ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

Шмотки «испортили» инфляцию

Posted by operkor на 29 октября, 2015

 Ðîññèè ñíîâà îòìå÷åí ðåçêèé ðîñò öåí íà õëåáЗа что я люблю нашу власть, так это за умение любую тему превращать в анекдот. Возьмем, к примеру, инфляцию. Нацбанк объясняет ее сентябрьский рост сезонным увеличением цен на одежду и обувь. И не важно, что, по данным торговых сетей, украинцы все меньше тратят на обновки, тем более импортные, привязанные к курсу доллара, выбирая между отечественными производителями и секонд-хендом, в инфляции все равно виноваты именно шмотки. Ну, еще немного продукты питания и коммунальные услуги, тоже «сезонно» подорожавшие. В общем, типичный набор выживания среднестатистического бедняка. Все остальное не виновато, ибо мы его просто не покупаем.

Как сообщили в пресс-службе НБУ, именно рост цен на одежду и обувь в сентябре на 18,3%, связанный с «отображением влияния девальвации гривны с начала года» на указанные товары, привел к росту инфляции. При этом такие «мелочи», как повышение с 1 сентября тарифов на электроэнергию на 24,9%, подорожание образовательных услуг с нового учебного года на 7-12% и перманентный рост цен на продукты, существенными в Нацбанке не посчитали.

Наоборот, обрадовались, что в сентябре все еще сохранились относительно низкие цены на овощи и фрукты. Что не удивительно – в 2015 году Украина испытывает типичный для европейских фермеров кризис перепроизводства. Рынок России закрылся, на рынок Евросоюза нас не пустили. Крым мы блокировали. Куда девать урожай? Выход один – слопать самим.

Правда, в следующем году так уже не будет: натерпевшиеся убытков фермеры приступили к последней стадии «замораживания производства» – вырезу крупного рогатого скота, уменьшению поголовья кур, закрытию нерентабельных теплиц. Поэтому повышение цен на курятину и яйца, мясо и молочные продукты – это то, что «порадует» нас в ближайшее время.

Так, как пишет «Сегодня», в Институте аграрной экономики прогнозируют до конца года подорожание молока на 5-10%, рост цен на мясо – на 10-15%. Сильнее всего, по мнению специалистов этого института, подорожает говядина, менее всего – мясо птицы.

Кроме того, Кабмин в сентябре ввел «свободные» цены на некоторые продукты – молочную продукцию, мясо, кукурузу, сухое молоко, сливочное масло, ячмень и др. Так что в ближайшее время следует ожидать новых ценников в магазинах.

В целом, по расчетам Всемирного банка и МВФ, к концу года мы достигнем 50%-й инфляции, в 2016 году рост цен продолжится и добавит еще 23,4%. На очереди самый важный «шок» – получение новых платежек на отопление с прибавкой цены на 72%, а также рост абонентской платы на квартирные телефоны на 17,5%.

В качестве предвыборной анестезии населению в октябре выдадут «сентябрьскую доплату», названную повышением соцстандартов на 13,1%, что, к слову, в шесть раз меньше инфляции за последние полтора года (с момента девальвации гривны). Но будет ли власть щедрой далее – вопрос. МВФ денег не дает: предоставление ноябрьского транша, как уже объявили, откладывается. А тот запас в почти 47 млрд. грн., который благодаря инфляции был накоплен на счетах в казначействе, очень быстро испарится – на упомянутые доплаты и субсидии. Причем, если сейчас еще не все потянулись за дотациями на коммуналку, то после квитанций на отопление побегут даже те, кто все это время платил сам.

И это не удивительно, ибо, по подсчетам журналистов одесского «Третьего цифрового телеканала», уже к концу года средней зарплаты украинца не будет хватать даже на трехразовое питание. Честно говоря, я с большой иронией отношусь ко всяким «статистическим приколам» типа «индекса БигМака», хотя бывший глава НБУ Владимир Стельмах всерьез обосновывал вес гривны с помощью именно такого индекса, но одесситам подобные расчеты позволительны. Одесса есть Одесса.

Адаптировав западные статистические технологии под наши реалии, ребята с «Третьего цифрового» решили подсчитать затраты посредством цены шаурмы, начиная с февраля 2015 года. Мотивировали они это тем, что «шаурма – это не какой-нибудь бублик или империалистический БигМак, а полноценный обед, который помещается в одной руке, а также слепок народного хозяйства в одном флаконе. Здесь есть хлеб, мясо, овощи, специи и майонез. Идеальная продуктовая корзина. Все продукты выросли в цене по-разному, но в целом цена шаурмы выросла на треть, отражая инфляцию в 29,7%».

Дальше одесские журналисты и вовсе пошли путем элементарной математики и сделали весьма оригинальные выводы. «По данным украинской статистики, средняя зарплата в Украине составляет 3250 гривен. По старым ценам украинец мог съесть 147,7 шаурмы в месяц или 5 штук в день. По новым ценам – 101,5 шаурмы, то есть чуть более трех штук в день, что позволяет полноценно питаться три раза в день.

Согласно пессимистическому прогнозу правительства, уровень инфляции в 2015 году составит 42,8%. Шаурма будет стоить 42 гривны. Это 77,3 шаурмы в месяц или 2,5 шаурмы в день. Таким образом, если худшие прогнозы правительства сбудутся, то к концу года средний украинец сможет питаться два с половиной раза в день, конечно, если перестанет покупать одежду и платить за коммунальные услуги», – констатируют журналисты.

Конечно, над их суждениями можно и посмеяться, но то, что проиллюстрировано с помощью шаурмы, подтверждается более глобальными маркетинговыми исследованиями: практически во всех сегментах розничного рынка, за исключением самых дешевых и незаменимых товаров/продуктов, наблюдается снижение так называемого вынужденного спроса.

Скажем, автомобилист не может без топлива, большая часть семей – без хлеба. На качестве бензина не экономят (себе дороже, машину жалко), поэтому просто реже ездят. В итоге продажи бензина упали на 25%. Хотя в объеме реализованного продолжают преобладать моторные марки А-95 и А-92.

А вот на хлебе, в отличие от бензина, экономят по качественному признаку. Меньше покупают дорогих сортов и багетов. Чаще берут так называемые социальные сорта: дешево и сердито.

То же самое касается и одежды с обувью, с которых мы начинали повествование. Во всех розничных сетях наблюдается одинаковая тенденция: увеличивается доля отечественного товара класса «ширпотреб»; китайский импорт тоже есть, но из старых запасов, пополнять которые из-за украино-российских санкций и проблем с логистикой становится все труднее. Еще кое-как удерживаются на рынке сетевые бренды – они активно используют ценовые акции для привлечения покупателей, но постепенно сокращают количество магазинов и персонал.

Начнем с того, что средний чек покупок наших сограждан стал значительно скромнее, нежели полтора года назад. Как заверяют в администрации одной из торговых сетей, спад доходов спровоцировал значительное уменьшение объемов покупок, которые люди делали впрок. Импорт хорошей качественной западной продукции свелся к «ручным партиям». Другими словами, если раньше склады заполняли итальянской обувью под завязку, то сейчас привозят «каждой твари по паре». А главный удар направлен на то, чтобы продать запасы, оставшиеся на складах с прошлых сезонов.

Несмотря на такой вынужденный «винтаж», обувь и одежда, как мы уже сказали, подорожала по статистике на 18,3%. Как пишут в «Сегодня», по данным директора по маркетингу шопинг-клуба LeBoutique Юлии Шиловой, размер среднего чека за сентябрь составил 836 грн., это на 115 грн. больше, чем в августе.

Украинцы перестали покупать одежду впрок. Об этом сообщила директор по маркетингу шопинг-клуба LeBoutique Юлия Шилова. По ее словам, в сентябре покупатели были очень активными, особенно по сравнению с летними месяцами. «Известиям в Украине» Шилова добавила, что украинцы совсем перестали покупать впрок товары, даже с большой скидкой – на так называемых ликвидационных распродажах. А весь спрос сосредоточен опять-таки в сегменте вынужденных покупок.

«В первой половине месяца продолжалась подготовка к школе, поэтому активно покупали одежду, обувь, канцтовары, рюкзаки, верхнюю одежду и спортивную форму для детей. Со второй половины месяца началась повальная подготовка к зиме, даже несмотря на теплую погоду», – рассказывает Юлия Шилова.

Понятно, что родители, даже если им приходится туго, не отправят любимое чадо в школу босым и раздетым. Но на этом возможности семей исчерпываются. И они не обращают внимания даже на распродажи.

Швейникам приходится изыскивать неординарные способы, чтобы удешевить ассортимент. СМИ пишут, что многие отечественные бренды перешли на пошив своей продукции в Украине. Ранее почти все виды одежды заказывались на китайских фабриках. Чтобы снизить себестоимость, фабрики перешли на «бригадный» метод подбора персонала. Например, приглашается только то количество швей и продавцов, которое необходимо на данный день недели. По мнению участников рынка, такой подход обеспечивает экономию на заработной плате в размере 15%. Но влияет на качество как товаров, так и продаж.

К тому же в нашей стране элементарно нет предприятий, которые могут развернуть масштабное швейное производство с современным оборудованием, способным производить десятки тысяч единиц продукции по невысоким ценам. Практически не заполнен украинскими производителями сегмент парфюмерии и косметики нормального качества и обуви, которую можно носить, не мучая ноги.

Безденежье нивелирует и патриотизм, который повышал спрос на товары с национальной и народной символикой. То есть вышиванками и «гербовыми» чехлами для телефонов «уже наелись». Теперь все большей популярностью пользуется одежда из секонд-хендов и стоков и техника из ломбардов.

Кстати, ломбарды и ростовщичество – один из немногих сегментов, который вырос в условиях кризиса. Причем наблюдается прямая зависимость: перед всплеском сентябрьских «школьных продаж» резко увеличилось число сдаваемых в ломбард вещей. При этом рост объемов сдаваемой валюты не отмечен. Что еще раз подтверждает печальную истину: у народа закончились даже валютные заначки, в ход пошло семейное золотишко.

Само собой разумеется, что и автомобилей украинцы в 2015 году купили в разы меньше. Официально продажи упали на 60%, но с учетом того, что часть машин приобреталась для армии и органов власти, реальное падение в потребительском сегменте намного больше. Из последних статистических маяков – за последнее время в Киеве купили только два «Rolls-Royce»: люди, которые ездят на таких машинах, в обедневшей и поскучневшей (в плане культурной жизни) Украине больше не живут.

Галина Акимова

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: