ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

УУТОМЛЕНННЫЕ МЗДОЙ. Никита Михалков в центре хищений в «Российском авторском обществе»

Posted by operkor на Август 3, 2016

2В качестве подозреваемого по делу о мошенничестве в особо крупном размере задержан генеральный директор «Российского авторского общества» (РАО) Сергей Федотов. По данным следствия, Сергей Федотов нанес организации ущерб на сумму более 500 млн. рублей.  Полиция предъявила ему обвинение в мошенничестве в особо крупном размере.

Громкие проверки «Российского авторского общества»  и арест в конце июня её гендиректора  Сергея Федотова бросили тень и на президента Российского сообщества правообладателей (РПС) Никиту Михалкова. Мэтр отечественной кинематографии, впрочем, заявил, что не имеет к РАО «никакого отношения». «Преступная Россия» сопоставила факты, которые расходятся с утверждениями Никиты Михалкова.

Воспаление лёгких или воспаление хитрости? 

Обыски в РАО и возбуждение уголовного дела в отношении генерального директора Сергея Федотова совпали с 38-м Московским международным кинофестивалем (ММКФ),  президентом которого Никита Михалков является вот уже семнадцатый год. Все эти годы, начиная с 1999-го, Михалков бессменно, стоя в белом шатре, встречал и приветствовал гостей на церемонии открытия фестиваля.

1В этом году Никита Сергеевич впервые за 17 лет на открытии не появился, что, безусловно, показалось странным и гостям фестивалям, а журналисты в свою очередь начали искать причины этого загадочного отсутствия.

На фоне событий вокруг РАО начали распространяться слухи, что Михалков решил переждать проблемы, возникшие у его партнёра и друга Сергея Федотова, и, так сказать, отсидеться в тени. В СМИ появился комментарий от анонимного источника, связанного с организацией фестиваля, который намекал – причина того, что Михалков впервые за долгие годы «прогулял» церемонию торжественного открытия, связана с лихим поворотом в жизни его давнего партнёра, соратника и друга, бизнесмена Сергея Федотова – задержание, обвинение в мошенничестве, уголовное дело, арест. Некоторые эксперты высказывали   предположение, что Михалков уехал за границу.

Между тем пресс-секретарь российского режиссёра Евгения Дорофеева официально заявила, что президент ММКФ госпитализирован с воспалением лёгких, поэтому его участие в фестивале находится под вопросом. Однако Никита Михалков дважды появился на ММКФ. И оба раза оказались связаны с поворотами в деле Сергея Федотова. Как будто Никита Сергеевич желал опровергнуть нарастающие слухи  и домыслы о «воспалении хитрости» и своём бегстве за границу.

Первое его неожиданное появление на фестивале произошло 28 июня. Утром стало известно, что гендиректор РАО задержан по обвинению в мошенничестве. Вечером этого же дня пропустивший торжественное открытие фестиваля Никита Михалков внезапно приехал в кинотеатр «Октябрь» для довольно скромного повода – чтобы представить документальный фильм, который даже не вошёл в конкурсную программу, «Акт Магнитского. За кулисами». Президент фестиваля объяснил такое личное проявление почтения к картине следующим образом: «Создание такого фильма – это поступок, а я уважаю настоящие мужские поступки. Поэтому я специально приехал сегодня из больницы сюда, чтобы представить эту работу», – процитировало  режиссёра ТАСС.

В следующий раз Никита Сергеевич появляется на церемонии закрытия ММКФ, 30 июня. Хотя до последнего журналистам не было известно, почтит ли своим присутствием Михалков церемонию закрытия фестиваля. Однако в этот день утром стало известно, что следствие обвинило Сергея Федотова в мошенничестве на 500 млн. рублей, гендиректор РАО был помещён под арест в СИЗО.

После этого сообщения, уже днём, через пресс-службу Михалкова в СМИ распространилось его обращение, где президент ММКФ и президент РСП заявил о своей готовности в том же благородном тоне ходатайствовать о смягчении меры пресечения Федотову: «В первую очередь сам Сергей Сергеевич Федотов заинтересован в том, чтобы были расставлены все точки над i, а правда восторжествовала».

Правда не забыл Никита Михалков, вступившись за соратника, высказаться и в защиту хрупкой системы авторских прав: следствие, по его словам, должно пройти «спокойно, профессионально, объективно, не допуская опасности, чтобы кое-какие лихие головы, воспользовавшись ситуацией, под горячую руку попытались захватить или разрушить и без того хрупкую, так долго создаваемую конструкцию защиты авторских прав».

2По словам Никиты Михалкова, к РАО он не имеет «никакого отношения». Фото: «Интерфакс»

Не забыл мэтр сказать и о себе, тем самым ответив на многочисленные публикации в СМИ, где его имя упоминалось в связи с РАО: «К моему большому сожалению, со своей стороны прокомментировать ситуацию вокруг РАО не могу, так как достаточно затруднительно давать какие-либо комментарии об организации, в которой я никогда не работал и к которой, по сути, не имею никакого отношения».

Позднее на вопросы редакции «Ленты.ру » Михалков так же пояснил: «в РАО никогда не работал, следовательно, и «внутренней кухни» общества знать не могу. То есть, я и финансово-хозяйственная, и любая иная, сугубо внутренняя, деятельность РАО — истории более чем параллельные. Более того, РАО как организация и РАО в лице Сергея Федотова для меня два совершенно разных объекта (понятия). Поэтому я могу лишь говорить о своем опыте общения именно с г-ном Федотовым».

И если об истинных причинах отсутствия Михалкова на церемонии открытия 38-го ММКФ, его внезапном появлении 28, а затем 30 июня на фестивале, можно только догадываться, то заверения народного артиста, будто он не имеет «никакого отношения» к РАО и что с Федотовым их связывают только человеческие, а не профессиональные отношения, вызывают большие сомнения. Так что впору вслед за Станиславским воскликнуть: «Не верю».

Президента ММКФ и Сергея Федотова связывают почти родственные отношения – Никита Михалков является крёстным отцом сына Федотова. Но дела семейные не мешают им вести совместные бизнес-проекты. Например, «Студия Тритэ» Никиты Михалкова и Сергей Федотов выступили инвесторами русской версии журнала The Hollywood Reporter, вышедшего в марте 2012 года.

А в 2007 году соратники запускали журнал Billboard. Да и слово за «хрупкую конструкции защиты авторских прав» Михалков замолвил не случайно. В России нынешняя система защиты авторских прав, которая вызывает нарекания, в том числе со стороны тех, чьи права она защищает (собственно правообладателей и авторов), создавалась совместными усилиями Михалкова и Федотова.

3Учредители журнала The Hollywood Reporter Никита Михалков и Сергей Федотов.  Фото: thr.ru 

«Налог Михалкова»

Справедливости ради, стоит сказать – Никита Сергеевич не слишком лукавит, говоря, что не имеет к РАО «никакого отношения». Формально он действительно не причастен к РАО. Зато Михалков имеет самое непосредственное отношение к выстраиванию системы защиты авторских прав в целом. В 2009 года Михалков начал лоббировать введение системы сборов с производителей и импортёров техники, которая получила название «михалковский налог» или «налог на болванки».

Суть идеи заключается в том, чтобы облагать налогом в 1% производителей и импортёров совершенно любой техники, которая позволяет воспроизводить и копировать аудио- и видеозаписи.  Летом 2009 года возглавляемый Михалковым Союз кинематографистов РФ выступил с инициативой создать Фонд развития культуры и Фонд развития кинематографии,  чтобы вести сборы с компаний, производящих технику.

Однако это предложение вошло в противоречие с законом: по Гражданскому кодексу, собирать деньги могут только аккредитованные организации, созданные в пользу правообладателей. Тогда Никита Михалков совместно с гендиректором РАО и своим давним соратником Сергеем Федотовым, а также Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) создали новую структуру – Российский союз правообладателей (РСП).

А в октябре 2010 году правительство России приняло постановление № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». Согласно документу, возглавляемый Михалковым и Федотовым РСП получил право собирать авторский налог в 1% с продаж флэшек, компьютеров, DVD-проигрывателей, мобильных телефонов, жестких и компакт-дисков и т.п.

В итоге РСП выиграл в конкурсе на право проводить авторские сборы, прошёл судебные процессы с Российским обществом по смежным правам (РОСП) и добрался до первых договоров об отчислениях средств с компаниями Canon, Sony, Casio, JVC, Fujifilm. В результате за ноябрь-декабрь 2010 года (первые месяцы деятельности РСП) удалось собрать 38 млн рублей. Так, РСП получил в свое распоряжение 1% от оборота на рынке, ежегодный объём которого Forbes оценил в 300-600 млрд рублей, то есть порядка 3-6 млрд рублей.

Понятно, что спешить платить «дань» объявившемуся РСП торопились не все компании. Накопившуюся на тот момент задолженность РСП оценил в 1,3 млрд рублей. В 2012 году после нескольких неудачных попыток мирно договориться с «уклонистами» РСП обратился в Генпрокуратуру, ссылаясь на то, что компании нарушают постановление №829. В обращении фигурировали 12 крупных компаний-неплательщиков, в том числе – Samsung, Panasonic и Philips.

Надзорное ведомство усмотрело в действиях неплательщиков, которые отказываются выплачивать вознаграждение в пользу РСП, нарушение закона в сфере авторского права и потребовало выплатить сбор.

Стоит сказать, что всего на данный момент аккредитацию от Минкультуры, которая позволяет собирать средства с пользователей музыки, текстов, программ и т.д. и распределять эти деньги между авторами и правообладателями, имеют четыре организации – РАО, РСП, ВОИС и УПРАВИС (Партнёрство по защите и управлению правами в сфере искусства).

При этом руководство трёх организаций, занимающихся авторскими сборами (РАО, РСП, ВОИС), тесно переплетено дружественно-семейными нитями. В 2007 году Сергей Федотов возглавил РАО. В 2008 году он же стал инициатором создания ВОИС, которую возглавил гендиректор ФГУП «Мелодия» Андрей Кричевский. В 2009 году возглавляемое Федотовым РАО становится соучредителем созданного Михалковым РСП, а сам Федотов занимает пост гендиректора нового союза.

В 2015 году на посту гендиректора РСП Федотова сменяет его заместитель Андрей Кричевский. Также небезынтересно, что в состав членов правления РСП входят гендиректор ООО «Студия Тритэ Никиты Михалкова» Леонид Верещагин, которые работает с Никитой Михалковым с 1988 года, а председателем правления является сын Никиты Михалкова,  Артём Михалков.

Кроме того, членом правления РСП является и Максим Дмитриев, который параллельно является членом Совета созданной Федотовым ВОИС.  К слову вице-президентом ВОИС является Елена Ямпольская, редактор газеты «Культура», издания непосредственно связанного с именем Михалкова. А исполнительным директором РСП является Александр Сухотин, он же гендиректор ОА «Редакция газеты «Культура».

Очевидно, что к деятельности созданного по инициативе Михалкова РСП самое непосредственное отношение имеет не только Сергей Федотов, но и целый ряд тесно связанных с Михалковым персонажей.  Аффилированности организаций, защищающих права авторов в России, впрочем, сам Федотов, в отличие от Михалкова, не скрывал. Отвечая на вопрос Forbes  о том, почему РАО, ВОИС и РСП управляются, по сути, одними и теми же связанными друг с другом людьми, Сергей Федотов, честно признался:

«Я никогда не скрывал, что хотел построить в стране систему управления правами, которая была бы А — управляемой, Б — работоспособной и реально эффективной. <…> Конкуренция в этой сфере убивает саму идею управления правами. Мы хотели построить некую естественную монополию, как в цивилизованных зарубежных странах. И она уже по факту сейчас построена, потому что реально почти всеми организациями, которые имеют государственную аккредитацию в стране, управляю я и сложившаяся команда специалистов».

Очевидно, что одним из главных членов команды, о которой говорит Федотов, является Никита Михалков, который сейчас открещивается от какой-либо связи с РАО.

Хотя всего три года назад Никита Сергеевич стоял на одной сцене вместе с Сергеем Федотовым и подводил итоги деятельности РАО, открывая торжественный вечер по случаю 20-летия организации, к которой он не имеет «никакого отношения».

4Никита Михалков и Сергей Федотов открывают торжественный вечер, посвященный юбилею РАО. Фото: rao.ru 

Утомлённые бизнесом

Последние два года выдались непростыми и для РАО, и для РСП.  В 2015 году правоохранительные органы начали проверку деятельности «Российского авторского общества», результатом которой стало возбуждение 17 июня 2016 года уголовного дела в отношении Сергея Федотова. По словам адвоката  Федотова Дениса Балуева, поводом для возбуждения дела в отношении гендиректора РАО послужил «давний конфликт с бывшими партнёрами, которые ещё в прошлом году дали на него необходимые следствию показания».

В ходе проверки оперативники выяснили, что РАО в 2007-2011 годах были приобретены четыре нежилых здания, которые общество не могло использовать в коммерческих целях, поэтому некоторые здания вообще не эксплуатировались. Между тем, по словам адвоката Балуева, РАО крайне нужны были деньги на разработку электронной системы получения авторских отчислений. Поэтому на авторском совете РАО было принято решение передать здания на баланс дочерней структуры — ЗАО «Сервисно-эксплуатационная компания» (СЭК).

В свою очередь, СЭК учредила несколько фирм, в частности «Медиа менеджмент» и «Музыкальный олимп», в уставный капитал которых затем и перешла недвижимость. А позже, по данным сыщиков, помещения были проданы третьим лицам — «Росавтотрансу», «Сибирь-лизингу» и некоему частному лицу. При этом, как считает следствие, вырученные от продажи зданий общей площадью 2 тыс. кв. м средства, в распоряжение РАО так и не поступили.

Следствие обвинило главу РАО в мошенничестве в особо крупном размере  (ч.4 ст.159 УК РФ). По мнению следователей, в 2012 году Федотов перевёл на баланс «дочки» имущество РАО на сумму более 500 млн рублей.  Федотову грозит наказание до 10 лет лишения свободы.

Нарекания по поводу того, что финансовая сторона деятельности обществ по авторским правам не является прозрачной, возникли в конце 2015 года и у российских продюсеров.

«Дело в том, что как раз таки система безадресного сбора денег и отсутствие механизма их дальнейшего распределения не соответствуют нормам ВТО, – комментировал  основатель проекта «Интернет и право», профессор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Антон Серго. – Мы взяли на себя обязательства уйти от такой системы, но она активно практикуется сейчас РАО и РСП. И теперь будем сами её же усиливать? Даже если создадут адекватный механизм распределения средств, то принцип их сбора, когда мы все должны платить за пиратов, вызывает большие противоречия с нормами международного права, прежде всего ВТО».

Систему распределения вознаграждений между правообладателями и авторам в РСП нельзя назвать прозрачной. По данным Forbes , к выплатам собранных вознаграждений РСП приступил только в 2011-м году, а 38 млн рублей, собранные в 2010-м, по правообладателям не распределялись. Согласно отчёту РСП, из собранных 683 млн рублей правообладателям досталось всего 290 млн. А ещё 179 млн рублей остались невыплаченными за произведения, для которых пока не удалось установить правообладателей или у которых есть проблемы с определением их реквизитов.

О том, что система созданного Михалковым РСП по сбору платежей за частное копирование как минимум непрозрачна, не раз говорила и Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники. У компаний вызывал вопросы и перечень техники, которая облагается «налогом Михалкова». Например, как отмечали в Ассоциации, в этом перечне есть фотоаппараты, с которых никто не копирует контент.

По данным Forbes, 15% собранных денег РСП удерживает на покрытие собственных расходов. РСП обладает правом направлять до 20% от сборов на поддержку проектов по культуре. в открытых источниках узнать суммы вознаграждений и информацию о финансовой деятельности Никиты Михалкова, как президента РСП, довольно сложно. Финансовый отчёт РСП должен ежегодно сдавать в контролирующий орган – Министерство культуры. Но в этом отчёте указаны лишь показатели, без детализации движения средств.

В своей торжественной речи на церемонии закрытия 38-го ММКФ Никита Михалков, безусловно, никак напрямую не упомянул ни ситуацию с РАО, ни опасения насчёт тесно связанного с ней Российского союза правообладателей. А лишь намекнул, что завершающийся фестиваль был очень трудным, но затем оптимистично отметил: «Фестиваль живёт вне зависимости от того, какие препятствия существуют перед ним».

Каким будет 39-ый ММКФ для Никиты Сергеевича сказать сложно. Однако конъюнктура рынка складывается не в пользу лобби основавшего РСП  Никиты Михалкова.

«Это в тучные времена когда он (Никита Михалков – прим. «Преступная Россия») просил миллиард, ему спокойно давали и не спрашивали, зачем. А теперь, когда правительство отменяет излишние налоги, чтобы помочь бизнесу выжить, будет вряд ли логично нагрузить и интернет-бизнес, и самих пользователей новой данью, которая вполне возможно прошла бы просто на строительство очередных коттеджей для богемы», – отмечал журналист Антон Носик.

В мае 2015 года власти не поддержали идею Михалкова и Кончаловского открыть сеть отечественного фаст-фуда «Едим дома». В декабре 2015 года председатель Союза кинематографистов РФ заявил, что ВГТРК запретил к показу на «России 24» заключительный, 38-й выпуск его передачи «Бесогон TV», который должен был выйти 12 декабря. Режиссёр подчеркнул, что предыдущие 37 выпусков в эфир вышли беспрепятственно.

В начале 2016 года Российский союз правообладателей Никиты Михалкова проиграл в суде компании Dell. Союз требовал 90 млн рублей в качестве «налога за болванки» за ввоз в Россию серверов и хранилищ данных. Но суд встал на сторону Dell.

Попадёт ли РСП, деятельность которого вызывает множество вопросов, как у правообладателей и деятелей искусства, так и компаний, под обыски вслед за товарищеским РАО и сколько ещё организация Михалкова продержится на плаву, покажет время, сообщает Преступная Россия

 6КСТАТИ

Вопросы к РАО возникли, когда стало известно, что глава общества Сергей Федотов стал обладателем Замка Грант (Castle Grant) XV векав Шотландии. Замок, как сообщала газета The Daily Mail, был куплен Федотовым за миллион фунтов (более 1,5 миллионов долларов). Позже и сам Федотов подтвердил эту информацию, однако сделал уточнение, что покупка является частной. К тому же он не государственный чиновник, чтобы отчитываться об имеющемся имуществе. А разглашение подобной информации назвал вторжением в частную жизнь.

***

«Российское Авторское Общество» в 2008 году получило от государства полномочия собирать деньги за использование интеллектуальной собственности правообладателей (поэтов и композиторов) с телеканалов, радиостанций, торговых центров, ресторанов, концертных площадок, филармоний и прочих организаций за трансляцию музыкальных композиций. А затем распределяет собранные средства среди правообладателей вознаграждение. При этом деньги собираются за использование произведений авторов, с которым у РАО нет договора, сообщает Преступная Россия

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: