ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

Яресько ушла в трехлетние фантазии. И не вернулась

Posted by operkor на Март 1, 2016

1“Деловая столица” разбиралась, зачем Минфин, за последние годы не сумевший выдать ни одного достоверного макропрогноза, взялся за планирование бюджета на три года вперед. Министерство финансов начинает формировать проект государственного бюджета на 2017 г. и процесс трехлетнего бюджетирования. Об этом Минфин сообщил на своей официальной странице в Facebook со ссылкой на выступление министра Наталии Яресько в эфире телеканала ICTV.

“При составлении бюджета на 2017 год мы будем анализировать каждую статью расходов. Мы хотим, чтобы в этом году бюджетный процесс выглядел иначе, чем годом ранее”, — сообщила министр, фактически похваставшись тем, что правительство и ранее должно было делать по закону.

Например, Бюджетный кодекс обязывает правительство подавать в парламент прогноз госбюджета на последующие два года вместе с проектом главной финансовой сметы страны и в течение месяца после опубликования уже принятого закона о государственном бюджете уточнять свои прогнозы. Развивать систему среднесрочного бюджетного планирования Украина обязалась и в Соглашении об Ассоциации с ЕС.

Заявление министра финансов о якобы начавшемся формировании проекта госбюджета на 2017-й не выдерживает критики. Чтобы “анализировать каждую статью расходов”, хорошо бы для начала определиться с доходами, а для этого команда Яресько не обладает достаточным инструментарием.

Во-первых, еще не закончена работа над окончательной версией Налогового кодекса: не зная наверняка, каких и сколько налогов останется в стране, планировать поступления невозможно.

Во-вторых, наша экономика (и в первую очередь налоги по основным экспортным позициям и валютная выручка) слишком зависима от поведения непредсказуемых ныне мировых сырьевых рынков. Именно по этой причине, к слову, от трехлетнего к текущему бюджетному планированию перешла сейчас Россия.

В-третьих, правительство даже в более хорошие годы со своими макропрогнозами стабильно попадало в “молоко”. Поэтому даже текущий бюджет у нас уже давно превратился в филькину грамоту. Скажем, в прошлом году Кабмин принял около 70 решений о перераспределении расходов казны (и это без учета внесенных изменений в сам закон о госбюджете).

“Еще больше проблем возникает со среднесрочным бюджетным планированием, которое требует четкого формулирования целей и приоритетов государственной политики. У нас бюджетное и государственное планирование — два совершенно разных процесса. Программы, которые определяют направления социально-экономического развития страны, отдельные отраслевые программы принимаются без учета возможностей бюджета, а бюджет не учитывает приоритеты социально-экономической политики.

Так, например, правительство до сих пор не подало в парламент анонсированные законопроекты, которые бы регламентировали введение государственного стратегического планирования”, — рассказывает эксперт по вопросам финансовой политики Института общественно-экономических исследований Антонина Дешко.

Словом, заявляя о желании начать трехлетнее бюджетирование, Наталья Яресько снова ставит телегу впереди лошади. Очевидно, она и сама это прекрасно понимает. Зачем же тогда занимается откровенным очковтирательством? Ответ очевиден.

“На фоне провала выполнения почти всех главных “маяков” от МВФ Минфин пытается успокоить кредитора. Пункты о трехлетнем планировании бюджета, завершении налоговой реформы и последующем моратории на изменение фискальной системы совершенно точно будут содержаться в письме о намерениях, которое Минфин сейчас готовит для Фонда”, —  говорит заместитель директора Общественной организации “Публичный аудит” Андрей Вигиринский.

И лишь позитивный ответ на этот вопрос может открыть для Украины возможность дальнейшего кредитного сотрудничества.

Справедливости ради стоит сказать, что бюджетное планирование не только возможно, но было бы крайне полезно и сейчас.

“Главное — выбрать правильный принцип бюджетирования. Считать и распределять на те или иные расходные статьи нужно не конкретные суммы (с учетом положения мировой и национальной экономики сделать это невозможно), а процент от общих поступлений. Иными словами, необходимо зафиксировать структуру бюджета, что значительно облегчит в дальнейшем подготовку бюджетных законов и сделает смету более прогнозируемой”, — считает председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. Решится ли на такой шаг правительство — большой вопрос.

Стоит вспомнить, что перейти на пятилетнее бюджетное планирование предлагал еще в 2007 г. на то время и. о.  первого вице-премьера, министра финансов Николай Азаров.

“Стране как воздух необходимо трех-пятилетнее бюджетное планирование для того, чтобы не было шараханья. Сегодня мы считаем эту программу актуальной, завтра приходит новое правительство, считает задачу неактуальной и перенацеливает средства на другие проблемы”, — говорил он тогда. Именно по этой причине долгосрочное планирование и не сработало — каждая новая власть (а в нынешних условиях даже каждый новый расклад во власти) банально хочет переиначивать бюджетную кормушку под себя.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: