ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

ДВЕ «ПЯТЕРКИ» «ГОРБАТОГО». У легендарного «Запорожца» сегодня, можно сказать, неофициальный юбилей

Posted by operkor на 18 июля, 2015

1Почему  именно  с  этого  дня  начинается   отсчет  прожитых  им  лет?  Да  потому,  что  именно  18  июля  1960   года  Генеральный  Секретарь  ЦК КПСС  Н.С.  Хрущев  дал  свое  благословение  на  жизнь  этому  отечественному  автомобилю.  Хотя  идея  эта  появилась  раньше  и  в  1957  году  уже  был  по  сути  готов  первый  опытный  образец.  Но  Никите  Сергеевичу  тот  образец  не  понравился.  Он  назвал  его   «консервной  банкой».  Стали  активно  работать  над  совершенствованием  модели.  И  к  началу  1960  года  такая  модель  была  готова.  Она  получила  название   «ЗАЗ-965».

Начались  ее  дорожные  испытания.  И  главным  ее  испытателем  на  дорогах  был  наш  земляк,  запорожец  Иван  Павлович  Кошкин.   Именно  он  рассказывал  мне  подробности  о  том,  как  испытывали  эту  машину,  какую  она  получила  оценку  высшего  руководителя  страны  Хрущева,  в  чем  ее  достоинства  и  недостатки.

2.И.П. Кошкин

Иван  Павлович  Кошкин  по  всем  меркам  человек  легендарный.  Он – мастер  спорта  СССР  по  ралли,  трижды  чемпион  Украины,  заслуженный  автомобилист  Украины.  За  38  лет  работы  на  «АвтоЗАЗе»,  испытывая  «Запорожец»  и  «Таврию»,  он  намотал  столько  километров  по  дорогам  Союза (  Средняя  Азия,  Памир,  Дальний  Восток,  Север  и  т.д.),  сколько  не  наездят  за  свою  трудовую  жизнь  сотни  обычных  водителей.

 Так  вот  этот  самый  Иван  Павлович  показывал  горбатого  «Запорожца»   в  работе  на  территории  Московского  Кремля  самому  Никите  Хрущеву.  И  происходило  это  18  июля  1960  года.  Никита  Сергеевич,  по  словам  Ивана  Павловича,   остался  доволен  на  этот  раз  машиной.  Назвал  ее  хорошим  подарком  трудящимся.   И  основания  для  этого  были.  Малолитражный  автомобиль  «Запорожец»  оказался  на  редкость  удачным  и  жизнеспособным,  сумевшим  в  короткий  срок  завоевать  симпатии  сотен  тысяч   автолюбителей – проходимый,  легкий  и  вполне  доступный  для  населения.  Не  случайно  же  его  сразу  окрестили  народным  автомобилем.

Первый  серийный  «Запорожец»  сошел  с  конвейера  завода  «Коммунар»    первого  октября  1960  года.  А  в  продажу  первая  партия  «ЗАЗ-965»  поступила  22  ноября  все  того  же  1960  года.

До  денежной  реформы  1961  года  «Запорожец»   стоил  18000  тысяч  рублей.  После  реформы  его  цена  уже соответственно составляла  1800  рублей.  Это  примерно  в  два  раза  дешевле  «Москвича». В  те  годы  расхожей  была  шутка,  что  «Запорожец»  стоит  тысячу  бутылок  водки. И  шутка  эта  вполне  соответствовала  правде,  поскольку  чекушка  водки  действительно  стоила  тогда  один  рубль  восемьдесят  копеек.

Базовая  модель  «Запорожца» — «ЗАЗ-965»  производилась  с  1960  по  1963  год.  А  следующая за  ней – «ЗАЗ-965А» — с  1962 по  1969  год.  Последний  горбатый  «Запорожец»  сошел  с  конвейера  19  сентября  2008  года.   Всего  было  три  модели: «Запорожец» —   «ЗАЗ-965»;  «ЗАЗ-965А»  и  «ЗАЗ-968».

С  1960  по  1994  год  было  собрано  3422444  «Запорожцев».

Эпопея  «Запорожца»  закончилась.  За  это  время  он  побывал  на  всех  континентах  планеты,  рекламируя  своим  названием    Запорожский  край.  Он  навсегда  останется  в  истории  отечественного  автомобилестроения.  Тем  более,  что  сегодня  отечественное  автомобилестроение  находится  в  глухом  застое.  Нет  у  нас  сегодня  своего  украинского  автомобиля.  И,  наверное,  не  скоро  еще  будет.

3C  момента  остановки  производства  «ЗАЗ-965»  прошло  уже  более  сорока  лет. Неудивительно,  что  встретить  этот  автомобиль  на  дорогах  сейчас  практически  невозможно – из  транспортного  средства  он  превратился  в  забаву  или  объект  коллекционирования.  Зато  он  часто  появляется  на  всевозможных  выставках,  причем,  в  таком  виде,  что  иногда  сразу  не  узнать  в  нем  того  самого  «Запорожца».  Но  и  в любом  теперешнем  облике  «ЗАЗ-965»  остается  в  истории  автомобилестроения,  как  яркий  представитель  отечественной  инженерной  мысли.

Интересен  он  и  как  раритет.  Особенно  в  Европе  и  в  Америке.  Там  спрос  на  «горбатого»  и  сегодня  достаточно  высок.

Николай  Зубашенко

ПРИМЕЧАНИЕ

К сожалению, на сегодняшний день Запорожский автомобильный завод не производит ни одной отечественной модели, являющейся собственной разработкой конструкторов предприятия. Последним украинским автомобилем был ЗАЗ «Славута», который заменен на конвейере китайским Chery A13, продающимся в Украине под именем ZAZ Forza. Также завод производит ZAZ Lanos и ZAZ Vida, являющиеся локализованными моделями Daewoo Lanos и Chevrolet Aveo.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: