ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

Сердце отдаю детям. Учитель Василий Александрович Сухомлинский ежедневно встречал каждого ученика на пороге школы

Posted by operkor на Сентябрь 28, 2016

39269090Почему я вспомнил о Сухомлинском? Во-первых, сегодня ему было бы 98. Во-вторых, я считаю, не лишне будет напомнить молодым педагогам и тем, кто мечтает избрать для себя эту профессию, об этом удивительно ярком человеке, педагоге с большой буквы, который хорошо известен во всем мире и по праву является гордостью Украины.

Имя украинского педагога-новатора, директора Павлышской средней школы Онуфриевского района Кировоградской области Василия Александровича Сухомлинского появилось на педагогическом небосклоне Советского Союза в 1969 году, когда вышла в центральной печати его книга «Павлышская средняя школа», в которой был обобщен многолетний опыт воспитательной работы педколлектива. В ней автор убедительно и доходчиво рассказал об усилиях павлышских педагогов по воспитанию всесторонне развитой личности, показал этот труд достаточно всесторонне. Не только разъяснил применяемые методы работы с детьми, но и раскрыл их внутреннюю взаимосвязь. По сути, книга стала хорошим практическим пособием не только для студентов педагогических вузов, но и для начинающих молодых руководителей школ, к которым в то время относился и я, работая директором школы целинного совхоза в саратовском Заволжье.

suxoml_04-580x435-1Классик гуманной педагогики

Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик.

Родился он 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе. Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.

С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком. Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга  на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.

В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.

В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.

Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой.  После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР). После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района.  Здесь он проработал директором до конца жизни.

Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться.

Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).

Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:

к-т педагогических наук (1955)

заслуженный учитель школы УССР (1958)

ч-кор АПН РСФСР (1957)

ч-кор АПН СССР (1968)

герой СоцТруда (1968)

лауреат Госпремии УССР (1974)

ордена — Красной Звезды, Ленина (2),

медали — Ушинского, Макаренко

Гуманистическая педагогика сотрудничества

Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.

Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:

доверия к ребенку

получение знаний без принуждения

воспитания без наказаний

сотрудничество родителей, учителей и детей

высокая нравственность

труд как творчество

свобода выбора поведения, поступка, образа жизни

ответственность за свой выбор

Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.

suhomlinskiy_17Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:

воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой

соотношение индивидуального и коллективного воспитания

развитие творческого начала у детей

семейная педагогика

взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания

Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.

Отношение к ребенку и обучению

Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания. На этом строились отношения в его школе:

оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах

учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей

школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться

никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний

нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность

нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)

необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка

коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде

личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.

Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.

Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.

Взаимоотношения учителя и ученика

Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

Сухомлинский о воспитании

Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.

Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:

воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов

общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня

в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого

ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях

Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика,  возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.

Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:

перед людьми

обществом

родителями

коллективом

Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.

Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.

Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.

Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.

Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.

quotauthor_470_10Семейная педагогика народного учителя

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.

Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Уникальность его методик

Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.

На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний.  Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.

От критики к признанию

По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.

На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи. Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.

Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание. И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.

p1__4__nnnШКОЛА, ЗАТЕРЯВШАЯСЯ В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ

… Маленький поселок, затерявшийся в необозримых степях Кировоградщины. На высоком пригорке возле дороги стоит здание из красного кирпича, построенное почти сто лет назад. Это — знаменитая на весь мир Павлышская школа, где двадцать два года проработал величайший педагог современности Василий Сухомлинский. Павлышские университеты Мы сегодня очень много говорим о личностно-ориентированной, толерантной педагогике, важности психологического микроклимата в школе, плодотворного сотрудничества учителей и родителей и т.п.

Парадокс, но очень многие из нас либо не знают, либо умышленно не акцентируют внимание на том, что практически все магистральные педагогические нововведения последних лет родом именно из Павлыша. Возьмем хотя бы ту же современную «оценочную» политику — любой балл сегодня трактуется как демонстрация уровня успешности ученика. В Павлышской же средней школе воспитание без наказания является основным принципом работы всего педколлектива уже полвека! Оценку Сухомлинский рассматривал как вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научится».

Поскольку сознание ребенка — могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость, небезосновательно утверждал Василий Александрович. «Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний… И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказания невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… — воспитывайте детей без наказаний». И почему правоту этих мудрых слов мы осознали лишь полвека спустя?..

quotauthor_470_2Только теперь, задекларировав курс на внедрение личностно-ориентированных учебных технологий и методов воспитания, мы пригвоздили к позорному столбу такое распространенное в нашей школе явление, как зубрежка. И в этом вопросе Сухомлинский на несколько десятилетий опередил время. Он всегда подчеркивал, что обучение не даст желаемого результата, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!».

Вред зубрежки огромен — она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Уповать только на формальное заучивание готовых формул и тем самым надеяться, что мы решим все задачи по формированию всесторонне развитой личности, было бы слишком большим упрощением, писал выдающийся педагог. В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Дети моментально улавливают фальшь слов, если они не соответствуют нравственным убеждениям воспитателя.

«Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время как это знамя никто не несет». Не нам ли, сегодняшним, порой столь много и горячо спорящим о причинах нравственной деградации подрастающего поколения, адресованы эти слова? Мы только сейчас начинаем понимать необходимость того, что давным-давно практикуют во всех цивилизованных странах: малыши из начальных классов и ученики средней-старшей школы должны учиться в разных помещениях. Павлышская с/ш и в этом плане впереди Украины всей.

Наверняка именно это учебное заведение было первым, где заработала и школа для родителей — «Родительский университет». Характерно, что Сухомлинский настаивал: сажать мам-пап за парту, когда их дети переступают порог десятилетки, поздно. Поэтому, когда потенциальным школьникам исполнялось четыре года, он приглашал их родителей в специально созданный для них «вуз». Занятия там проходили два раз в месяц и пользу приносили несомненную. Когда через два года мальчики и девочки становились учениками, работать учителям и с ними, и с их родителями было намного легче.

Поскольку к тому времени педагоги и мамы-папы новоиспеченных школьников становились настоящими единомышленниками. Кстати, и «свежее» веяние — сажать за парты шестилеток — в Павлыше успешно практикуют (на секундочку) уже 40 лет. И музеи бывают… живыми После смерти великого педагога и мыслителя при Павлышской школе открыли музей В.А.Сухомлинского. В 1973 г. он приобрел статус государственного педагогически-мемориального. Сегодня в его фондах почти 18,5 тыс. единиц сохранения.

Среди них — личные вещи семьи Сухомлинских, рукописи, семейная библиотека, творческие работы учеников школы. В музее — масса интереснейшего. К примеру, действующие модели электромобиля, сеялки, веялки, молотилки. Оказывается, все это дети изготовили своими руками и активно использовали. В частности, станки вовсю работали во время подготовки к празднику урожая. На пришкольном участке ребята выращивали хлеб, собирали и обрабатывали его, а затем выпекали душистые паляницы.

Разглядывая рукотворные диковинки, по-хорошему завидовала павлышским ребятам и вспоминала о своих школьных уроках труда, где мы из месяца в месяц занимались «увлекательнейшим» делом — клеили картонные коробки. Ведь, согласитесь, привить любовь к труду можно, только превратив его в захватывающее и творческое занятие.

Очень много интересного о самом Василии Александровиче знает директор музея Зоя Ткаченко. Наверное, не многим известно, что Сухомлинский, будучи преподавателем украинского языка и литературы, самостоятельно изучил всю (!) школьную программу и без труда мог заменить любого учителя в любом классе. Или вот такая характерная деталь: все двадцать два года своего директорствования в Павлышской школе Василий Александрович ежедневно встречал каждого ученика на пороге школы. Знал всех по имени, для всех находил доброе слово…

quotauthor_470_1Хранится в музее и личная библиотека Сухомлинского (правда, не все 19 тысяч, а около 7 тысяч томов). Педагог разрешал пользоваться ею не только своим коллегам, но и воспитанникам. Любой из них мог зайти в квартиру директора, размещавшуюся здесь же, в здании школы, и взять любую книжку. Традиция сохранилась до сих пор. При этом, следует подчеркнуть особо, библиотека находится в прекрасном состоянии.

Я долго не могла сформулировать свои ощущения после посещения музея В.А.Сухомлинского. И наконец поняла, в чем его необычность: все здешние экспонаты… живые. Жизнь музея — не только экскурсии для гостей и мероприятия, приуроченные к знаменательным датам. Здесь работает клуб юных сухомлинцев —учеников Павлышской школы «З поглядом у майбутнє».

Они изучают наследие своего славного земляка, архивные материалы, пишут статьи в местную газету, работают экскурсоводами, ведут обширный поиск — собирают данные о тех, кто учился в школе, когда директором был Василий Александрович. Также ребята ухаживают за могилами Сухомлинского и его мамы.

А еще делают своими руками маленькие сувениры, которые дарят всем побывавшим в музее, — значки в форме сердечка, изготовленного из красной ткани. И, разлетевшись в США, Японию, Китай — во все уголки планеты, — они всегда будут напоминать о большом Человеке и Учителе, «сердце отдавшего детям». «Чуття єдиної родини» Как я уже не раз упоминала, идеи Василия Сухомлинского вот уже полвека успешно воплощаются в его родной школе. Да и как может быть иначе, если до сих пор здесь преподают учителя, начинавшие работать под его руководством, если практически каждый третий педагог — выпускник этой школы?

К слову, за последние 50 лет учителями стали свыше пятисот воспитанников Павлышской с/ш. Круглый год проходят здесь занятия знаменитой «Школы радости» Сухомлинского — уроки мышления в «зеленых» классах. Это своеобразное учебное заведение под голубым небом Василий Александрович основал для решения главной педагогической задачи: развития умственных, физических и эмоционально-эстетических задатков и наклонностей детей.

Тематике таких уроков всегда придавалось большое значение. Как и во времена Сухомлинского, для каждого класса учителя разрабатывают оригинальные планы «зеленых» занятий, различных по сложности и сценариям. Основная цель «Школы радости» — помочь ребятам понять и полюбить природу, разобраться во взаимосвязях живого и неживого в ней, и, естественно, научиться мыслить, делать умозаключения.

Характерно, что уроки мышления проходят не сами по себе, сразу после них следуют уроки связной речи. То есть уже в классе дети обсуждают увиденное, придумывают на заданную тему сказки, стихи, пишут этюды. С творчеством юных жителей Павлыша может ознакомиться любой желающий — в школьном музее хранится 80 томов одних только сказок, принадлежащих перу юных Андерсенов и Перро.

В своей книге «Павлышская средняя школа» Василий Александрович писал: «Наш педагогический коллектив — творческое объединение единомышленников, в котором каждый вносит свой индивидуальный вклад в коллективное творчество, каждый, обогащаясь духовно благодаря творчеству коллектива, одновременно обогащает своих товарищей». Посетив Павлышскую школу сегодня, понимаешь — то же самое можно сказать и о ее теперешней дружной преподавательской семье.

А в том, что это действительно семья единомышленников, сомневаться не приходится: красноречивое и убедительное тому свидетельство — бережное и трепетное отношение к наследию своего великого земляка, его постоянное приумножение. Скажем, для молодых преподавателей школы работает клуб «Ми — сухомлиністи».

188776765-580x344Его члены посещают уроки старших коллег, штудируют работы своего знаменитого земляка. А в качестве «экзамена» должны представить на суд школьной педагогической общественности собственные практические наработки, где творчески, по-новому интерпретируются идеи Сухомлинского. Так что, как видим, сегодняшняя политика «партии» и в учительском вопросе (каждый педагог должен творчески подходить к своей работе) давным-давно стала для павлышских преподавателей неотъемлемой частью их профессиональной деятельности.

Часами может нынешний директор Павлышской среднеобразовательной школы Екатерина Деркач рассказывать и о здешних традиционных «фирменных» праздниках. Вот праздник урожая, о котором уже упоминала выше. Ребята сами сеют на пришкольном участке пшеницу, ухаживают за ней, собирают, обрабатывают и выпекают (конечно, с помощью старших) хлеб. Затем на площади перед школой устраивают чудо-пир: ставят столы, на них — фрукты из школьного сада Матери, виноград из виноградника, посаженного самим Сухомлинским, разная домашняя снедь.

Приходят на торжество все — и родители ребят, и учителя, и бывшие ученики школы. А вы спрашиваете, откуда берется настоящее, искреннее «чуття єдиної родини»… Два раза в году проходит в Павлыше и праздник сказки: 28 сентября, в день рождения Василия Александровича, и весной, в последний день учебы. Майское представление «прописалось» на живописной «Бабушкиной опушке» и является эдаким театральным мини-фестивалем. Ребята инсценируют украинскую народную сказку, сказку, написанную Сухомлинским, и свою собственную, прошедшую перед этим жесткий конкурсный отбор.

К сожалению, не столь радужны будни Павлышской школы и педагогическо-мемориального музея. Причина банальна: для обеспечения надлежащего уровня их жизнедеятельности попросту не хватает средств. Ремонты проводятся силами родителей, музей хоть и является государственным, да только этот высокий статус ничем не подкреплен. Правда, в следующем году, в связи с 85-летием со дня рождения В.Сухомлинского, Павлышскую с/ш планируют «осчастливить»: перевести на финансирование из госбюджета, предусматривающее хоть какие-то средства на укрепление материально-технической базы.

«Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен: он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера», — написал в свое время еще один выдающийся мыслитель Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Ну неужели только великим дано осознавать смысл прописных истин?..

Использование педагогического наследия Сухомлинского

Ручинская Т.О., Адаменко О.Е.

180469722_w640_h640_izobrazhenie_023Сегодня  в центре образовательного процесса находится личность с ее своеобразным внутренним миром, нуждами, интересами, чувствами. Формируется такая личность благодаря гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса школы, внедрению новых педагогических технологий, поиска оптимальных концептуальных подходов к развитию педагогической науки. В ситуации формирования глобального образовательного пространства эти процессы обуславливают постоянный рост научного и практического интереса к изучению опыта других стран.

Для решения этих проблем развитые страны Европы и северной Америки, а также страны, которые вышли в лидеры мирового прогресса, обращаются к разным педагогическим концепциям и технологиям, которые могут оказывать содействие формированию нового поколения, готового успешно отвечать на вызовы современности. В этих поисках происходят новые открытия научного наследства Василия Александровича Сухомлинского и новое осмысление отдельных сторон его педагогического творчества.

К изучению педагогической концепции педагога-новатора обращается много современных отечественных исследователей, в частности В. Антонец, О. Сухомлинская, C. Билецкая, Г. Биушкин, М. Богуславский, А. Гранкин, Н. Карпова, В. Лыкова, М. Мухин, С. Соловейчик, Л. Подольная, И. Старцева, Г. Туюкина, Т. Челпаченко и др. В указанных научных работах рассмотрены гуманистические идеи ученого, его методологические принципы воспитания детей разных вековых групп, вопросы связанные с соотношением личного и общественного в детском коллективе, проблемы дидактики, повышение психолого-педагогического мастерства учителей.

В советских времена вопроса педагогических теорий отечественных педагогов в Китайской Народной Республике исследовали В. Клепиков, Н. Боревская, Н. Франчук. Предметом анализа китайских ученых в Украине была проблема использования наследства В. А. Сухомлинского в воспитательном процессе учебных заведений (Ли Цзихуа).

В Китайской Народной Республике, стране  бушующего экономического роста, также происходят процессы активного изучения, обобщение и адаптации разных социальных и культурологических идей и концепций. Особые изменения происходят в системе образования Китая, которая в последние 20 лет переживает процесс реформирования. В связи с этим особой актуальности приобретает опыт распространения и развития в образовательном процессе КНР личностно — ориентированной педагогики Василия Александровича Сухомлинского (1918 — 1970) — подвижника гуманистической педагогики, в творчестве которого сосредоточились ключевые моменты мирового педагогического процесса ХХ ст., отразились основные тенденции и основные альтернативы современного образования.

Анализ исследований творчества украинского педагога в Китае, опыта адаптации его педагогических идей и их  развитие в качественно отличной среде дает украинской педагогике возможность по-новому оценить упроченные взгляды на актуальные образовательные проблемы, посмотреть на наследство В. А. Сухомлинского под другим углом зрения и таким образом  обогатить украинскую педагогику новыми идеями.

quotauthor_470Вообще В.А. Сухомлинский написал свыше 30 книг и 5000 статей, большая часть которых известная не только на Родине, но и далеко за ее пределами — в Болгарии, Венгрии, Германии, Китае, Польши, Японии и других странах мира.

Обобщение научно-педагогических источников Би Шу-джи, Ван Игао, Чжан Ченя, В Чень, Вей Шу Шеня, Сяо Су, свидетельствует о том, что  В.А. Сухомлинский — любимейший и популярнейший в Китае советский педагог. Он есть одним из известнейших в этой стране зарубежных специалистов. Свыше 30 его работы переведены на китайском языке, в частности в 2001 г. выдано «Выбранные произведения» B.А. Сухомлинского в пяти томах.

Китайские исследователи работ Василия Александровича отмечают, что и сегодня, как и два десятилетия тома, перечитывая его работы, ощущаешь, что его теория и практика страже всестороннего изучения .

Причину этого видим в том, что педагогика В.А. Сухомлинского удачно объединяет в себе такую привлекательную для Китая последних нескольких десятилетий социалистическую и гуманистическую направленность. Педагогическая концепция В.А. Сухомлинского, направленная на воспитание всесторонне и гармонично развитого сознательного гражданина и счастливого человека, стала особенно популярной в КНР с началом периода «реформ и откровенности».

Сформированная на основе советской педагогики и психологии, она вместе с тем была насквозь пронизана духом научно-технического прогресса, новаторства, опережала свое время. Анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о том, что в Китае довольно тяжело реализовать курс на качественно-ориентированное обучение, которое как раз нуждается в таком «прорывном духе и действиях», поэтому идеи В.А. Сухомлинского, «вне сомнения, могут много что подсказать китайским деятелям образования», — писала проф. Ван Игао.

На мысль китайских научный работников, В.А. Сухомлинский ввел социалистическую гуманистическую педагогику, а это особенно важно в Китае, когда началось «время человека», когда делают все более больший акцент на значимости гуманитарных знаний, гуманистической направленности науки и техники, защиты окружающей среды.

Профессор  Ван Игао справедливо считает, что КНР нужно позаимствовать те идеи В.А. Сухомлинского, которые помогут в процессе обучения и воспитание еще больше сформировать человеческие чувства, привить любовь, освободить учеников от тяжелого груза «обучение ради испытаний», воспитать в них гуманистические основы.

В отличие от традиционной педагогики, которая рассматривала этическое, умственное, физическое, эстетичное и трудовое воспитания как сравнительно независимые направления, В.А. Сухомлинский вскрыша их взаимосвязанные элементы.

Теория и практика В.А. Сухомлинского относительно воспитания средой могут обогатить восприятие учеников, раскрыть реальное значение такого воспитания. Эта концепция особенно близкая китайским педагогам, так как она перекликается с идеями наиболее авторитетного ученого-педагога 1930-х гг. Тао Синчжи, последователя Дж. Дьюи и автора теории «жизненного обучения», который также писал о том, что воспитание средой способно укрепить тело и душу, сформировать у учеников высокие этические качества и ощущения прекрасного. Целесообразно обратить внимание на то, что с началом реформ в китайской педагогике появилось течение «учить радостно», созданная под влиянием идеи В.А. Сухомлинского о преобразовании учебного заведения в «школу радости»

Недавно в Китае (город Хуанши) за 11 месяцев построили школу, которая названа в честь В.А. Сухомлинского. Проектанты задумали эту школу как «школу радости», о которой мечтал и которую вся жизнь строил Василий Александрович. Школа состоит из многих светлых просторных корпусов, учится в ней пять тысяч учеников. В школе есть музей В. А. Сухомлинского и памятник ему.

Педагоги придерживаются принципов гуманистического воспитания. Внедренные четыре известных культа В.О. Сухомлинского: культ родины, культ матери, культ родного слова, культ книги. Студенты, которые проходят практику в этой школе, составляют обязательный зачет относительно знания книги В.А. Сухомлинского  «Сто советов учителю»

По словам преподавателя одного из китайских педагогических университетов Сяо Су, система В.А. Сухомлинского привлекает внимание направленностью на почет к каждому ребенку, пониманием ее самобытности и уникальности. Конечно, эта система под влиянием требований современной жизни постоянно трансформируется. Тем не менее принципиальная основа остается почти неизменной. Итак, среди имеющихся сегодня систем воспитания более тщательного изучения и внедрения требуют именно педагогические взгляды В.А. Сухомлинского, которые китайцы называют «гуманной педагогикой».

По материалам интернета Николай Зубашенко

Авторское резюме

Между прочим, Украина дала миру не одного, а двух великих педагогов – А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Именно они в Советском Союзе определяли направление учебно-воспитательной работы в школах, были кумирами для многих поколений советских учителей. Кое-кто может сказать, что их методы воспитания сегодня устарели, не соответствуют времени. Но так ли это?

Да, действительно в последние десятилетия достигнуты успехи в ряде областей педагогики, прежде всего в разработке новых тем дошкольного и начального школьного обучения. Современные компьютеры, снабженные качественными обучающими программами, помогают справляться с задачами управления учебным процессом, что помогает достигать высоких результатов с меньшими затратами энергии и времени. Наметился прогресс и в области создания более современных методов воспитания. Авторские школы, экспериментальные площадки, научно- производственные комплексы — заметные вехи на пути положительных перемен.

Однако педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как следует воспитывать детей. С древних времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на то, как надо воспитывать детей: 1) – воспитывать детей нужно в страхе перед наказанием,2) – воспитывать детей нужно добротой и лаской. Если бы жизнь категорически отвергла один из подходов, то он уже давно бы прекратил свое существование.

Но в том-то и вся сложность: в одних случаях большую пользу обществу приносят люди, воспитанные на правилах с суровыми взглядами на жизнь, с упрямыми характерами и с неуступчивым взглядом, в других – мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные и человеколюбивые люди. В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику приходится вести государствам и создаются традиции воспитания.

В тех обществах, которые уже давно живут спокойной жизнью, преобладают гуманистические тенденции воспитания. А в обществах, ведущих постоянную борьбу, преобладает воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего. Вот почему вопрос воспитания — прерогатива не столько науки, сколько самой жизни.

Вот так. А это значит, что труды выдающихся педагогов 20 –го века А.С. Макаренко и В. А. Сухомлинского остаются актуальными и сегодня. Поэтому молодым людям, решившим посвятить свою жизнь воспитанию детей, совет: не ищите пророков в других отечествах. Лучше внимательно читайте и перечитывайте работы Антона Семеновича Макаренко и Василия Александровича Сухомлинского. Там вы найдете для себя все, что поможет вам стать по-настоящему хорошим учителем.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: