Хроніки та Коментарі

Інтернет-газета

ЗВАНИЯМ – МАТ!

Posted by operkor на 1 Вересня, 2013

11В СМИ со скоростью торнадо несется скандал, приуроченный к президентскому Указу № 355/2013 (по случаю дня Конституции). Согласно документу звания “народный артист Украины” удостоен исполнитель шансона Олег Гаврилюк. Кто-то его слушал, кто-то услышал о нем впервые.

Человек интеллигентной наружности, автор разнообразных лирических сборников, на страницах  которых, как оказалось, таились не только стационарные образы шансонного творчества (купола, МВД, любимые женщины и страдающие небритые мужчины), но скрывалось там и “кое-что” еще.

Это “кое-что” (специально подобранное) растиражировали популярные сайты. И миллионы читателей, ознакомившись с текстами новоиспеченного народного артиста (“Вы, конечно, не б…” или  “Вы часто расставляли ноги…”), восхитились, как неунывающий герой Толкиена: “Моя прЭлесть!”

Да уж, прелесть что творится в нашем хозяйстве званий-регалий. Двадцать лет подряд их ругают и ниспровергают. От них открещиваются или обзывают пережитком сталинской эпохи. А как только в Украине какой-нибудь праздник государственной важности, так словно дети в школу бегут навстречу цацке. С портфелями, с букетами, с конвертами — за “значком”.

В специальных документах, которые объясняют “кому” и “за что” эти звания полагаются, есть определяющие формулировки: “За выдающуюся творческую деятельность” и “За создание высокохудожественных образов”.

Ни в чем не выгораживая ныне ставшего популярным исполнителя шансона (народного артиста Украины), со всей ответственностью заявляю: практически НИКТО из украинских “митців”, ставших в последнее время почетными “народними”, не соответствует ни единому слову в положении о государственном звании. НИКТО.

Перетрясите подобные указы эпохи Ющенко или Януковича и убедитесь. НИКТО из награжденных и поощренных не представил украинскому народу плоды “выдающейся” творческой деятельности. НИКТО не создал ни одного “высокохудожественного” образа ни на сцене, ни на экране. Они “создают” их только в “дешевых” сериалах (500 у. е. за съемочный день).

Творили, конечно, кто во что горазд. Но то был либо текущий репертуарный план, либо “шо попало”.

Вообще, понять не могу: а отчего такой шум и сотни ссылок по теме? Почему не шумели, когда так же торжественно награждали Поплавского, Сердючку, Киркорова или других аналогичных “народных артистов Украины”? Разве они “высокохудожественные” и “выдающиеся”? Работают себе в прибыль — кто во фрик-жанре, кто в шансоне. А шансон (в его остросовременной транскрипции, особо востребованный нашими власть имущими) и предполагает “то”, о чем вдохновенно пишет наш новый герой: о б…х, раздвинутых ногах, нашей славной милиции (последней даже “гимн” посвятил).

Конечно, когда-то и Сергей Александрович Есенин любил приправить перцем свою интимную лирику. Но естественно, никто же не сравнивает крестьянского гения с народным артистом Украины. Поскольку проблема-то не в мате (можно подумать, кого-то этим сильно шокируешь), а в неизбывной инерции культивировать эти самые почетные постсоветские звания. В коррумпированной непрозрачности прохождения этих званий (которым по-прежнему сильно гордимся). В окончательной и бесповоротной нивелировке подобных государственных поощрений.

И, как сказал бы какой-нибудь провинциальный лектор, “в оскорблении чувств верующих”. Верующих в то, что “народный артист” (в адекватном восприятии) — действительно человек творческий, а не коммерсант. Серьезный художник, а не спекулянт. Извините за пафос, адепт духовности и нравственности в культуре, а не матерщинник в кабаке.

Нравственное начало в прохождении и награждении этими званиями отметено полностью! Навсегда! И София Ротару сколько угодно может гордиться, что и она “народная”. А потом на сцену “Украины” как выйдет новоявленный народный, как запоет (или продекламирует):

“Вы конечно не б…,

Просто очень похожи.

Не хочу оскорблять

Но читаю по роже

Вашу б…ю суть…

Вашу сучью натуру.

Неприятно, аж жуть…”

Ожидаемый “цимес” скандала — этапы прохождения этого конкретного государственного звания. Как выяснилось, представление президенту Украины готовит не профсоюз работников шансона, не Союз композиторов СССР. И даже не театр теней кабуки. А… тринадцать нардепов от правящей партии. Неугомонных меломанов. Многие из которых вообще не знают об этом удивительном артисте и впопыхах подмахивают коллективную петицию.

И тут… внимание! Окончательный вердикт под челобитной президенту (в страстном желании поощрить автора текстов, снабженных пейоративной лексикой) выносит Минкульт! Не “хаза”, не “малина”, как можно было бы представить в данном жанровом случае. А Минкульт. Заместитель министра культуры Тимофей Григорьевич Кохан как-то совсем по-отечески благословляет “народного” новобранца:  “Ну, в виде исключения…” (цитата из сообщений в СМИ).

Что это за “исключения” такие?  Вы прежде “правила” выучите, а потом будете искать из них “исключения”.

В очередной раз честь мундира Минкульта запятнана. Впрочем, это уже давно не мундир, а маскхалат.

Поэтапное прохождение таких вот званий через соответствующий аппарат чиновников осуществляется непрозрачно, необъективно. Порой просто возмутительно.

В правилах, а не в исключениях соответствующих аппаратчиков знать и отслеживать ценные и важные (пусть их немного) явления чудом уцелевающей культурной жизни. И пока от этих госсзваний не отказались (а, видимо, надо отказаться и от самих званий, и от их оглашенных лоббистов), то не следует позорить хотя бы тех, кто был справедливо награжден раньше и по заслугам. Таких людей, как, например, Ступка, Мирошниченко, Роговцева, Заклунная, Хостикоев, Бенюк, Кофман, Сиренко…

Между тем, в развитие темы, практический доступ к наградной кормушке со званиями в Украине имеют либо определенные депутатские группы, либо два киевских Национальных театра. А в этих театрах уже давно перевыполнили планы и удостоили “народными” даже тех, кому я бы не доверил на сцене даже “кушать подано”. Выдающихся образов и творческих открытий (среди награждаемых) нет. А коррупция? Она в главной роли.

Госчиновникам, обязанным отвечать за правила игры (без исключений), надо, сообразно своим должностям, осознать нечто фантастическое. В Украине, представьте, еще остались творческие люди, достойные хотя бы такого рода моральных поощрений. Я уже написал сто статей о том, как игнорируют пожилую украинскую певицу Валентину Куприну, легенду украинской эстрады 60–70-х. Она исполнила десятки пронзительных лирических песен о цветах (а не о “членах”, как нынешние). Пошлости в ее репертуаре ни на йоту — и в личном деле нет ничего (даже корочки  “За спасение утопающих”). Безобразие.

И в киевских “не национальных” театрах, которые так и не обзавелись политическими кураторами, честно работают прекрасные мастера. Не замечаемые “верхами”, но ценимые “низами”. И давно заслуживающие — хотя бы в виде исключения из правил — доброго слова, какой-нибудь медальки. Например, актер Театра на Подоле Сергей Бойко. Уже немолодой честный труженик, прекрасный актер, переигравший десятки ролей, но скромный человек без мохнатой лапы в каком-либо ведомстве.

Еще пример: талантливейший артист Киевского театра драмы и комедии Анатолий Ященко. Тип чеховского актера, большой умница и порядочный, непробивной человек. В киевском Молодом уж сколько лет тянут на себе репертуар Алексей Вертинский и Станислав Боклан. Для народа они давно “народные”, а по документам — нет.

И в региональных коллективах тоже есть творческие люди, которые не мат-перемат выставят в качестве своих достижений, а интересные образы, художественные произведения.

Просто таковых надо искать — рассматривать. Поддерживать. Если Минкульт или другие организации не в силах поддержать бедных художников материально, наградите хотя бы добрым отношением, объективной оценкой их альтруистического творческого труда.

Понимаю не хуже вас, что все это риторика, для которой подвернулся соответствующий информповод. Но и молчать нельзя. Коль скоро из всех щелей, из всех радиоточек, нам будут врубать “творчество” титулованных “народных” наподобие вот этого произведения (цитирую):

 “Вы часто расставляли ноги,

Пусть вас простят за это Боги…

А как по мне, в том нет греха,

Что вы искали жениха.

 

На то имеючи причину,

Хотелось вам найти мужчину,

А находились кобеля

С хорошим ч.., но без рубля.

 

Или с рублем, но, блин, без Ч.ена.

Лежит бревно, торчит полено,

В мозгах — сплошные прибыля.

Все остальное — два нуля.

Засунул, кончил без напряги,

 

Не утруждаются, бедняги.

А посему такой итог —

Ну как тут не расставить ног?”

Олег ВЕРГЕЛИС

http://gazeta.zn.ua

 

Напишіть відгук

Please log in using one of these methods to post your comment:

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out /  Змінити )

Google photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google. Log Out /  Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out /  Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out /  Змінити )

З’єднання з %s

 
%d блогерам подобається це: