Среди исторических деятелей Запорожского края заметно выделяется фигура последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Ивановича Калнышевского. Не все стороны его биографии достаточно изучены, есть в них «белые пятна», противоречия, Не все историки однозначно оценивают его деятельность. На этот счет имеются разные мнения. Но все историки сходятся в том, что Калнышевский — личность яркая, цельная, разноплановая. Единодушны они и в оценке его больших заслуг как военного и политического деятеля, как дипломата и как организатора освоения земель Нижнего Приднепровья.
Большинство исследователей считает, что П. Калнышевский родился на св. Петра, 20 июня 1690 года. А это означает, что в этом году ему исполняется 325 лет. Юбилей и довольно солидный. Документы впервые вспоминают о нем как о военном есауле в 1750 г. В мае 1755 г. П. Калнышевский в составе депутации Войска Запорожского был командирован в Петербург. Посланцы добивались отмены пошлины на товары, которые ввозились в Запорожье, а также увеличения годовой платы Войску Запорожскому. Пребывание депутации в Петербурге продолжалось более года. Каждый из затронутых вопросов вызывал длительную бюрократическую волокиту и бесконечную переписку.
В 1757 г. П. Калнышевский вторично занял должность есаула, а в 1758 году его выбирают военным судьей. Кошевым атаманом впервые он стал в 1762 г. в возрасте 72 лет и находился на этом посту менее года. В 1765 г. П. Калнышевский вновь избран кошевым и оставался им до уничтожения Запорожской Сечи в 1775 году, то есть, 240 лет назад. Тоже юбилей, выходит.
В свое время Калнышевский содействовал развитию на Запорожье земледелия и скотоводства. Благодаря его руководству и ведению хозяйства Юг современной Украины превратился в автономный политический и экономический организм. Кошевой Петр Калнышевский стал одним из самых зажиточных людей на Украине – владельцем многочисленных хуторов, пахотных полей и пастбищ, 16 тысяч голов скота. Петро Калнышевский прослыл и как меценат-благодетель. Собственными средствами он построил церкви в Ромнах, Петриковке, казацком Межгорском монастыре под Киевом. Храму своего родного села атаман подарил ценное «Евангелие» стоимостью 600 руб. золотом
Во время российско-турецкой войны 1768–1774 гг. Петр Калнышевский зарекомендовал себя талантливым вожаком казачества. В 1773 г. атаману присвоено российское военное звание «генерал-лейтенант».
Российское правительство старалось максимально использовать запорожских казаков в военных действиях против Турции, в частности, в войне 1768-1774 гг. Кошевой атаман, которому в 1768 г., на начало войны, было 78 лет, а на ее окончание — 84 года, показал себя талантливым полководцем.
5 января 1771 г. Екатерина II издала указ, которым «за отличные в прошлую и нынешнюю кампании отлично-храбрые противу неприятеля поступки и особливое к службе усердие» пожаловала П.Калнышевскому золотую медаль, украшенную бриллиантами, с собственным портретом. Эту медаль следовало носить на шее на Андреевской ленте. Еще 16 запорожских старшин получили золотые медали стоимостью 30 червонцев без бриллиантов.
Во время войны с Турцией украинские казаки настолько прославились своим мужеством и воинской доблестью, что многие из российских офицеров и сановников считали за честь записаться в один из 38 казацких куреней. Первым записались граф Панин и князь Прозоровский, впоследствии — астроном Эйлер, в 1772 г. — Фаворит императрицы генерал-поручик Потемкин. Согласно древнему казацкому обычаю его назвали новым прозвищем — Грицько Нечеса (за большой лохматый белый парик).
Хотя запорожцы исправно несли сторожевую службу и активно участвовали на стороне России в войнах с Турцией, российское правительство подозрительно относилось к ним, считая потенциальными мятежниками. При Петре Первом запорожцы поддержали восстание К. Булавина, потом – гетмана Ивана Мазепу. Когда в 1773 г. вспыхнуло восстание Пугачева, запорожцы охотно его поддержали и собирались уже идти на Москву. После этого императрица решила, что с приднепровской казацкой республикой нужно расправиться как можно скорее.
Однако Запорожье во главе с Петром Калнышевским было необходимо, пока существовала угроза со стороны Крымского ханства. После подписания в 1774 г. мирного соглашения с Турцией потребность в казацкой защите южных границ от татарских набегов отпала: крымский хан принял российское подданство. Следовательно судьбу Сечи решила ее конфронтация с генерал-губернатором вновь созданной Новороссийской губернии – князем Потемкиным. По приказу Екатерины II последнему поручалось уничтожить Сечь.
Для ликвидации Запорожской Сечи были использованы войска под командованием генерала Текели общей численностью более 100 тыс. человек, возвращавшихся с русско-турецкой войны. Царские войска быстро заняли Запорожье, в определенной степени благодаря внезапному нападению, а также малочисленной силе сечевой залоги. Большинство казаков в то время разошлись по домам или отправились на промыслы. Да и сам кошевой П. Калнышевский не хотел пролития казацкой крови, сдерживал запорожцев, не позволил открыть пушкарню, где хранились пушки, порох, пули и другое оружие.
После уничтожения Сечи Петра Калнышевского доставили в Петербург. Военная коллегия признала его виновным в неповиновении правительству. Историки считают, что причиной гнева Екатерины II стали планы кошевого атамана учредить с верной ему старшиной и казаками новую Сечь за пределами Российской империи.
По приговору Военной коллегии Петр Калнышевский был осужден на пожизненное заключение в Соловецком монастыре – там из XVI ст. существовала тюрьма для особенно опасных преступников. Последний кошевой атаман запорожцев Петр Калнышевский 25 лет провел в заключении, лишенный права переписки и общения, – российское правительство считало его человеком опасным для империи.
Однако, учитывая военные заслуги Петра Калнышевского, на содержание и питание почетного пленника правительство ежегодно выделяло достаточно большие средства. Императрица надеялась, что последний атаман Войска Запорожского покается, ведь ему на то время уже исполнилось 85 лет. Надеялся на это и Потемкин и периодически интересовался у Синода: живой еще атаман ли? Но Петр Калнышевский пережил и «светлого князя», и «императрицу Всея Руси». За 25 лет пребывания на Соловках он ни разу не обратился ни к Екатерине, ни к ее наследникам.
В 1801 г. внук Екатерины приказал освободить Петра Калнышевского и предоставил ему право выбора места обитания. Однако кошевой не пожелал оставлять Соловецкий монастырь через свой почтенный возраст (ему исполнилось 110 лет) и слабое здоровье – он ослеп, однако был при ясном уме. Ознакомившись с приказом императора, Петро Калнышевский написал ответ архангельскому губернатору: не без иронии поблагодарив за освобождение, попросил разрешения дожить в обители, к которой за 25 лет успел привыкнуть.
Петр Калнышевский прожил в монастыре еще два года, умер в 1803 г. и был похоронен рядом с Преображенским собором. Могила славного атамана, сильного духом и телом, не сохранилась: в 1930-х годах в Половецком монастыре опять появилась тюрьма – уже для врагов советской власти, и на месте монастырского кладбища были разбиты огороды, которые обрабатывали политзаключенные. От захоронения Петра Калнышевского осталась лишь каменная могильная плита.
Запорожцы свято хранят память о выдающемся своем земляке. В экспозиции музея истории Запорожского казачества на острове Хортица есть экспонаты, рассказывающие о его жизни и деятельности, о его заслугах перед Запорожским краем и Украиной в целом. В Запорожье есть улица его имени. Об этом же свидетельствует и то, что последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский канонизирован Святейшим Синодом Украинской Православной Церкви и причислен к лику местночтимых святых Запорожской епархии. Такой чести удостаиваются немногие.
Подготовил по материалам интернета Николай Зубашенко.
***
Автор идеи проекта — народный депутат Украины, президент АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев