ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

ЧТО ХОТЯТ, ТО И ДЕЛАЮТ. 2013-й в культуре: события и лица (блиц-итоги)

Posted by operkor на 4 января, 2014

1Вряд ли 2013-й можно назвать «годом больших открытий». Но и «годом великих потерь» его называть не стоит. Тем более что декабрьский демократический аккорд придал культурному году особый мотив — звонкую гражданскую мелодику. Договоримся о следующем. Это будет не рейтинг «самых-самых» героев-антигероев уходящего года. А попытка вспомнить и определить характерные явления и лица 2013-го. В различных секторах прекрасного. Наши авторы и друзья ZN.UA помогли высветить заметность и активность некоторых творцов, результативность творческого процесса. И еще, разумеется, их влиятельность, медийность, местами качество и талант, а также «апгрейд», то есть стратегии модернизации-обогащения-усиления культсферы в 2013 г.

Этот год, кстати, оказался вовсе не тихим омутом (все-таки «чертова дюжина»). Наблюдалась плотная концентрация скандалов. Пробивались интересные ростки «нового» (в отдельных сферах).

Вряд ли 2013-й можно назвать «годом больших открытий». Но и «годом великих потерь» его называть не стоит. Тем более что декабрьский демократический аккорд придал культурному году особый мотив — звонкую гражданскую мелодику.

Различные художества

Украина не должна ощущать себя падчерицей мирового АРТ-РЫНКА. Событий много. Званые гости летят к нам как бабочки на пламя благодаря громким мероприятиям. Именно арт-позиционирование стало трендом. Заниматься этим — престижно и образцово-показательно. Как в частном направлении, так и в госсекторе.

Между прочим, госсектор на нашей территории по-прежнему остается трендсеттером. Хотя в силу разных причин «государственное» искусство избегает контрверсионных тем. Даже на выставках контемпорари в уходящем году редко удавалось увидеть намек на радикализм. Чаще — конформизм, отстраненность или образная самоуглубленность.

Заметное оживление в 2013-м наблюдалось в Национальном художественном музее на ул.М.Грушевского. Там презентовали обновленную концепцию постоянной экспозиции (советское неофициальное искусство). А в сменном зале этого здания — контемпорари образца 1990-х — начала 2000-х.

 Один из прорывов года — Одесская биеннале. Как бы ни было, а ценное искусство таки стекается в город у моря (раньше оно оттуда, в основном, утекало).

К важным проявлениям сохранности арт-наследия следует отнести создание фонда «Украинский авангард». А также вернувшуюся в Украину коллекционную графику Васыля Кричевского.

Значились в частном арт-секторе интересные проекты в ПинчукАртЦентре, в недрах которого ожидаемо получила премию Жанна Кадырова. На государственном уровне спорили об обновлении концепции Национального музея имени Тараса Шевченко, втянув в диспут даже политиков.

Знаковым событием 2013-го может считаться международный фестиваль визуальной культуры «Візії». Бодро набирал обороты популярности «Жлоб-арт», который стал даже больше чем проект, превратившись в общественно-художественное явление.

Самые громкие «децибелы» резонансности возымел в 2013-м проект «Мистецького Арсеналу» — «Велике і величне». Во-первых, сама экспозиция интересна специалистам и обывателям: спектр украинской художественной жизни разных эпох. Во-вторых, конфликт между молодым художником и опытным директором «Арсеналу» достиг политического и поэтического накала (они друг другу регулярно писали подробные послания).

В результате скандала (замазывания черной краской настенной живописи скромного творца) оказалась перетасована колода карт, состоящая из художников-завсегдатаев «МА». Во всяком случае, РЭП пока лишился этой площадки. А вместо них в «Арсеналі» на «Арт-Киев» презентовали творчество юных талантов из провинции.

Отечественному мундиру история с муралом в «Арсеналі» чести не принесла. «Совершенства в искусстве можно добиться только путем исключения», — заметил мудрец. Видимо, поэтому и «исключили» настенную живопись на тему «пекла» из экспозиции? Некоторые кураторы и художники после такого исключения из правил демонстративно отошли в тень, отказавшись от проектов «МА».

Однако главные герои скандала получили по порции медийной популярности. В арт-сфере основными фигурантами 2013-го и следовало бы назвать их… Того, который рисовал. И ту, которая «исключала». С некоторых пор их имена в прочной медиасвязке. Как Дафнис и Хлоя, как Тристан и Изольда. Как Пугачева и Галкин… Наталья ЗАБОЛОТНАЯ (директор) и Владимир КУЗНЕЦОВ (бедный художник).

2

 Наталья ЗАБОЛОТНАЯ

3

Владимир КУЗНЕЦОВ

Ложи блещут

«В каждой стране гамлетовский вопрос звучит по-своему». И в Украине, мудрствуя над «быть или не быть?» в этом году скандалили до хрипа, увольняя творцов, закрывая театры, возмущаясь «неправильными пчелами». Некоторые скандалы пошли на пользу. Как правило, ни премьеры, ни гастроли не становятся здесь информповодами, а творчество вообще редко интересует олигархические поп-телеканалы. А вот закулисные страсти моментально выплеснули бодрящую театральную энергию — на экраны и на страницы.

Напомним. В Полтаве пошло уволили режиссера Алексея Коломийцева, потому что «актуально» трансформировал Шостаковича и не сошелся характером с ретроградами. В Киевской Нацопере заведующего балетной труппой Дениса Матвиенко «забыли» должным образом оформить на работе, в итоге — громкая отставка и цикличные разоблачительные телерепортажи. Лишь один ценный кадр — Влад Троицкий — «решил все» в умонастроениях Киевского детского музыкального театра; и уже остальные бесценные «кадры», словно растревоженный улей, встали грудью на защиту идеалов нашего счастливого детства и непорочной музыкальной классики.

В этом же скандальном театральном ряду… Закрытие некоторых малых театров. Скудная гастрольная жизнь (у многих театров она, в принципе, отсутствует). Дикий контраст в зарплатах между Национальными и всеми остальными.

И это, естественно, далеко не все происшествия года.

Несмотря на хронические болезни, организм театра все же борется, дергается. Иногда даже издает членораздельные звуки. В 2013-м наше сценискусство обзавелось важным имиджевым раритетом — международным оперным проектом «Летучий голландец» в Донбасс-опере. Спектакль восторженно приняли меломаны нескольких крупных городов Украины. Этот же проект как раз и предлагает пример «апгрейда» в отечественном театре.

Мало-помалу в 2013 г. на сцены пробиваются новые тексты новых авторов. Не массово, но, тем не менее, в афишах все же значатся имена украинских драматургов — Натальи Ворожбит, Оксаны Савченко, Анны Яблонской, других. В этом плане важный реверанс нашему театру — со стороны зарубежных институций и отдельных отечественных благотворительных фондов. Эти структуры облегчили жизнь ведомству Леонида Новохатько, взяв на себя расходы по инновационным проектам.

В частности, актуальной украинской драматургии (мероприятия во Львове, Киеве). Возможно, поспешно называть десятки новых пьес, в основном, на социальные темы выдающимся художественным явлением времени. Как говорится, иногда «мир в пьесах этого драматурга был за кулисами». Но хорошо то, что пишущие сейчас накапливают творческую энергию, ищут формы и темы. А это свидетельство процесса, а не застоя.

При отсутствии титульного театрального фестиваля в 2013 г. боролись за жизнь различные локальные сценические смотры: «Гоголь-фест», Ялтинский, Львовский и др. Знаковым событием стоит назвать II Фестиваль молодой режиссуры. Без единой бюджетной копейки собрав активистов и энтузиастов, фестиваль попытался раскрыть пасьянс творческих поисков новой режиссерской поросли.

Еще одно симптоматичное явление. Многие ценные художественные события заметно стали обретать «прописку» на малых площадях. Большие сцены традиционно отданы на откуп кассовому развлекательному репертуару, а на камерных — интересные исследования, размышления, эксперименты. Из лучших спектаклей 2013-го в этом направлении — «Король Иудейский» в Киеве на Печерске, «Три сестры» — в Ивано-Франковске, «Любовь людей» — в столичном Молодом театре. Бум «камерности» предполагает сигналы искренности и честности. На малых сценах чаще звучат болезненные, откровенные, актуальные послания героев теперешнего времени.

В этой связи один из театральных лидеров года — режиссер Дмитрий БОГОМАЗОВ — как раз и представил свой лучший спектакль последнего времени на камерной сцене — «Morituri te Salutantе» по новеллам В.Стефаника. Он же в 2013-м стал Шевченковским лауреатом за реальные, а не мнимые заслуги. Еще один театральный спикер года — Влад ТРОИЦКИЙ. Он объявил о вынужденном «сворачивании» работы на малой сцене «ДАХа», переключившись на арии из опер в большом театре на Подоле. И пусть ему там повезет.

4

 Влад ТРОИЦКИЙ

5

Дмитрий БОГОМАЗОВ

Последний сеанс

Российскому кинематографу на идеологические и другие нужды Кремль выделил в 2013 г. около 5 млрд руб. Украинскому кино наши вожди отстегнули 135 млн грн. Но не в цифрах счастье! Счастье в искусстве — удачный кастинг, точная калькуляция и, естественно, госпожа удача (желательно при наличии таланта).

Успешность подобного рецепта приятно наблюдать на примерах лучших прокатных арт-новинок 2013-го — «Жизнь Адель» А.Кешиша, «Великая красота» П.Соррентино, «Жасмин» В.Аллена. К счастью, эксклюзивные фильмы добрались до нас, разнообразив «нудьгу» поп-корнового репертуара.

В 2013 г. и украинское кино хвасталось прогрессивным присутствием в большом прокате. Причем, зачастую — в центрах городов, а не на окраинах. С десяток картин различного уровня с припиской «Made in Ukraine» были призваны разбередить благородные чувства: «мы тоже можем». Тем не менее, ни одна из этих лент («Иван Сила» и др.) не стала кассовым фаворитом. Художественным тоже. («Как же часто мы разыгрываем комедию, без надежды на аплодисменты!»).

Некоторые критики все же выделяют в арт-нише качественные фильмы: «Делириум» Игоря Подольчака, «Шерлок Холмс и черные человечки» Александра Бубнова.

Относительно выразительных лиц киногода? Пожалуй, их стоит «скрестить» по принципу контраста. Выдающаяся мастерица из Одессы Кира МУРАТОВА, выпустившая на экраны в 2013-м свое авторское «Вечное возвращение». Одну историю о нескольких встречах, вплетенных в формат «монтажа», кастинга, случайной неслучайности.

И молодой азартный пробивной Любомир ЛЕВИЦКИЙ, обескураживший Госкино сразу двумя независимыми прокатными сочинениями — «Ломбард» и «Тени незабытых предков». Веселыми фильмами о городских бандитах и карпатских волшебниках.

Между постановщиками — ничего общего. Пропасть — в возрасте и мировоззрении. Большая разница и в количестве искр божьих на каждом отдельно взятом светлом челе. Муратова снимает кино, которое приходит ей во снах или страданиях. И наплевать, как примут и кто посмотрит. Она (пожалуй, только она!) по-прежнему и занимается здесь уникальным рукоделием — искусством кино (со всеми вытекающими смыслами). Не «купят» его сегодня? Значит, останется Вечности.

Ну а другой персонаж, набивая шишки и преодолевая ухабы, делает «как бы» коммерческое отечественное кино. Аналог и кальку которого следует искать в местах отдаленных, на холмах голливудских. Каждый из них находит сюжеты и средства. Каждый делает то, что хочет. Редкие свободные люди нашего кино.

6

 Кира МУРАТОВА

7

Любомир ЛЕВИЦКИЙ

Внеклассное чтение

Среди литературных счастливчиков 2013 г. стоит выделить две фигуры — мужчину и женщину. Писатель Мирослав ДОЧИНЕЦ, уроженец Хуста, журналист, издатель, литератор-почвенник. Его последние по времени книги — «Вічник», «Криничар», «Горянин» не просто нашли своего читателя. Сегодня Дочинца называют «самым тиражным автором книг на украинском языке». Некоторые поклонники возвели его в ранг «украинского Коэльо», хотя он отмахивается от этого титула (интервью с писателем — в этом же номере ZN.UA).

Молодая прозаик Таня МАЛЯРЧУК в уходящем году стала фаворитом престижной литературной премии имени Джозефа Конрада-Коженевского. Книги Малярчук активно переводят на польский, румынский, немецкий, английский, русский и белорусский языки. В этом же году она отмечена премией в Словении — за рассказ «Женщина и ее рыба». А в австрийском издательстве «Residenz» в переводе на немецкий вышли сразу две ее книги — «Говорить» и «Биография случайного чуда».

Эти авторы — тоже очень разные. Но объединяет их талант. И одна крылатая формула: «Только вечная неудовлетворенность поэтов может удовлетворить литературу!».

Из таких же приятных литературных исключений 2013-го — книга Ярослава Мельника «Далекий простір», детская книга Марьяны и Тараса Прохасько «Хто зробить сніг» (признаны лучшими на «Книге года ВВС-2013»).

В этом году «выстрелил» двумя книгами Любко Дереш («Миротворець» и «Остання любов Асури Махараджа»): не все приняли их с восторгом, но все же автор одарен, в 2013-м проявил себя серьезным трудоголиком и умником-философом.

В ряду издательских удач — книга Михайла Брыныха «Шидеври світової літератури». И, конечно, это далеко не все «шидевры» нашей литературы, о которых стоило бы вспоминать под занавес года.

8

 Мирослав ДОЧИНЕЦ

9

Таня МАЛЯРЧУК

Волшебная флейта

«Для непреходящих ценностей не определен срок реализации!», — заметил мудрец. И одной из них является МУЗЫКА. Год начался с музыкального скандала. Родителей перепугали возможностью «оптимизации» отечественных музыкальных школ. Плата за обучение должна была взлететь до невменяемых высот. Под удар могла быть поставлена вся система музыкального образования в Украине. Правительство тогда лихорадочно искало деньги, чтобы латать бюджетные дыры.

Решили сэкономить на школах искусств. ZN.UA подробно освещало тайное письмо первого замминистра финансов А. Мярковского с «видами на будущее» художественного образования. Но видимо в последний момент в правительстве вспомнили, что 2013-й президент объявил «роком дитячої творчості». И пошли на попятную. Повышение оплаты, увы, все-таки имело место быть, но не в массовых масштабах, а точечно.

Тем временем, одним из примечательных музыкальных событий года следует признать конкурс юных пианистов в столице: кураторство осуществлял россиянин Денис Мацуев, а деньги дал известный банк.

Важное событие года — также конкурс скрипачей во Львове под патронатом Олега Крысы. (Увы, выдающийся музыкант сегодня переживает труднейшие дни; выражаем ему глубокое сочувствие).

Еще одно важное мероприятие — гастроли Венского филармонического оркестра в столице. В этом же ряду — не остывающий джазовый бум в Украине (как качественная сыворотка от повсеместной «попсы»).

Ну а звонкими лидерами уходящего музыкального 2013-го, видимо, стоит признать двух питомцев гнезда Национальной оперы Украины. Прекрасную певицу и чудесного танцовщика.

Людмила МОНАСТЫРСКАЯ, ставшая в последнее время «главной Аидой» мировой оперной сцены, продолжала дисциплинированно выступать в родном Киеве. И продажи билетов на спектакли с ее участием укрепляли бюджетные основы главного музтеатра (подробное интервью с певицей — в предыдущем номере ZN.UA). И на виду, конечно же, был Денис МАТВИЕНКО, вынужденно покинувший коллектив. Но сохранивший при этом достоинство и такт. Не хлопнул дверью, а предпринял попытки реализации интересных музыкальных проектов на родине, хотя он везде желанный гость. Недавно собрал балетный аншлаг на «аэродроме» дворца культуры «Украина». А в ближайшее время готовит премьеру сенсационного балета «Великий Гетсби» — совместно с композитором Константином Меладзе.

10

 Людмила МОНАСТЫРСКАЯ

11

Денис МАТВИЕНКО

Любимцы публики

Весь отечественный ШОУ-БИЗНЕС в 2013-м следил за злой судьбой Константина Меладзе. Как и за его серьезными намерениями сначала «убить», а затем «возродить» один из самых прибыльных поп-проектов Украины — нестареющую «ВИА Гру». Казалось бы, успокойся, собери новый девичник — и назови его… (Ладно, не будем разбрасываться креативом). С другой стороны эта «ВИА Гра» стала некой школой-студией МХАТ для шоу-бизнеса. Почти все ее выпускницы — более или менее успешные — теперь активные самостоятельные «певицы»!

В эфире спасения от них нет: Лобода, Бушмина, Мейхер, Брежнева, Грановская, Седокова. Хит-парад и загляденье. В нелегком противостоянии с продюсером Костюком, Меладзе все-таки реанимировал в 2013-м ту самую вывеску. И совместно с «1+1» сделал шумный международный реалити-проект «Хочу в «ВИА Гру». После упорных поисков собран костяк нового трио, где, как всегда, красота спрятала все остальные таланты.

Впрочем, женским лицом украинского шоу-биза в 2013-м стоит называть не отобранных Меладзе девушек, а… Тину КАРОЛЬ. На ее лице в уходящем году были слезы, оно было омрачено личной трагедией. Но сила жить и жажда петь удержали ее — не то, чтобы на сцене, можно даже сказать — на свете.

В отличие от многих «товарок по цеху», у Кароль сегодня пристойный, причем авторский песенный репертуар. В свое время права оказалась русская примадонна, дав украинке Кароль звездную путевку в жизнь на конкурсе в Юрмале. Теперь эту певицу от сонма эфирных бездарей отличают и артистизм, и проникновение в суть песенного материала. После ее концерта никогда не процитируешь классика — «За эту дешевку людишки охотно платят дорого!». Э, нет, это ни в коем случае не «дешевка», это все-таки эстрадное творчество.

И, вне всяких сомнений, основное лицо украинского шоу-бизнеса 2013-го, а также человек этого года — Святослав ВАКАРЧУК. Абсолютный рекордсмен кассовых сборов в Украине и за ее пределами. Билеты на его концерты разлетаются в считанные часы. События внутри и вокруг Евромайдана продолжили его движение по восходящей. Его репертуар давно стал саундтреком демократических акций. Студенты пели его песни как личные исповеди и уже как народные хиты: «Вставай, мила мой, вставай», «Стіна», другие композиции. Ну а мудрый и взвешенный текст его обращения к молодежи усилил имидж этого артиста, как «гуру» национального масштаба.

Евромайданные события, между тем, не раскололи шоу-биз. Как это можно было наблюдать во время проплаченных предвыборных кампаний. Кто-то, как, например, Руслана, Сашко Положинский, Тарас Чубай или Бурмака, сделал для себя единственно возможный и осознанный гражданский выбор. Кто-то искренне сочувствовал издали. А кто-то просто ожидал «чем же оно закончится» — и эта позиция тоже в бытийно-коммерческих правилах нашего шоу-биза.

12

 Тина КАРОЛЬ

13

Святослав ВАКАРЧУК

Жести и зрелищ

Жизнь на нашем ТЕЛЕВИДЕНИИ — до декабря — протекала системно и предсказуемо. Клоны и клоуны веселили, пародисты пародировали, народные таланты «шоуменили». А бездарные россериалы (снятые в районе Фастова) —домучивали.

К сериальным трендам, кстати, почему-то именно в 2013-м, добавился суровый лик Иосифа Виссарионовича. Его присутствие в совокупном сериальном продукте было либо лобовым, либо опосредованным, но непременным. Фильмы о его родственниках, его эпохе, его убийстве (в основном на «1+1») иногда повергали в растерянность. И наводили на тревожные мысли о тотальной тоске телепроизводителей по «сильной руке».

Робкий тренд телесезона на ключевых каналах — проникновение на оные избранного качественного зарубежного многосерийного телекино. Наподобие «Шерлока», сериала ВВС, ставшего для многих уже просто выдающимся проектом: благодаря актерам, сценаристам, режиссуре, монтажу (фильм показали на «1+1»). А «Интер» рискнул показать нишевый сериал «Карточный домик» с мощнейшим Кевином Спейси — о циничных играх политикума.

Короче говоря, все бы и дальше продолжалось системно и предсказуемо, если бы не события декабря. Некоторые информационные каналы («5-й» и «24-й») взвинтили свои рейтинги до прежде немыслимых высот — благодаря онлайн трансляциям из горячей точки столицы. Говорят, доля аудитории на «5-м» иногда достигала «пятерки», чего в спокойные времена представить было невозможно.

Расширенный выпуск ТСН на «1+1» тоже стал рейтинговым фаворитом канала. Общественно-политические события, между тем, сформировали и главный образ украинского ТВ в 2013-м. И это — не фанерщики, не шуты, даже не Сталин с его свитой. И уж тем более не золушки из десятков однотипных мыльных опер. Это реальное ЛИЦО ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА…

Может быть и не стоит уточнять, откуда он приехал в Киев явить свое лицо во всех новостях — с запада или востока? В любом случае, лик этот выражал боль, тревогу. С него вроде считывалась одна крылатая сентенция — «И полицейская дубинка порой указывает путь!». Телевизионная журналистика даже на развлекательных поп-каналах в этот период стала активно наступательной.

Правда, авторитетный телевизионный эксперт Наталья Лигачева («Телекритика») сделала важное и честное уточнение: «На ТВ — не журналистская революция, это отмашка олигархов освещать события в свободном режиме».

То есть благодать свободы слова (хотя бы на месяц) снизошла не только на пятерку рейтинговых украинских телеканалов, но и на их хозяев, которые явно руководствовались не столько мыслями о «высоком», сколько своими ситуативными политкомбинациями. В любом случае, надо помнить: телевидение — это иллюзия… Впрочем… «Все иллюзия. И предыдущие суждения — тоже».

14

 Евромайдан

15

Антимайдан

Текст — Олег ВЕРГЕЛИС

Эксперты-журналисты блиц-итогов: Анна ПАРОВАТКИНА, Анастасия ГАЙШЕНЕЦ, Ольга КЛИНГЕНБЕРГ, Екатерина КОНСТАНТИНОВА, Антон ФИЛАТОВ, Ольга КИЗЛОВА, Ирина МИЛИЧЕНКО, Иван РЯБЧИЙ, Ирина ЗУБАВИНА, Александр МОСКАЛЕЦ, Оксана ЗАГАЙКАЛО, Анна СТАВИЧЕНКО.

В материале использованы цитаты Станислава Ежи Леца.

http://gazeta.zn.ua

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: