше. Кормить же их надо!».

16=

А от городского головы Александра Сина на подобной встрече горожане не могли добиться ответа на вопрос, почему величина оплаты за содержание домов остается неизменной на протяжении нескольких месяцев? Как будто в домах ничего не ломается, или ничего не делается для улучшения условий проживания?

Вместо четкого ответа мэр заговорил о нехватке дворников, слесарей, о низкой оплате их труда, о ветхом жилье, о возрастающем количестве домов, подлежащих капитальному ремонту, о дефиците средств и прочем.

 Несмотря на то, что в декабре прошлого года департамент жилищного хозяйства и управление коммунального хозяйства города объединили в один департамент, который возглавил бывший министр ЖКХ Крыма Николай Порицкий, улучшения обслуживания своего жилья запорожцы не ощутили.

17=

Дождевые воды хлыщут в дыру над козырьком подъезда 198-квартирного дома по ул. Новокузнецкой, 34.          За такое обслуживание дома жильцы ежемесячно выкладывают из своих карманов более 15 тысяч грн. Куда уходят эти деньги, если начальник ПРЭЖО 11 Любовь Ивасюк и начальник КП «Основание» Сергей Бугрим не в состоянии выделить из этой суммы 10 грн. на два килограмма бетона, чтобы законопатить злополучную дыру? Неужели специально выжидают, когда полностью проржавеет металлическая дверь подъезда, навсегда отключится домофон или кого-то из жильцов пробьет электрическим током?

Во «всемогущий» call-центр, разрекламированный мэром Александром Сином, поступают сотни жалоб от жителей города, но большинство из них не удовлетворяется. Люди сигнализируют о прохудившихся балконах, протекающих крышах, панелях, неработающих лифтах и прочих аварийных ситуациях, требующих неотложного текущего ремонта. Однако у ПРЭЖО, оказавшихся сегодня в финансовой зависимости от ГКП «Основание», своих денег нет. 

В декабре на грани остановки оказалось ООО «Укрбеллифт» — одно из предприятий, обслуживающее лифты. По словам гендиректора Владимира Омельяненко, ГКП «Основание» прекратило финансирование выполненных работ. «И какое отношение «Основание» имеет к лифтам, — возмущается гендиректор, — ведь оно, как и ПРЭЖО не вправе обслуживать их, и, значит, взимать с жильцов за это плату»?

Похоже, главная цель создания ГКП «Основание» достигнута – в одних «руках» сосредоточены все финансовые потоки, связанные с обслуживанием жилого фонда. Со своей посреднической миссией по сбору подати с запорожцев за содержание домов, в том числе и за невыполненные работы, оно справляется успешно. Теперь этими денежными средствами городским властям, очевидно, проще распоряжаться – то ли направлять их на ремонт крыш, то ли латать другие дыры, возникающие в городском бюджете.

Осмотрами жизнь домам не продлить

Можно ли избавиться от поборов с горожан денег за не предоставленные услуги по содержанию домов и искусственного доведения жилого фонда до капитального ремонта?

Можно, если власти всех уровней не будут рассматривать жилой дом, как прибыльное предприятие, а его жильцов — как состоятельных инвесторов системы ЖКХ, лишенных прав на информацию и контроль.

Жители должны знать, какие конкретно услуги и по какой стоимости фактически им предоставлялись в течение месяца. Почему в сапожной мастерской мы платим за определенно выполненную работу согласно перечню услуг в прейскуранте, а счетами на оплату услуг ЖКХ нас обязывают оплачивать собирательную услугу «содержание дома»?

10Ведь в ней скрывается не один десяток услуг! На каком основании с нас требуют платить, порой грозя судом, за «текущий ремонт домов», «ремонт лифтов – раз в месяц», «осмотр технического состояния инженерных коммуникаций, лифтов – раз в 5 дней», «другие прямые расходы» и прочие ремонты и осмотры, которых не было?

 Не потому лишь, что эти услуги фигурируют в списке обязательных услуг по содержанию домов? Имеет ли смысл жильцам оплачивать «осмотр внешних и внутренних элементов домов», если после подобных осмотров продолжают течь крыши, стеновые панели, проседать отмостка у их основания? Отнюдь. Но они готовы платить за качественно выполненные реальные работы.   

При существующей ныне в Запорожье разветвленной схеме обслуживания жилого фонда, в которой задействовано больше управленцев, чем рабочих, согласитесь, легче приписывать, нежели ремонтировать. В случае же какой-то аварии, виновного и вовсе не найти.

4

Металлисты «цветные» замки скрутили – пусть и ремонтируют. Причем тут ПРЭЖО с Основанием?

Единственный способ покончить с безответственностью и коррупцией, преобладающими сегодня в системе обслуживания жилого фонда страны, – максимально приблизить исполнителя услуг к жильцам и сосредоточить его деятельность на продлении жизни жилого фонда.

Для этого достаточно, например, в семи районах Запорожья иметь по одному ПРЭЖО со своими материально-техническими базами и без каких-либо филиалов-участков, в каждом из которых ныне до десятка мастеров «руководят» недостающими слесарями, газосварщиками и другими рабочими. Все ПРЭЖО рационально подчинить лишь департаменту ЖКХ города, но никак не посредникам и иным «крышам», наподобие «Основания».

В каждом из объединений должны работать мобильные профильные и комплексные бригады, способные оперативно предотвращать и устранять любые аварийные ситуации и выполнять необходимые профилактические и ремонтные работы. Фронт работ всегда могут определить жильцы, если в ПРЭЖО для них будет открыта горячая телефонная линия.

Главное, чтобы ПРЭЖО без промедления исполняли требования жильцов. Ведь домам в случае «болезни», как и человеку, нужна скорая помощь. Если сегодня «потекла» крыша над квартирой Иванова, то устранить течь следует завтра же с минимальными трудовыми и материальными затратами, ибо послезавтра потечет крыша над соседней квартирой Петрова. А это грозит уже капитальным ремонтом всего дома с миллионными вложениями.        

Именно суммами с шестью и более нулями, необходимыми, якобы, для спасения жилого фонда страны, привыкли жонглировать чиновники, побывавшие в кресле министра ЖКХ Украины. И вместо того, чтобы искать эти средства в липовых нарядах раздутого штата домосодержателей, убеждают народ в необходимости повышения тарифов. Неужели в этом и заключается нынешняя реформа ЖКХ страны, составной частью которой и есть реформа ЖКХ по-запорожски? 

Юрий Дворниченко, Запорожье

 (для «Хроник и комментариев»)

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: