ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

«…Я ЖИЛА, ВИДИТ БОГ, НЕ УМОМ – СЕРДЦЕМ ТОЛЬКО!..» Записки сельской учительницы

Posted by operkor на Август 26, 2013

1.На  уроке  русского  языкаЧасть  первая.  Как  я  начала  писать  стихи.  На  этот  вопрос  трудно  ответить  однозначно.  Нужно  вернуться  в  детство.  Я  родилась  в  деревне.  Моя  мама  была  педагог  по  образованию,  но  вакантной  единицы  в  школе  не  было.  Потому  работала  в  колхозе.   Отец  преподавал  военное  дело.  В  доме – книги,  шахматы.  Во  дворе – пчелы.  Это  на  всю  жизнь  запомнилось  мне. На фото из архива:  это я  — Антонина  Ивашиненко (Жестова),  урок русского языка. 

 Отец  учил  меня  стихам,  и  я  читала  перед  гостями. Мама,  помню,  перед  сном  читала  русские  народные  сказки.  Почему-то  запомнилась  «моргушка».  Так  называли  что-то  типа  лампадки,  но  большего  размера.  Пламя  фитилька  колыхалось  даже  от  дыхания.  И  от  этого  Змей – Горыныч  становился  еще  страшнее…

3.Отец

Бабушка  учила  молитвам.  В  них  я  ничего  не  понимала…  Но  зазубренные  ежедневными  тренировками  помнила  хорошо  и  сейчас  помню.

МОЯ МАМА  ЕВДОКИЯ ВАСИЛЬЕВНА

МОЯ МАМА ЕВДОКИЯ ВАСИЛЬЕВНА БАТИЩЕВА

Потом  школа.  Мои  подружки  (старше  меня  намного)  пошли  в  первый  класс.  И  я  повторила  опыт  Филиппка – отправилась  с  ними  в  первый  класс.  Мне  тогда  было  шесть  лет.  Моя  первая  учительница,  Полина  Васильевна  Лапшина,  успокоила  маму:  пусть  ходит.  Надоест  и  бросит.  Но  я  не  бросила  и  продолжала  учебу.  Научилась  читать.

  Лист 2.

 За  мое  воспитание  взялся  брат,  который  был  старше  меня  на  три  года.  Он  повел  меня,  первоклашку,  в  сельскую  библиотеку.  Сельская  библиотека – обыкновенный  застекленный  шкафчик,  на  полках  которого (запомнила)  стояли  тома  Ленина  и  Сталина.  И  только  одна  полочка – с  художественной  литературой.  Хорошую  книгу  для  чтения  мне  выбирал  брат. 

2.Брат

Эту  книгу  я  тоже  запомнила  на  всю  жизнь.  Это  была  повесть  Н.В.  Гоголя  «Тарас  Бульба».  Я  листала  ее  и  смотрела  картинки  ( иллюстрации).  Эти  красивые  люди… сыновья  Тараса…  сам  Тарас  на  костре…Брат  заставил  меня  найти  страницы,  и  я  их  все-таки  прочитала.  А  дальше  были  басни  Крылова,  Стихи  Есенина…  Их  было  много  в  школе.

     Семья  переехала  в  город  Пугачев.  Библиотека  была  рядом.  Книги  носили  целыми  сетками,  так  как  записывали  книги  на  всю  родню.  Часто  помогали  Марии  Федоровне  (библиотекарю)  регистрировать  новые  книги.  За  это  она  нам  разрешала  понравившиеся  книги  складывать  в  наш  уголок  библиотеки.

        Нас  в  семье  четверо.  Все увлекались  художественной  литературой.  Читали  в  ущерб урокам.  Свет  тогда  отключали  в  12  часов.  Нам  зажигали  лампу.  Родители  не  запрещали  и  не  гнали  спать.  Читали  до тех  пор,  пока  глаза  не  слипались.

 Лист  3.

     Любила  очень  уроки  русского  языка  и  литературы   Галины  Васильевны  Ковалевой.  До  сих  пор  в  ушах  ее  фраза:  «Самое  лучшее  сочинение – Жестовой  Тони.  Эта  похвала  сыграла  свою  роль – я  стала  серьезнее  относиться  к  сочинениям.  Мне  не  хотелось  понижать  планку  оценки.

       Любовь  к  учителям  любимых  предметов – Галине  Васильевне  Ковалевой  ( русский  язык  и  литература),  Анне  Ивановне  Орловой (  французский  язык)  помогли  выбрать  профессию.  Я  поступила  в  Балашовский  пединститут  на  филологический  факультет  с  правом  преподавания  французского  языка.

       Что  касается  стихов,  то  их  стал  писать  еще  в  школе  мой  брат.  Помню,  никому  их  не  показывал.  Нам,  младшим  сестренкам,  было  очень  интересно  почитать  их.  И  однажды  это  нам  удалось.  Я  их  запомнила  наизусть  и  помню  до  сих  пор.

…Это  нам,  беспокойным  и  юным,

    Еще  только  вступившим  в  зрелость,

    Кому  завтра  на  трассах  лунных

    Предстоит  испытать  свою  смелость…

С БРАТОМ

С БРАТОМ

Мой  брат  стал  профессиональным  поэтом,  писателем  и  журналистом.  Ах,  как  он  мог  писать!

КНИГА БРАТА

КНИГА БРАТА

Лист  4.

    Но  о  нем,  о  его  книгах  и  стихах  я  пишу  книгу.  Мой  брат  все  время  меня  воспитывал.  Его  письма  едва  умещались  в  конверт.  Часто  присылал  свои  стихи.  Тогда,  наверное,  все  мы  пробовали  сочинять  стихи.  Но  считали,  что  только  у  брата  такой  дар.  И  больше  не  экспериментировали.

    

СТУДЕНТЫ ФИЛФАКА БАЛАШОВСКОГО ПЕДИНСТИТУТА

СТУДЕНТЫ ФИЛФАКА БАЛАШОВСКОГО ПЕДИНСТИТУТА

Шли  годы.  Я  окончила  филологический  факультет  с  иностранным  языком.  Работала  до  перестройки  учителем  французского  языка.  Сколько  помню,  ребята  с  удовольствием  занимались   французским.  Всегда  на  уроке  отводила  время  на  знакомство  ребят  с  французской  литературой.  Тогда  хороших  книг  было  днем  с  огнем  не  сыскать.  А  у  меня  дома  хорошая  библиотека  была.  Все,  что  сама  любила,  ребятам  несла  в  класс.  Это  детские  Мало  «Без  семьи»,  Жюль  Верн – «Пятнадцатилетний  капитан»,  Экзюпери  «Маленький  принц»  и  другие.  Позже – Дюма  «Граф  Монте  Кристо»,  Гюго  «Отвержннные»,  «Человек,  который  смеется».  И  когда  заканчивался    урок  рассказом  на  интересном  месте,  был  гул  недовольства,  что  зазвенел  звонок.  Вот  за  эти  моменты  они  готовы  были  не  только  читать  домашние  тексты,  но  и  учить  их  наизусть.

        Примеров,  подтверждающих  сказанное  мною  выше,  можно  привести  много.  Но  я  взяла  те,  которые  связаны  с  моей  любовью  к  литературе,  к  тому,  что  я  любила.  Поэтому  и  стихи  мои  рождались  так.

                            Часть   вторая.  Для  меня  это  было  шоком

Как  все-таки  я  стала  писать  стихи?   Как  они  стали  рождаться  у  меня?  Ситуация.  Стоим  на  дороге  с  маленькой  пятилетней  внучкой.  Дождик  накрапывает.  Все  сильней  и  сильней  стучит  по  асфальту.  Вдруг  видим  автобус.  Я  машу  водителю.  А  тот  проскакивает  мимо.  Автобус  пустой!   Дождь  льет  уже,  как  из  ведра.  И  так  стало  не  по  себе.  Как  можно  так  поступать?!   Как  проехать  мимо  и  не  помочь   человеку?!  И  вдруг  стихи…  Как  будто  я  их  знала.

…Я  жила,  видит  Бог,

   Не  умом – сердцем  только!

   Сколько  ж  было  обид!

    А  тревог  было  сколько!

 

  Ах,  как  билось  оно,

    Колотилось,  стучало…

   И  все  ж  только  добро

    Щедро  всем  раздавала.

 

   Заболело  оно,

   Видно,  очень  устало…

   Вот  вернуть  бы  тепло,

   Чтоб  ритмичней  стучало.

 

 И  все  так  же  без  зла

   Ослабевшее  сердце.

   Просит – дайте  тепла,

   Чтоб  немного  согреться…

 В  тяжелые  перестроечные  времена  наша  семья  переехала  в  деревню.  Здесь  мне  добавили  к  французскому  языку  уроки  русского  языка  и  литературы.  Вот  отсюда  и  начинается  другое  отношение  к  родному  языку – к  его  красоте,  к  его  богатству  способов  выразить  эту  красоту.  Я  получила  опыт  в  сравнении  отношений  моих  учеников  к  французскому  и  русскому  языкам.  Никогда  мои  ученики  не  плакали  на  уроках  французского,  хотя  и  любили  его.

4.ЛинейкаИ  вот  теперь,  работая  преподавателем  русского  языка,  я  столкнулась  с  таким  поучительным  фактом.  Провела  диктант  в  5-м  классе.  Результаты  отвратительные.  Почти  все   двойки. Объявила  результат  детям.  И  вдруг  все  мои  ребятишки,  не  сговариваясь,  полегли  на  парты  вниз  лицом.  Они  плакали,  у  них  были  слезы  на  глазах.  Я  остолбенела.  Для  меня  это  было  шоком!  Я  долго  не  могла  придти  в  себя.

       И  вот  тогда  я  решила:  никто  никогда  не  будет  плакать  у  меня  на  уроках  русского  языка.  Я  сделаю  так,  чтобы  дети  полюбили  свой  родной  язык,  чтобы  они  почувствовали  его  красоту,  чтобы  научились  выражать  через  свои  чувства  эту  красоту…

   Из  моего  дневника

Дорогие  мои  ученики!  Наверно,  вы  стали  причиной  появления  у  меня   этого  влечения – писать  стихи.  Когда мне  пришлось  вести  русский  язык  у  вас,  я  увидела  большую  разницу  в  вашем  отношении  к  французскому  и  русскому  языку.  Я  поняла,  что  значит  для  вас  родное  слово.

                               Урок  литературы

                    В  туманной  дымке  очень  быстро  тают

                    За  лесом  над  рекой  флотилий  облака.

                    А  на  уроке  дети  мне  читают –

                    Звенит-поет  Есенина  строка.

                    О  том,  как  улыбаются  березки,

                    Что  растрепали  шелковые  косы,

                    Как  шелестят  зеленые  сережки

                    И  как  горят  серебряные  росы.

                   А  за  окном  прекрасный  день  весенний,

                   А  за  окном  зеленая  трава…

                   Вот  почему  им  нравится  Есенин, 

                   Его стихов  напевные  слова.

 7.Фото  на  память

                     Выпускникам

                    Я  вам  все  отдала, 

                     Что  сама  я  умела.

                     Я  вам  все  отдала, 

                     Что  сама  я  имела…

                     Веру  в  жизнь,

                     Доброту   и  прекрасное,

                      И  что  после  дождя

                     Светит  солнышко  ясное.

                     Стало  грустно  мне  вдруг,

                     Что  осталась  одна

                     Без  тревог  и  без  дум…

                     Но  осталась  во  мне

                     В  этот  вечер  чудесный,

                     Как  призывный  тот  клич –

                     Лебединая  песня:

                     Ой,  вы  стая  моя,

                     Вы  птенцы  дорогие,

                     Вы  услышьте  последний

                     Мой  крик  лебединый:

                     Школа – ваше  гнездо, 

                     На  него  обопритесь

                     И  бесстрашно  взлетайте –

                     Вы  уже  оперились!

                     Вы  летите  свободно

                     И  назад  возвращайтесь,

                     В  вас  ведь  вся  наша  жизнь

                     И  Учителя  счастье.

 

С МУЖЕМ НА РЫБАЛКЕ

С МУЖЕМ НА РЫБАЛКЕ

               На  рыбалке

                     Возьму–ка  удочку  я  в  руки

                     И  поспешу  к  тебе,  река.

                     И  полюбуюсь  так,  от  скуки,

                     Спокойным  взглядом  рыбака.

                     Вот  белый  лебедь  проплывает, 

                     Косясь  лениво  на  меня,

                     И  гордо  шею  расправляет:

                     Смотри,  царь – лебедь – это  я.

                     Вот  быстрый  ястреб  ввысь  взмывает,

                     Зловеще  кружит  и  парит,

                     Над  белым  лебедем  витает, 

                     Когтями  острыми  грозит.

                     А  лебедь  все  не  уплывает, 

                     Вокруг  меня  кружит,  кружит…

                     Вид  человека  не  пугает, 

                     А  вот  от  ястреба  дрожит.

                     Ах,  милый  Пушкин!

                     Знал  ли  он,  что 

                     Я  тот  самый  есть  Гвидон?

                     Но  кто-то  вдруг  крючок  бросает

                     И  поплавок  запрыгал  зыбко,

                     Рыбешка  в  воздухе  сверкает:

                     Ну  чем  не  золотая  рыбка? 

 2

                       Оглянитесь  вокруг…

 

                  Я  люблю…шепчет  ветер  ковыльный.

                  Я  люблю,  я  люблю – шепчут  губы  мои,

                   И  хочу,  чтобы  вы  полюбили

                   Вольный  ветер  в  ковыльной  степи.

                   Оглянитесь  вокруг!  Распахните  глаза!

                   Вам  ударит  такая  в  глаза  синева!

                   Удивят,  изумят  небеса…

                   Запоет  и  запляшет  душа  от  того,

                   Как  земля  хороша!

                   И  тогда…  и  тогда  вы  поймете, 

                  Для  чего  и  зачем  вы  на  свете  живете! 

                        8.Урок  французского  языка                               Школа

                Над  тихой  речкою  стоит

               Веселый,  шумный  дом.

               А  сколько  сказок  он  таит!

               А  сколько  песен  в  нем!

               Послушать  сказку,  песню  спеть

               И  книжку  прочитать –

               Ребятам  надо  все  успеть.

               А  дел – не  сосчитать!

               Вот  слышишь:  «Сколько  3х3»

               Подумай,  посчитай!

              Проверь,  в  таблицу  посмотри

              И  запиши  в  тетрадь!

              Здесь  за  урок  проходит  век.

              Уроков  всех  не  счесть!

               Ведет  их  добрый  человек,

               Хвала  ему  и  честь.

           Часть  третья.  О  моих  питомцах

      С ВЕРОЙ ПОПОВОЙВот  Вера  Попова.  Она  преподает  русский  язык  и  литературу  в  училище  механизации  нашего  города.  Проведала  меня  с  одноклассницами,  своими  подружками,  оставив  незабываемое  впечатление  и  стихи,  посвященные  мне,  и  целую  тетрадь  своих  стихов,  которые  она  начала  писать  еще  в  школе.

    Верина  подруга  и  одноклассница  Ира  Виноградова  известна  в  городе  тем,  что  владеет  тремя  иностранными  языками.  О  ней  тоже  можно  говорить  много.  Рядом   — Наташа  Истомина – тоже  их  подруга  и  одноклассница,  связала  свою  жизнь  с  атомками.  И  это  тоже  отдельная  жизнь  со своими  фабулами.  Как  мне  это  все  вместить  в  эту  маленькую  статью.

     Лида  ЧусоваА  это  стихотворение  Лиды  Чусовой.  Французский  язык  стал  ее  профессией.  Она  пишет  стихи  на  французском  и  русском  языках.  Вот  что  она  написала  мне  в  одном  из  своих  писем:

    «У  нас  по  домашнему  чтению  «Маленький  принц»  Сент  Экзюпери.  Я  очень  обрадовалась.  Вспомнила,  как  мы  с  вами  вместе  слушали  пластинку,  записывали  выражения:  «Зорко  одно  лишь  сердце,  главное  глазами  не  увидишь»  Это  так  верно.  Помню,  брала  у  вас  книгу  Сент  Экзюпери.  И  вот  опять  «Маленький  принц».  Будем  делать  иллюстрации.  Если  у  вас  есть  портрет  писателя,  пришлите,  пожалуйста».

      Любому  учителю  хочется  знать,  как  складывается  судьба  его  бывших  выпускников.  В  этом  смысле  неоценимую  помощь  оказывает  мне   интернет.  И  я  счастлива,  что  освоила  эту  техническую  для  меня  новинку.  Теперь  я  снова  общаюсь  со  своими  бывшими  питомцами,  снова  мы  вместе. 13

  14

***

Фрагменты  из  будущей  книги  ветерана    педагогики,  жительницы  села  Каменка  Пугачевского  района  Саратовской  области  Антонины  Ивашиненко (Жестовой)

фото из личного архива  Антонины  Ивашиненко (Жестовой)

специально для «Хроник и комментариев»

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: