Хроники и Комментарии

Власть, расследования, сатира, фото

Николай Ильин: “Трудовой коллектив готов приватизировать Бердянский порт”

Posted by operkor на 13 июня, 2016

1На прошлой неделе министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что вопросы будущего морских портов будут решаться исключительно после обсуждения с представителями трудовых коллективов, общественности и органов власти.  Мы попросили поделиться своим видением ситуации директора ГП “Бердянский морской торговый порт” Николая Ильина.

— Николай Иванович, главным аргументом сторонников приватизации является неэффективный менеджмент и коррупция в госпортах.

— Действительно в частных стивидорных компаниях управленческие решения принимаются быстро, грузоотправителям работать с ними проще. Но я бы не стал утверждать, что в госпортах все так однозначно плохо. В каждом из портов — от Мариуполя до Рени — своя специфика. Например, в Одессе или Николаеве уже много лет работают частные компании. А есть порты, в которые частный инвестор не придет даже при продаже за символическую 1 гривню, при условии выполнения инвестиционных и социальных обязательств.

Как мне видится, проблема госпортов прежде всего в том, что государство само в последнее время поставило такие предприятия в неконкурентные условия с частными компаниями. Перечисление 75% прибыли в государственный бюджет фактически ставит на грань выживания государственные предприятия. Не имея возможности вкладывать прибыль в ремонт и модернизацию оборудования, то или иное предприятие обречено на постепенный упадок.

Правительство ищет инвесторов по всему миру, но не дает возможности госпредприятиям инвестировать собственные средства. Финпланы утверждаются к середине года, средства просто лежат на счетах или изымаются в бюджет. Только в портовой отрасли в последние годы можно было инвестировать в развитие дополнительно 3-4 млрд грн в год. В основном это ресурс Администрации морских портов.

В связи с этим мы наблюдаем безответственное отношение госструктур к выполнению своих обязательств. Между АМПУ и БМТП не один раз возникали конфликтные ситуации. Ярким примером служит решение извечной проблемы Бердянского порта — обмеление подходных каналов и акватории. В течение года представители АМПУ отчитывались о многомиллионных освоениях на дноуглубление. Однако, при проведении дноуглубительных работ в акватории без внимания осталась причальная линия. В результате уменьшилась осадка судов и не так давно одно из них даже село на мель. Проблемы с глубинами и во многих других портах.

— В феврале прошлый состав Кабмина при утверждении финлана порта “зарубил” проект строительства зернового терминала. Как это можно объяснить?

— Это еще одно подтверждение, что во многом положение в морских госпортах ухудшается искусственно. У нас в Бердянске перевалка зерна до сих пор осуществляется по устаревшим технологиям. Не вдаваясь в детали — это 1400 тонн в сутки. Мы хотим построить небольшой терминал с переработкой 700 тонн в час. Построить четыре “бочки” с единовременным хранением 32 тыс.т. Итого по году — около 1 млн тонн.

В этом году мы были готовы инвестировать в этот проект 112,8 млн.грн, а всего 142 млн.грн, но Кабмин не разрешил. Хотя финплан прошел согласование всех причастных ведомств, в том числе Минфина. Хотим предусмотреть в финплане следующего года 70 млн.грн на этот проект, но общая стоимость явно будет больше.

Конечно, проще изымать практически всю прибыль в бюджет. Но в нашем случае выгоды для правительства неочевидны. Строительство терминала позволило бы перенаправить на Бердянск значительный поток автотранспорта из Запорожской и прилегающих районов соседних областей. Сократятся расходы по сравнению с перевозками в порты Херсона, Николаева или Одессы. Но самое главное — это на 25-30 тысяч рейсов зерновозов меньше в те регионы — среди прочего и снижается нагрузка на мосты через Днепр. То есть сиюминутные выгоды для бюджета в конечном счете приведут к увеличению расходов “Укравтодора”.

— Вы говорите о проблемах, с которыми сталкиваются госпредприятия. Так может быть все-таки приватизация?

— Не буду говорить о всех портах, в каждом конкретном случае необходимы серьезная научная проработка этих проектов. Также нужно понимать к чему это приведет через 5-10-15 лет. И я считаю, что сверхприбыльные государственные предприятия в условиях экономической нестабильности не могут быть приватизированы.

В отношении Бердянского порта на сегодняшний день приватизация неактуальна. Мы эффективно работаем в рамках государственной формы собственности и готовы продолжать эту работу.

Но в случае если будет принято решение об обязательном разгосударствлении портов, то трудовой коллектив будет вынужден принять в этом участие. Как варианты — взять предприятие в аренду или в концессию. Либо принять участие в приватизации, выкупить предприятие и продолжать работать уже в статусе общественной компании также хорошо как сейчас и приносить максимальную пользу для государства, города и людей.

Но, в любом случае, это нельзя делать впопыхах. Украина пытается перенимать опыт грузинских реформ. Так вот в Грузии решение о приватизации порта Поти было принято в 2004 году, а приватизация состоялась в 2008-м. Это в условиях наличия политической воли и реальных реформ, а не их имитации.

http://www.ukrrudprom.ua

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: