ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

Савва Бондарчук из запорожского села Марьевка создает колхоз. И сам хочет быть председателем

Posted by operkor на 30 декабря, 2015

Digital StillCameraЧеловек он по-своему необычный, в чем-то даже не такой, как все. Ему уже под 80, а поток идей, которые приходят ему в голову, не иссякает. Как он утверждает, в этом ему помогают вещие сны. Не просто сны, а Божьи откровения, как он говорит. Правда, большинство таких идей не имеют под собой обоснованных финансовых расчетов, отдают наивностью. Хотя сами по себе они неплохие, созидательного характера. Так что скорее он не реалист, а мечтатель, марьевский Дон Кихот.

Помню, несколько лет назад он загорелся идеей построить церковь. Не получилось. Потом увлекся фермерством, настойчиво добивался от властей, чтобы ему выделили землю в аренду, собирался удивить односельчан высокими урожаями. Землю ему дали, а вот с высокими урожаями не вышло, потому что для этого у него нет базы соответствующей.

Но на этом марьевский Дон Кихот останавливаться не собирается. Теперь он одержим уже новой идеей – создать в Марьевке колхоз и, таким образом, вывести село из той экономической ямы, в которой оно, как и все сельское хозяйство страны, оказалось сегодня. Как это можно сделать, по его мнению, Савва Бондарчук рассказывает в беседе с корреспондентом «Украинских ведомостей».

— Савва Васильевич, вы всерьез верите, что колхоз избавит сельчан от бедности, в которой они сегодня пребывают?

— Я убежден в этом. Вспомните лучшие колхозы советского периода. Там хозяевами земли были коллективы колхозников. Они сами решали, что им лучше сеять, чем заниматься, что строить, на что тратить полученную прибыль и т.д. И, как результат, в селе ежегодно появлялось что-то новое, село менялось к лучшему. А теперь?!  За 20 лет в Марьевке  ничего нового не появилось. Село потихоньку разрушается, вымирает.

— Ну, в Марьевке же, я знаю, есть газ, водопровод, Дом культуры. То есть, элементы современной цивилизации. А вы говорите…

— Да, действительно газ в селе есть, но не во всех домах. Водопровод тоже есть старенький, разрушающийся. Есть и Дом культуры. Но все это появилось еще в советские годы, когда был колхоз.

-Теперь у каждого жителя села есть своя земля, свой пай. Есть местная власть, которая должна вдохновлять людей на добрые дела в интересах села. Так почему же за четверть века никаких позитивных подвижек в этом направлении? Работать разучились? Вот вы на ваших 15 гектарах много прибыли получаете?

— У нас в селе есть несколько фермеров, которым сельчане сдают свои паи в аренду. Я свою землю тоже сдаю в аренду, потому что у меня нет необходимой техники, нет средств для ее полноценной обработки. Так что большинство сельчан-пайщиков никакой прибыли от своей земли не получают. Прибыль есть у фермеров, а как они распоряжаются ею, это надо спросить у них, перед нами они не отчитываются. Это же не коллективная, а частная собственность выходит.

— Ну, а пайщикам на их пай что приходится?

— По две тонны зерна и по 200 килограммов семечек. И все.

— Не густо. Но ведь и в колхозе ничего само собой не падает с неба. Требуются продуманные экономические расчеты, чтобы оживить экономику. Как вы все это себе представляете? Есть какие-то соображения на этот счет?

— Года два-три в голову мне пришла хорошая мысль. И я стал на нее опираться. Значит, так: Господь дал людям землю, воду и другие природные ресурсы бесплатно. Я называю это божественной экономикой.

— Дело в том, что когда Бог создавал землю, воду и другие природные ресурсы, не было государства. И все люди пользовались этими благами бесплатно. А теперь все это государственное. Так что при создании колхоза вам в любом случае придется иметь дело с государством, а не с Богом. И за все надо будет платить. Так что, уважаемый Савва Васильевич, на Бога надейся, а сам не плошай. То есть, засучив рукава трудись, трудись и трудись.

— Я это понимаю. И скажу, что сельчане умеют трудиться. Но дело в том, что их труд не всегда отличается высокой продуктивностью. А все потому, что не используются в полной мере имеющиеся возможности. По разным причинам, в том числе и потому, что люди просто недостаточно знакомы с выводами агрономической науки или просто не считаются с этими выводами. Приведу такой пример.

— И что это за выводы? И как их проверить?

— Вот смотрите, я все уже посчитал. Оказывается, одно брошенное в землю зерно, может давать 16-23 колоска. По науке. Что интересно, наши твердолобые агрономы этого не знают. Я с кем не разговаривал, кто отвечает – один колосок, кто говорит — шесть. А есть же литература по растениеводству и там все ясно. Написано там и о том, что каждый из 23 колосков может давать от 43 до 58 зерен. То есть, одно зерно может давать горсть зерна. Разве это не резерв для того, чтобы стремиться работать с землей по-научному и получать высокие урожаи? В колхозе коллективными усилиями эту задачу можно решать.

— Это, по-моему, голая теория страшно далекая от практики. Вы же помните, Хрущев обещал нам построить в стране коммунизм, создать изобилие всех благ. Ну, и где эти обещания?

— Да, это теория, а на практике можно получать еще большие урожаи зерновых. В мире такие примеры есть.

— Мы же живем в зоне рискованного земледелия. Случись засуха и все пропало, ваш колхоз окажется на мели.

— Ну, это редкий случай.

— Мы говорим с вами о колхозе, как уже о состоявшемся факте. Но ведь его надо будет еще организовать, убедить людей в необходимости его создания. Как вы собираетесь это делать?

— Первым делом разрекламируем эту идею по телевидению, по радио. Обратимся к депутатам всех уровней, призовем их принять участие в собрании жителей нашего села с этой повесткой дня. Я объясню людям, что такое божественная экономика. Собственно, что такое колхоз, многие знают еще по советскому периоду. Уже в то время у нас в стране был самый дешевый хлеб в мире.

— Откуда вы взяли. Лично я слышу это впервые.

— А я знаю из печати, что в 9о-е годы самолетом возили наш «бородинский» хлеб в Америку и продавали его там по 5-6 долларов за буханку. А у нас он стоил 20 копеек.

-Что конкретно вы предложите своим землякам на собрании, кроме идеи божественной экономики, которую вряд ли кто всерьез воспримет?

— Ну, когда люди согласятся, проголосуют за восстановление колхоза, мы начнем его поднимать. Для этого построим пекарню. Зерно-то бесплатное. Пробуриваем скважину, делаем вышку. И вода подается. Трубы купим. Зерно продали — новые трубы купили. Дальше. Трубы заменили – по всему селу пустили воду. Купили свой автобус, построили колбасный цех и т.д.

— А что делать с фермерами? Они-то в колхоз наверняка не пойдут…

— А с фермерами так. Чтобы пай у тебя не забрали на колхоз, за трубы, за подачу воды — плати. Не даешь – подаем в суд. Я был в администрации нашей, говорю, как вы считаете, Сергей Васильевич, колхоз можно восстановить? А он говорит, фермеры же частники, с колхозом они не будут иметь дело.

— Может, он прав?

— А какие они частники? Они арендаторы. Они не частники. Они берут паи в аренду, но это не их собственность. Если разобраться, я имею право требовать, чтобы он на моем пае ухаживал как следует за землей. Те гербициды, которые они применяют, на мне же отражаются.

— А к Президенту, Верховной Раде не обращались с этой идеей? Может, там ею заинтересуются?

— Писал как-то еще Януковичу. На все, что я не пишу, отвечает администрация. Даже было сказано в ответе администрации, что мне надо ехать в Киев, записаться на прием. А кто там принимает меня? Может, депутата примут, а простого человека нет.

— Допустим, вам удалось организовать в Марьевке колхоз. А что дальше?

— И все. Колхоз будет, и люди будут жить лучше, чем они живут сейчас. Будут пользоваться результатами своего коллективного труда.

— А вы, Савва Васильевич, какую роль будете играть в этом колхозе?

— Председателем буду. Буду управлять.

— Возраст у вас уже не тот, чтобы председательствовать.

— Неважно, мое дело руководить. У нас же будет правление колхоза, не один же я буду решать. Будет правление колхоза, будет ревизионная комиссия. Как раньше в колхозе было.

— Фантазер вы, Савва Васильевич, неисправимый.

— Ой, вот увидите, наплюйте мне тогда в глаза, если у меня не получится с этим делом. Согласен, что фантазия. Но из жизни надо делать мечту, а из мечты – действительность.

— Ну, что ж, дай Бог, чтобы ваша мечта осуществилась. Может, и правда, в конце концов, сельчане получат то, чего они достойны, чего у них нет сейчас, к сожалению. Дай Бог.

Николай Зубашенко,

«Украинские ведомости»

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s