Хроники и Комментарии

Власть, расследования, сатира, фото

НАРОДНОЕ волеизъЯвление. Тысячи людей трезвонили или слали смс «за» вокально-приблатненный ансамбль «Лисапетный батальон»

Posted by operkor на 16 июня, 2013

111Иногда мне звонят специальные люди с радиостанций и живо интересуются: «А как вы прокомментируете?..». Комментарии эти, к сожалению, должны касаться стратегически важных культмассовых явлений. Евровидение или талант-шоу, телерейтинги или телемура о Зыкиной. И совершенно никого не волнуют критические комментарии (или попросту личное мнение) —  о премьере фон Триера или Чеховском международном фестивале. На этот порыв мне тупо затыкают рот ожидаемыми аргументами: «Народу это не нужно!..». Мол, у народа свое изъЯвление «подсознательного». И он сам знает, что выбрать на гарнир, а что — на десерт.

Ну, вот и выбирают. А я «комментирую».

На ведущем телеканале наш народ, наконец, выбрал «голос» країни. В рамках одноименного лицензионного талант-шоу.  Лучшим «голосом» объявили милую светловолосую одесситку Аню Ходоровскую. Ей всего 19. Но контракты — уже с мокрыми печатями (плюс обещания записи песен в престижных студиях). Конкуренты у девушки были достойные. Настырные украинские парни. И даже один темпераментный сильноголосый грузин… Вызвавший смуту в рядах патриотов. Мол, это же «голос Кавказа»! И вот народ Украины потянулся к мобильникам, чтобы поддержать… Свое. Слабый пол. Хрупкий цветок.

Наш терпеливый телезритель, должно быть, порядком подустал от батальонов наглых фанерных блондинок, оккупировавших музканалы. И когда случайно обнаружил трогательную одесскую Сольвейг, поющую своим голосом (ну и что, если в вокальном плане не Селин Дион!), то уже никто ни секунды не сомневался. В общем, поддержали хрупкость и скромность. И пожелали ей исключительно «сильной руки». Которая, очевидно, и поведет эту принцессу в сказочный мир шоу-бизнесовых злодейств?

Незачем судить-рядить, насколько объективен и оправдан именно этот «выбор народа». И насколько именно этот «голос» способен презентовать вокальную мощь разноголосой страны. Никакого смысла в сомнениях нет. Сотни раз приходится напоминать: технологии подобных форматов — это (всего лишь) «игры на деньги». И игры на рейтинг.

И с какой стати миллиардерам-трудоголикам, содержащим свои телеканалы, дополнительно потеть и  напрягаться, продвигая на сцены (в эфиры) десятки мелькнувших в той или иной программе аматоров? Это же все — мотыльки. Кумиры на час. Винтики-гаечки ненасытного шоу-агрегата… Требующего из сезона в сезон новых жертв. Так что получили свои деньги (или обещания) — и по домам. Преподавать физкультуру в Херсонской области. Или, в лучшем случае, громко петь в ресторане. (А вдруг потом кому-нибудь и улыбнется счастливая шансонная судьба С.Михайлова или Г.Лепса?). 

Ну, а чуть  раньше  — на конкурирующей телекнопке — тот же народ с тем же надрывом выбирал себе очередных кумиров. Под грифом «самые талантливые!» во всей Украине. Представьте, итоговый выбор оказался до смешного предсказуемым. Тысячи людей трезвонили или слали смс «за»  вокально-приблатненный ансамбль «Лисапетный батальон».

Двенадцать разбитных псевдофольклорных «бабонек» (этим словом любит щеголять приснопамятная певица И. Аллегрова) прекрасно знали, «куда» они едут. И ни секунды не сомневались, что вернутся в свою Хмельницкую область (село Скала Подольская) — к мужьям, односельчанам, крупному рогатому скоту — с выдающейся победой. То есть с миллионом за пазухой (от В.Пинчука). Как говорится, и на скале растут деревья.

Певческий «батальон» не хуже продюсера В.Бебешко знает, чем народ охмурить. И, так сказать, по новой «выявить» его подсознательные творческие порывы. Ведь репертуар и образы двенадцати тружениц — самое «то». Для самого широкого слоя.

Это китчуха, перелитая за края граненых стаканов. Это дуркование, превращенное в претензии на народность. И, как правильно заметил один человек, это попросту — сводный хор из двенадцати верок сердючек. Кто еще нужен народу в телевизоре помимо кривляющихся масок? Эти образы и приподнимают как бы «умного» зрителя несколько выше — в его же собственных глазах. Над его собственной пустой головой.

Человеку с телепультом в зубах не нужно напрягаться, выбирая между умными и красивыми, между талантливыми и, прости Господи, гениальными. Между человеком, блистательно укротившим «кубик Рубика» и человеком, который хотя бы попадает в ноты. Тут ведь обратный осязаемый выбор. Между собой, дураком, и тем, кто этого дурака агрессивно изображает. Между тупым и «еще тупее».

Призываю ряд наших умных ученых снова засесть за труды на тему: «Китч как смыслообразующий стержень эстетического самоопределения современного украинского общества».

Так ведь и имеем то, что имеем. Китчем затыкаем все дыры. Китчем оправдываем даже то, что нуждается не в оправдании, а в бичевании. Здесь я обязан привести правильную цитату из уст остроумного и талантливого петербургского критика Татьяны Москвиной. Вот что она думает по поводу массового сознания и бессознательности масс: «Диктатура масс, как правило, — это диктатура невежества. Ее ни свергнешь ничем. Тот тип культуры, когда избранные творили, а профаны внимали, уходит в прошлое. Уходят талант, вдохновение, оригинальность. Массы выбирают сами. И выбирают похожее и подобное, а не особенное и оригинальное…». Это — аксиома. Так было и так будет всегда.

Впрочем, «диктатура масс» не всегда склоняется только к пошлости или безвкусице. Существуют показательные примеры, когда народное волеизъЯвление предполагает варианты и более мягкого, даже гламурного, китча.

Как, скажем, в случае, с нескончаемым турецким сериалом о  Роксолане («Великолепный век»). Украинский телеканал, доносящий миллионам благую весть об интригах рыжей невольницы, недавно пошел на беспрецедентный программный маневр. «Плюсы» просто зацементировали свой праймовый эфир пряным заморским кино. Начиная с пяти вечера аж до ночи. В антракте, правда, оставили щель для жизнеутверждающих новостей: кровь, криминал, кошмар.

Почему же так взлетают рейтинги? Странные люди, и вы еще спрашиваете? Это же образец качественного (!) телевизионного, хоть и длинного кино. Мало того, что все костюмы ладно пошиты, и декорации не падают героям на головы. Так ко всему их артисты хотя бы глаза убедительно «таращат».

Это же не местный халтурный ширпотреб, в котором из прайма в прайм конницей скачет украино-российский актерский «батальон». Требуя за съемочный день сотни долларов.

Так что Роксолана — это победительница тьмы. Временно отвоевавшая себе выгодное  место посреди российского сериального безобразия.

А ко всему у слабой зрительской половины срабатывает еще и эффект «идентификации». Это же «наша», в далеких турецких лабиринтах, всех врагов одолела! Стало быть, знай наших!

В общем, искренне хочется пожелать самой благодарной части телевизионного электората, домохозяйкам, возврата «светлых» вечеров… Когда вослед Роксолане к ним на кухни снова вернутся родные и любимые марианны, простомарии, дикиерозы. Ведь воля народа — непредсказуема. А выбор народа — только лишь «зеркало», в котором сам народ отражен.

Олег  ВЕРГЕЛИС

http://gazeta.zn.ua

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: