Николай КозицынСамопровозглашенная Луганская народная республика лишилась одного из наиболее влиятельных полевых командиров — командующего казачьей гвардией Николая Козицына. На днях подтвердилась информация, что он покинул Донбасс и находится в России. Отъезд атамана сопровождался стычками в казачьей вотчине — городе Антрацит, где, по некоторым данным, с подопечными Козицына устроили перестрелку бойцы ЛНР.

Судьба самого атамана некоторое время оставалась неясной. Появились слухи, что он то ли арестован, то ли «вывезен спецслужбами в Москву». Однако вскоре на YouTube появилось обращение Козицына, где он объявил, что находится в отпуске и занимается, в частности, поставками гуманитарной помощи. Подпись к видео указывала, что запись сделана в Новочеркасске (Ростовская область).

Атаман выразил уверенность в победе, попросив при этом казаков «не обижать простых граждан». Он также упомянул неких недоброжелателей («тех, кто постоянно нам мешает»), но распространяться на эту тему не стал. Версия об отпуске, впрочем, вызывала сомнения. Можно вспомнить, что при отстранении других влиятельных полевых командиров Донбасса звучали похожие объяснения (отпуск — в случае с Игорем Стрелковым, командировка — с Игорем Безлером). Однако к прежней роли они так и не вернулись.

По имеющимся данным, в Россию казачий атаман выехал еще до событий в Антраците. «Самого Козицына…на территории ЛНР уже больше недели как нет, он сейчас находится в России и, как утверждают источники, обратно он уже не вернется», — писал по этому поводу военный эксперт Борис Рожин (Colonel Cassad).

Сомнительной представлялась и версия, что Луганскую область Козицын покинул по собственной воле. «Насколько я знаю подоплеку всех крупных уходов из Новороссии, никто сам добровольно не уходил, всем в той или иной степени помогли «уйти»», — отмечал ранее Рожин после отстранения Безлера (Беса).

Зачистка

Однозначной картины того, что произошло в конце минувшей недели в Антраците (к югу от Луганска), нет. С утра пятницы, 28 ноября, появились сообщения, что там идут перестрелки, въезды в город перекрываются, люди Козицына подняты по тревоге, а к зданию бывшей городской администрации «вывезли гаубицу». Стало известно о погибших и раненых. Среди убитых оказался комендант города Вячеслав Пинежанин и начальник казачьего штаба Михаил Коваль.

В ходе столкновений, по данным Совета безопасности Украины, погибли, по меньшей мере, 12 человек (позднее в Совбезе заявили о 18 погибших). Столкновения произошли также в Красном Луче, который находится неподалеку от Антрацита.

На официальном сайте Луганской республики по поводу событий в Антраците появилось краткое сообщение, что в городе «было обезврежено и разоружено вооруженное формирование» (подробности отсутствовали). Утверждалось, что операцию вместе проводили казаки и представители МВД ЛНР.

Подобным образом ситуацию прокомментировали и представители силовых структур самопровозглашенной Луганской республики. Они сообщили, что имела место перестрелка, обстоятельства которой расследуются. При этом было заявлено, что никаких разногласий с казаками нет.

  Чуть более подробно официальную версию изложил начальник местного управления «народной милиции». По его словам, некими вооруженными людьми было захвачено помещение ПО «Антрацит», туда прибыли казаки, после чего произошла перестрелка, в которой погибли комендант и начальник казачьего штаба. Начальник управления заверил, что ситуация в городе находится под контролем.

Другие источники, однако, сообщали, что речь идет о зачистке, устроенной представителями ЛНР. Подобную версию представили, в частности, украинские силовики. Военный эксперт Борис Рожин рассказал, что связался с Антрацитом и получил подтверждение, что там действительно идут боестолкновения между отрядами Козицына и армии ЛНР.

Подробности «Свободной прессе» сообщила журналистка Оксана Шкода, ставшая, по ее словам, свидетельницей этих событий. Произошедшее она назвала «четко подготовленной спецоперацией МВД ЛНР». По ее сведениям, за несколько дней до столкновений из Лутугино, контролируемого представителями ЛНР, в сторону Антрацита выдвинулась колонна военной техники. В город также прибыли группы людей в гражданской одежде, которые затем приняли участие в штурме комендатуры.

«Завязался бой. Прицельным огнем был убит командир особого отдела Антрацитовского гарнизона Шахтер и часовой. Ранены еще трое казаков. Комендант Антрацита Прапор получил сквозное ранение в сердце… Группа быстрого реагирования КНГ (казачьей национальной гвардии) прибывшая на место расправы через десять минут, зачистила от боевиков ЛНР здание комендатуры. Один из нападавших убит. Четверо взяты в плен, остальным удалось уйти», — цитирует ее рассказ издание.

Казаки

Казачьи формирования под командованием Николая Козицына в последние месяцы контролировали основную часть самопровозглашенной Луганской республики (по данным на конец ноября — около 80 процентов). Их численность составляла более 17 тысяч бойцов (примерно столько же, как утверждалось, готовы «стать под ружье»). Как писала «Комсомольская правда», речь идет о небольшой армии — со своими танками, БТР, БМП, артиллерией и ПВО (на счету казачьего войска, как утверждал Козицын, 11 сбитых украинских военных самолетов).

До того как стать одним из полевых командиров, Козицын проживал в России и руководил объединением нереестровых казаков (тех, что не состоят на государственной службе). В прошлом участвовал в военных конфликтах в Абхазии и Приднестровье. На Украине он официально объявлен в розыск — по обвинению в создании террористической группировки.

На подконтрольных территориях казаки установили свои порядки. К примеру, практиковали телесные наказания. С предпринимателей собирали «десятину», с которой, как утверждалось, выплачивали пенсии и оказывали помощь населению. В Красном Луче местный атаман по фамилии Косогор объявил торговцам, что они должны делиться с представителями ополчения и мирным населением — в противном случае товар будут просто отбирать.

  То, что официальному руководству самопровозглашенной ЛНР казаки не подчиняются, было широко известно. Один из полевых командиров Алексей Мозговой, комментируя недавно ситуацию, по сути, согласился с утверждением, что ЛНР существует «в виде небольшой надстроечки, которая сидит в Луганске в администрации» (отметив, правда, что есть еще и комендатуры от ЛНР). Ходили даже слухи о создании отдельной Казацкой народной республики.

В адрес казаков при этом высказывалось достаточно много претензий. Руководство Луганской республики обвиняло их в мародерстве и бандитизме, налетах на рынки и автозаправки, угоне автомобилей. Игорь Стрелков, в бытность командующим ополченцами, упрекал их в недисциплинированности и трусости. «Какого черта сотни «донских и кубанских героев» прибыли сюда вообще? Что они защищают в Антраците? С кем воюют? С местным поголовьем кур и цистернами водки?» — возмущался он (далее следовала фраза о «ряженых подонках и мародерах»). Казаков даже подозревали в предательстве, сговоре с украинскими военными — якобы с целью сдать Луганск (впрочем, развития эти обвинения не получили).

«В Антраците казаки что хотят, то и делают. И машины отжимают, и бизнес, и подвалы обворовывают. Они все приезжие, раньше казаков у нас не было. Люди их уже ненавидят», — жаловались журналистам беженцы с востока Украины (в самой казачьей гвардии утверждали, что их компрометируют — дескать, их именем прикрываются какие-то бандиты). Рассказывали и о поборах на границе.

«Колонны машин растягиваются на несколько километров, — говорил один из бывших ополченцев. — Есть там некий козицынский казак Степаныч, он большой специалист по проводу пропуска машин без очереди. За определенную мзду он вне очереди сопровождает грузовики до погранпункта. Если люди возмущаются… им четко дают понять, что возмущение тут неуместно… Ну, вы понимаете, там же все вооружены».

По поводу самого Козицына говорили, что в последнее время он не участвовал в боях, а руководил распределением российской гуманитарной помощи. «Козицын просто построил свой феод, причем очень грамотно — на транспортных путях», — писал военный эксперт Анатолий Несмиян (El Murid). Казачье же войско, по его словам, занималось тем, что «отрывалось от души».

Версии

События в Антраците и отстранение Козицына — как и ранее уход Стрелкова и Безлера — некоторые трактуют с точки зрения интересов Москвы, предполагая, что Россия не заинтересована в некоторых полевых командирах. Последних рассматривают, в частности, как препятствие на пути возможного мирного урегулирования конфликта (тот же Козицын заявлял, что мирных соглашений, подписанных в Минске, не признает).

Версию поддержали, в частности, в украинском штабе АТО (антитеррористической операции, как официально именуются военные действия против сторонников отделения Донбасса). Там считают, что к событиям в Антраците имеют отношения российские войска (наличие которых на территории Украины Москва отрицает). «Эти события являются не чем иным, как зачисткой спецподразделениями Российской Федерации неугодных Москве главарей банд формирований», — заявили в штабе.

Козицын вдобавок не раз выступал с заявлениями, которые прямо противоречили официальной позиции Москвы о непричастности к конфликту на востоке Украины. Заявлял, к примеру, что подчиняется «только Богу и Путину». Рассказывал, что у них «очень много десантников из Пскова и Рязани».

  Можно вспомнить и реакцию человека, идентифицированного как Козицын, на падение малайзийского «Боинга» в Донецкой области: «Значит, завозили шпионов. ***** летать, сейчас война идет *****». Позднее атаман фактически признал, что слова принадлежат ему. «Тогда сказал и сейчас повторю: не надо летать над территориями, где идет война. В этот день шел бой на Красном Партизане, выбивали укропов, которые пытались нас обойти с тыла. Кто сбил, тот и сбил, понимаете меня?» — заявил он журналистам.

Другая версия сводится к тому, что последние события стали следствием конфликта казаков с представителями ЛНР. О проявлениях такого конфликта — стычках и перестрелках — неоднократно сообщали украинские источники. По их данным, борьба велась за контроль над угольными районами, дорогами, вывозом металлолома в Россию и распределением поступающей из РФ помощи. В конце октября стороны вроде бы нашли общий язык: состоялся совет, в котором наряду с Козицыным приняли участие лидер ЛНР Игорь Плотницкий и командир бригады «Призрак» (базирующейся в Алчевске) Алексей Мозговой. По итогам встречи было объявлено о создании единого командного центра и даже о намерении вместе «пойти на Киев».

Конфликты, однако, не прекратились. В конце ноября, по утверждению украинских источников, Козицын обвинил Плотницкого в хищении крупной суммы денег, якобы поступившей из Москвы на выплату пенсий местному населению (ранее один из командиров казачьей гвардии Павел Дремов, выступая на митинге, заявил, что Плотницкий «спит на деньгах, украденных у народа», а депутатов ЛНР назвал п…сами»). Появилась также информация, что то ли ЛНР, то ли казаки Козицына тайно поставляли на Украину уголь. По мнению Бориса Рожина, возможно, конфликт в Антраците стал следствием борьбы за контроль над подобным бизнесом