ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

САЙЛОН И АМАЗОНКА. Хобби кранового машиниста «Запорожстали»: роботы из фанеры. (Субботний фоторепортаж)

Posted by operkor на 7 марта, 2015

1

Сайлон, Амазонка и их создатель Дмитрий Баландин. Фото Дмитрия Шилина

Любимое занятие рабочего «Запорожстали» Дмитрия Баландина — мастерить «роботов» из… фанеры. Их у него уже двое.  Вначале появился двухметровый гигант — Сайлон. А теперь у него уже есть и «подруга» — Амазонка, изящная красавица модельной внешности и чуть большего, чем модельный, роста — 187 сантиметров.

Строго говоря, никакие они не роботы — скорее, скульптуры или даже куклы выше человеческого роста, у которых все человеческие движения могут повторяться, надо им только помочь. Руки, ноги, туловище, голова, шея — все вращается и поворачивается. Могут «мостик» сделать, могут на стул присесть, руки вскинуть в приветствии или пальцы сжать в кулаки. Сайлон — тот даже на колено может перед дамой припасть.

Роботами эти куклы-гиганты могут стать — но только в том случае, если начинить их всякими моторчиками, электроникой и источниками питания. Сделать это — не проблема, говорит Дмитрий Баландин. Проблема в том, что будет такое удовольствие стоить очень дорого. А вообще, друзья Дмитрия уже готовы для его «роботов» и программное обеспечение сделать и все остальное, что с электроникой и компьютерной техникой связано. Но он пока их этим не обременяет и не озадачивает.

2Практически все выходные и свободные от заводских смен часы отдыха Дмитрий посвящает любимому занятию — пилит, строгает, шлифует, прилаживает, подгоняет, переделывает. Основной строительный материал — фанера, «четверка» и «десятка», это ее толщина в миллиметрах. Еще нужны некоторые металлические детали — шпильки и болты всякие. Из них для кукол делаются «суставы» — чтобы они могли руками, ногами и пальцами шевелить. Так «под фанеру» и тихую музыку проходят часы счастливейшего уединения мастера. Для него это настоящий отдых.

Работает Дмитрий Баландин крановым машинистом в мартеновском цехе «Запорожстали». Работа нелегкая и жаркая — загружать сырьем мартеновские печи. С чем ее можно сравнить? С работой водителя-дальнобойщика, сказал Дмитрий. Всю смену ты и «за рулем», и в повышенном внимании.

3А фанера под музыку (не путать с музыкой «под фанеру») очень хорошо успокаивает. Материал податливый, деревом пахнет — березой. Надо только в комнате палас свернуть, чтобы опилки на линолеум сыпались. Потом он их, конечно, подметет и пол вымоет, чтобы нигде ни пылинки. Жена, опять же, будет довольна — чуть ли не каждый день в квартире влажная уборка. А вообще, она увлечение мужа очень поддерживает и его к дальнейшему творчеству поощряет.

Не знаю, насколько можно «отдыхать» за таким занятием, но терпение тут, как я понял, надо иметь адское. Или ангельское. Первую свою модель, рассказывал Дмитрий, он сделал за полгода. Я еще удивился — не так и долго. Но он уточнил — это если все выходные и часы после работы, отданные этому творчеству, сложить, то чистого времени получится полгода.

А сколько же терпения надо! Сайлон состоит из 500 деталек — каждую надо было выпилить, отшлифовать и, главное, подогнать к общей конструкции. Дмитрию это удалось. А уже следующую модель, Амазонку, он сделал из 1000 деталей — женщина ведь! Тут более тонкая работа нужна — больше деталей, больше изящества. Получилось!

Теперь для завершения создания «семейки» нужен отпрыск Сайлона и Амазонки — над его созданием мастер уже работает, мальчонка будет ростом где-то метр двадцать.

— А какие ваши творческие планы? — излюбленный вопрос мэтрам начинающих журналистов. И я от него не удержался — это же интересно!

Планов — громадьё. Время бы на все это только найти. Дальше последует коллекция фауны. Например, лошадь — конь! — в натуральную величину. Или удав — шестигранником его мощное извивающееся тело мастеру видится. А потом пойдут насекомые — например, увеличенный гигантский паук. Или стрекоза, присевшая отдохнуть. Метровых размеров будут эти экземпляры из раздела энтомологии.

4561012914— Дмитрий, ваше творчество уникально. Но художник должен продавать свои творения. Есть ли на них спрос?

— Есть интерес — спрашивают. Но спросом — в смысле, чтобы купили — пока этот интерес не заканчивался.

— А вы знаете, в Васильевке в «Замке Попова» бывший директор этой усадьбы-музея показывал мне как-то макет замка в его первозданном виде. Он тоже сделал его из фанеры, бумаги, дерева — очень красиво! Так вот этот макет американцы хотели купить у него за пять или семь тысяч долларов. Но директор отказался его продать — пусть стоит в музее. Это я к тому, что ваше творчество, может, и на любителя — но стоит оно во всяком случае недёшево. Имейте это в виду.

— Да буду иметь! Но уже сейчас, еще не было покупателей, и Сайлона, и Амазонку мне жалко будет продавать — это же мои выстраданные шедевры. В крайнем случае, если объявятся покупатели, я им могу сделать точно таких же, копии. Им без разницы — а для меня эти, первые, уже как родные. Вспомнить только эпизод, когда Сайлон, стоявший у нас в прихожей, грохнулся на пол среди ночи. Дерево, фанера — дышит, вбирая в себя влагу, или, наоборот, подсыхая. Вот гайки в «суставах» Сайлона и ослабли — и он упал.

После того ночного переполоха я до утра работал с Сайлоном — «закручивал гайки»!

— Дмитрий, вы так азартно рассказывали мне о своем увлечении, что я подумал — а не лишней ли обузой для вас является основная работа, на «Запорожстали»? Бросить всё — и… здравствуй, свобода творчества!

16— Нет, ну я же не на столько «сумасшедший художник», витающий в облаках. Я работал крановым машинистом на алюминиевом комбинате, пока его не закрыли. И в 2011 году пришел на «Запорожсталь» в мартеновский цех. Тут почувствовал — и стабильность, и уверенность, и то, что работа есть и она достойно оплачивается.

Мое увлечение — это, конечно, как говорят, одна, но пламенная страсть. Но я и в небесах не витаю. Сейчас мне 40, уже есть 11 лет «горячего стажа» — это значит, что в 50 могу уйти на пенсию. Может, тогда и разверну еще более бурную деятельность — как вы сказали? — механика, скульптора или ювелира-умельца Карла Фаберже?

В общем, еще десятилетка — у меня впереди. На «Запорожстали», в мартеновском. И дома — под музыку и под фанеру.

Дмитрий ШИЛИН, фото автора

Запорожье

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: