ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

Ветеран запорожской педагогики Людмила Буханистая: У меня такое впечатление, что учебники для начальных классов писали люди далекие от школы

Posted by operkor на Апрель 24, 2014

DЛюдмила Бухмое 008  «Работа учителя строго регламентирована временем. Он не имеет возможности тратить больше времени на изучение материала, чем это предусмотрено программой. Раньше, перед началом новой темы, в учебниках, как правило, были какие-то рисунки, наметки. То есть, они как бы предваряли постепенный переход к изучению нового. Теперь ничего этого нет. И вообще теперь пройденный материал не закрепляется. Потому что он настолько перегружен, что учитель не имеет такой возможности. И упущения, недоработки авторов учебников только его усложняют». 

*** 

Живу рядом со школой и часто наблюдаю такую неприглядную картину: малыши – первоклашки с неимоверно объемными и громоздкими рюкзаками, словно трудолюбивые муравьи, заметно выделяются среди общей ученической массы. Смотреть на это грустно – жалко ребятишек. Поделился своими размышлениями на этот счет с родителями (мамы и бабушки) и услышал в ответ:

Портфель— Рюкзаки – это еще полбеды. Тут мы еще можем помочь своим детям, провожая их в школу или встречая со школы. А вот помочь в подготовке ими домашнего задания – далеко не каждому родителю под силу, даже если у него высшее образование. Дело в том, что слишком много ошибок и заумных формулировок в учебниках, по которым они занимаются. Удивляемся – куда смотрит министерство образования, неужели оно не видит эти явные ляпы?

За последние годы о проблемах школы говорилось и писалось немало. И особенно много было критики именно по учебникам для начальных классов. Чтобы убедиться, насколько обоснована эта критика, мы обратились к ветерану педагогического труда, запорожанке Людмиле Буханистой.

-Людмила Дмитриевна, вы 35 лет проработали в школе, преподавали математику, были завучем. Сейчас ваш внук учится в одной из запорожских школ. И, насколько мне известно, именно вы занимаетесь его домашним воспитанием, посещаете школу, встречаетесь с учителями. Можете вы подтвердить, что с учебниками для начальных классов не все в порядке?

-Конечно. Во-первых, все они усложнены. Много случаев, когда учителю приходится пояснять детям значение тех или иных слов. То есть, лексика очень специфическая, она не соответствует общей подготовке учащихся. Это в той или иной мере относится как к учебнику математики, так и украинского языка.

— Но учитель, наверное, для того и учитель, чтобы пояснять детям непонятное.

— Работа учителя строго регламентирована временем. Он не имеет возможности тратить больше времени на изучение материала, чем это предусмотрено программой. Раньше, перед началом новой темы, в учебниках, как правило, были какие-то рисунки, наметки. То есть, они как бы предваряли постепенный переход к изучению нового. Теперь ничего этого нет. И вообще теперь пройденный материал не закрепляется. Потому что он настолько перегружен, что учитель не имеет такой возможности. И упущения, недоработки авторов учебников только его усложняют.

 — Получается, материал перегружен, а время на его изучение сокращено. Отсюда и качество знаний учащихся неполноценное. Так?

-Совершенно верно. Например, я заметила, что на весь учебник по теме «Работа с часами» имеется всего три упражнения. Сужу по своему внуку. Сколько я уже с ним бьюсь, а он так и не может самостоятельно определить время по часам. Потом геометрический материал. Всего одна тема на «Коло и круг». Причем, что такое круг, определения нет. Когда-то я это учащимся объясняла в пятом классе. А теперь изучают это в первом. А пояснить, что такое круг, забыли.

-Родители жалуются, что у детей-второклассников есть проблемы и с таблицей умножения.

-Ну, как же им не быть, если раньше таблицу умножения осваивали до середины третьего класса, то теперь ее изучение заканчивается во втором. Явная перегрузка для детей. Или другое: сложение и вычитание с переходом чисел через разряд письменным способом изучалось во втором классе, что намного упрощает вычисление для таких детей. Сейчас этот материал перенесли в третий. А детям второго класса очень трудно решать такие примеры в строчку устно.

Арифметика— Внучка моей соседки тоже учится во втором классе. И часто обращается ко мне за помощью по математике. На этот раз условие задачи было такое: рыбак поймал 28 рыбок. Маленьких он выпустил. У него осталась 21 рыбка. Во сколько раз он больше поймал рыбок, чем выпустил? А дальше, через звездочку, было продолжение задания: поставьте вопрос так, чтобы последнее действие было вычитание. Именно этот вопрос и поставил нас в затруднение. Мы дали на него ответ по-своему. Но на второй день моя маленькая соседка пришла расстроенная – за домашнее задание ей поставили «6». Мотивация – вторая часть задания выполнена неправильно. 

 -Задания, которые в учебнике математики стоят через звездочку, предназначены для одаренных учеников. Они не обязательны для выполнения всеми учащимися. И я считаю, что вашей соседке оценка поставлена несправедливо. По крайней мере, уж на «8» она могла рассчитывать.

— Я хорошо помню скандал, который разгорелся в СМИ по поводу учебников по математики для начальных классов, авторами которых являются Ривкинд и Оляницкая. Первыми возмутились тогда преподаватели Тернопольщины, насчитавшие в учебнике для первого класса более 150 различных ошибок – грамматических, стилистических, технических и т.д. Дело дошло до Верховной Рады, была создана специальная комиссия, которая, кстати, подтвердила массовое наличие ошибок в этих учебниках. Но, по-моему, они все-таки попали в школы Украины. Не по этому ли учебнику занимается ваш внук?

Богданович— Нет, мы занимаемся по учебнику Богдановича. Учебник неплохой, но ошибок в нем тоже хватает. В этом смысле есть претензии и к тем печатным тетрадям по практическим занятиям, которые идут как приложение к каждому предмету. В них тоже очень много ошибок – неправильное соединение букв, искаженная лексика и т.д. То есть, там тоже не проверили, не вычитали, не подправили и отдали сырой, непроверенный материал в школы.

 — А как с иностранным дела у вашего внука? Получается? Все-таки учить с первого класса английский – дело новое для наших школ.

-Проблем хватает и с иностранным. Раньше ведь как было? Был своего рода предупредительный курс обучения языка. Детям давали лексику, они ее заучивали до автоматизма. А потом уже учились читать. И эффект был достаточно большой от такой методики. Теперь же тексты английского языка не всегда соответствуют возрастным особенностям детей. Не всегда напечатанное слово соответствует тому, что надо прочитать. И поэтому требуется большое мастерство учителя, чтобы адаптировать то, что предусмотрено программой. Есть изменения в программе и по «Природоведению».

— А что там не так?

-Всегда на «Природоведение» раньше по программе отводился один час в неделю. Теперь – два часа. Хотя, на мой взгляд, хватило бы и одного. Чтобы не перегружать детей.

— Нынешние программы и учебники для начальных классов по иностранному языку, видимо, ориентированы на то, что предварительную подготовку дети теперь проходят в садиках. Наверное, поэтому они и кажутся перегруженными.

-Но ведь в большинстве случаев в первый класс приходят дети не из крутых садиков. Во многих городских садиках, и, тем более, в сельских, нет специалистов по иностранному языку. Да и родители в большинстве своем не могут себе позволить обеспечить детям такую подготовку. Тут надо подходить к этому делу дифференцированно, с учетом реальных возможностей. А у нас получается как? Сдают ребенка в первый класс с нулевыми знаниями иностранного языка. То есть, без основы, без фундамента. Потому и нежизнеспособна эта система.

 — Школьные программы и учебники перегружены, времени для закрепления и повторения у учителя нет, родители часто не могут оказать помощь детям в подготовке домашнего задания. В результате у детей пропадает интерес к учебе, к школе. Вы согласны с тем, что такое явление сегодня имеет место?

-Конечно, я согласна. Психологически это объясняется просто. Хотя на самом деле простота эта кажущаяся. От того, что дети не понимают многого, у них начинается внутреннее состояние паники. Поскольку ребенок мал и не может объяснить причины своего беспокойства, у него начинается депрессивное состояние, как результат неприязни к школе и всему тому, что с нею связано.

Полная чушь!

Полная чушь!

-Мы еще не говорили об уроках чтения во втором классе. С этим там тоже, по-моему, есть проблемы.

 — На мой взгляд, там мало текстового материала. Нет, с начала учебного года текстов там достаточно, а вот дальше идут сплошные стихи, очень много стихов. Причем, самых разных авторов, в том числе и малоизвестных. Из всех этих стихов наизусть дети выучили только два. Тарас Шевченко представлен там четырьмя стихотворениями, одно из них дети знают наизусть. Сегодня у детей страдает техника чтения, а как ее поправить, если не работать с текстовыми материалами? Потом для каждой страницы, к каждому тексту есть в учебнике вопросы. Это хорошее дело, но не для таких детей и не такие вопросы, как там встречаются. Например, такой вопрос: сколько абзацев в этом тексте? Не всякий ребенок понимает, что такое абзац.

— Вы говорите о недочетах, на ваш взгляд, в учебнике по чтению. Но ведь есть еще учебник по языку. Там не заметили упущений, недостатков? И вообще, достаточно ли внимания уделяется государственному языку в украино-язычных школах?

— К сожалению, небрежности встречаются и в учебнике по языку. Например, есть там такая запись: слова, которые отвечают на вопрос «кто» или «что» обозначают названия предметов. Но всем более-менее грамотным людям известно, что на вопрос «кто» отвечают не предметы, а живые существа. В целом четыре урока в неделю по изучению государственного языка – это неплохо. Беда лишь в том, что многие дети не слышат украинской речи не только дома, в семье, но и в школе, во время перерывов. Даже я не раз замечала, что и объявления в школах такого типа пишутся на русском языке. Наверное, это встречается не во всех школах, но во многих – это точно.

— Для успешной учебы необходимо, чтобы у детей было хорошее здоровье. В школе, где занимается ваш внук, этому вопросу достаточно уделяют внимания?

— Я думаю, вполне достаточно. Во втором классе программой предусмотрено три урока физкультуры в неделю. А фактически их там четыре. Четвертый урок введен по просьбе родителей. И называется он «оздоровительный». В этом смысле там все нормально.

 — Программы для малышей по основным предметам усложнены. Естественно, дневная нагрузка на них от этого не уменьшилась. Интересно, сколько времени в общей сложности второклассник проводит в школе?

 -Это не трудно подсчитать. Ежедневно по расписанию у них 5 – 6 уроков.

— А сколько времени примерно тратится на подготовку домашнего задания?

 — Положено 45 минут. Но поскольку мой внук не очень собранный ребенок, постоянно отвлекается, то у нас меньше 3-4 часов не получается. На понедельник домашнего задания не задают, но я все равно занимаюсь с ним, потому что во вторник он ходит на тренировки, и я стараюсь в выходные поработать с ним. Чтобы не отстать от программы.

— Беда многих родителей, по-моему, в том, что они не приучают своих малышей-школьников к соблюдению ими распорядка дня, рекомендованного школой. То есть, не требуют от детей, чтобы они в строго определенное время готовили домашние задания, отдыхали, смотрели телевизор, ложились спать. У вас с этим как?

 — Распорядок дня стараемся соблюдать, напоминаем постоянно внуку об этом, но, к сожалению, не всегда это получается. За компьютером он готов сидеть сколько угодно, а чтобы что-то почитать – не заставишь.

Сотня— Школьный уголок у вашего внука, я вижу, очень удобный во всех отношениях. В нем, мне кажется, есть все необходимое – расписание уроков, календарь, английский алфавит, карта-глобус. Даже все его спортивные награды здесь представлены. А что это за банка стеклянная, наполненная гривнами? Зачем она здесь?

— Не поверите, но это один из стимуляторов, чтобы заинтересовать внука учебой. Это затея его дедушки, моего супруга. Он заключил договор с внуком, что если тот будет приносить в дневнике оценки «12», то дед за это будет давать каждый раз 5 гривен. А деньги внуку нужны, чтобы купить планшет (своего рода компьютер).

 — Ну, и что? Срабатывает этот стимул?

 — Не всегда, но срабатывает. Это вы можете видеть по денежным купюрам в банке.

 — А что? Может, такой метод стимуляции детской активности и оправдан? Живем-то мы в обществе, где все меряется деньгами, где сплошная коммерция во всем. Вот только для родителей такая учеба станет дополнительным бременем. Насколько я слышал, расходы родителей на школьников и без того достаточно высокие.

— Не просто высокие, а очень высокие. Самый дешевый костюм для первоклассника стоит более 300 гривен. Да что костюм, даже за обычный школьный пенал приходится платить 12 гривен. А потом ежемесячно сто гривен отдаем в школьный фонд. В общем, в год на ребенка хочешь ты того или не хочешь, а около двух тысяч гривен выкладывай. И это не считая расходов на питание, на одежду и т.д.

— Бедные дети… Получается, что они заняты учебой 8 – 10 часов в сутки. И это в то время, когда взрослые, согласно Конституции, работают не более семи часов. Вряд ли такое детство можно назвать беззаботным, счастливым. Тем более, когда видишь малышей, обремененных тяжелыми рюкзаками. Кстати, сколько килограммов им приходится ежедневно таскать на своей неокрепшей спине?

Вот так— По инструкции вес рюкзака учащегося начальных классов не должен превышать 1, 5 килограммов.  Для учащихся 10-11 классов – 4 килограммов. А сколько на самом деле весит рюкзак внука, мы сейчас проверим на весах. Вчера был четверг. Так называемый разгрузочный день, когда меньше уроков и задания попроще. Ну, вот смотрите, получилось три килограмма сто граммов. Если же взять в среднем за неделю, то выйдет примерно пять килограммов. И это при том, что в рюкзаке уложены только книги и тетради.

 -У моей соседки-второклассницы получается вес рюкзака побольше, потому что она несет с собой еще сменную обувь, спортивную одежду и набор принадлежностей, необходимых для уроков труда. В общем, до семи килограммов иногда выходит.

 -У нас сменная обувь, спортивная одежда постоянно находятся в школе. Кроме того, благодаря предусмотрительности нашей учительницы, все, что необходимо для уроков рисования и труда, тоже постоянно остается в школе.

Учебники-Заканчивая нашу с вами беседу, хотел бы задать вам такой вопрос: что надо изменить в нашем школьном образовании (в первую очередь в начальных классах), чтобы дети получали нормальные знания и были здоровы, не перегружались?

 -Я считаю, такие предметы как экология, основы здоровья вообще можно исключить из программы, а темы по этим предметам ввести в тексты по чтению. И этого будет вполне достаточно для начальной школы.

Можно провести ревизию и по учебнику математики. Некоторые темы, мне кажется, можно оттуда убрать, не нарушая главных задач программы. То есть, есть немало направлений, по которым могут и должны работать специалисты. Но главное, что может изменить работу начальной школы к лучшему и качество знаний учащихся в том числе, я вижу в другом.

-В чем именно?

— В самом учителе. Вернее, в отношении государства и общества к учителю начальных классов. Вы когда–то работали директором школы, а я – завучем. И мы с вами знаем не понаслышке, что общий успех школы обеспечивают именно учителя начальных классов. Если ребенок в первые годы обучения научится учиться, если школа станет для него по-настоящему вторым домом, то в старших классах будет уже проще решать те задачи, которые стоят перед школой вообще.

— Ну, это истина, которая не требует доказательства. Не случайно же первый учитель остается в нашей памяти навсегда.

— Именно на эту категорию учителей, на мой взгляд, приходится в нынешних непростых условиях самая большая нагрузка. Для ребенка первая учительница – это все: и наставник, и мать, и нянька. А зарплата у них мизерная, меньше, чем у учителей-предметников. Я считаю, что это несправедливо.

Я тоже так считаю. И уверен, тут есть над чем подумать Министерству образования.

 Николай Зубашенко

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: