ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

ГИРОБУСЫ. Эти необычные троллейбусы ездили в Швейцарии, Бельгии и Конго. Лабиринтами истории

Posted by operkor на Октябрь 5, 2016

%d0%b3%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b1%d1%83%d1%81-2Гиробус — особый вид троллейбуса, движущийся за счёт кинетической энергии вращающегося маховика. В настоящее время гиробусы не используются, хотя концепт гиробуса является объектом научно-технических изысканий. Концепт автобуса, приводимого в движение маховиком, был
разработан швейцарской фирмой Эрликон (Oerlikon) в 1940-х годах.

Гиробус был разработан как альтернатива для аккумуляторных автобусов, которые задумывались как альтернатива троллейбусам на тех маршрутах, где строительство контактной сети не было оправдано.

%d0%b3%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b1%d1%83%d1%81Первые демонстрационные поездки гиробуса (с перевозкой пассажиров) состоялись в 1950 году. В течение ещё четырёх лет демонстрационные поездки устраивались в разных городах.

Аккумулятором энергии для гиробуса является маховик (массой в 1.5 — 3 тонны), который разгоняется до трёх тысяч оборотов в минуту электрическим двигателем.

Гиробусы транспорт, маховик, история, длиннопост

Все дело в существенных преимуществах такой конструкции. Во первых она практически бесшумна, во вторых намного экономичнее обычного двигателя внутреннего сгорания, в третьих этот вид транспорта экологически чистый, а в четвертых позволяет обойтись без контактной сети и рельсов как например на троллейбусах и трамваях.

Электромотор, разгонявший маховик, получал энергию через три короткие штанги (мотор был трёхфазным), установленные на крыше гиробуса. Электродвигатель включался только эпизодически. Для этого вдоль маршрута следования гиробуса оборудовались «заправочные пункты» (обычно на некоторых остановках). На этих пунктах штанги гиробуса поднимались и прикасались к установленным над остановкой контактам трёхфазной электрической сети. После разгона маховика до нужных оборотов штанги опускались, двигатель выключался, и гиробус следовал до следующей «заправки».

Гиробусы транспорт, маховик, история, длиннопост

Запас хода на одной заправке примерно 6 км, но для обеспечивания надежности системы гиробус заправлялся каждые 2 км пути. С такой установкой гиробус разгонялся до 50-60км/час. Тормоза здесь тоже были электрические, энергия от торможения позволяла маховику покрутиться еще дольше т.е. имело место рекуперация. «Заправка» гиробуса занимала от 30 секунд до 3 минут. Для уменьшения времени заправки напряжение в сети было поднято с первоначальных 380 вольт до 500.

Самая жесть в том что в среднего размера гиробусе применяется трехтонный маховик линейная скорость обода которого достигает 900 км/час

Гиробусы транспорт, маховик, история, длиннопост

На фото: шасси гиробуса

Всего в 3 странах мира гиробусы реально применялись на пассажирских маршрутах. Это Швейцария, Бельгийское Конго (ныне Демократическая республика Конго) и Бельгия.

Преимущества:

Бесшумный ход

Экологически чистый

Не требует непрерывной контактной сети (в отличие от троллейбуса)

Возможность гибко изменять маршрутную сеть в случае необходимости.

Недостатки:

Большой вес — гиробус, предназначенный для перевозки 20 человек на 20 километров, должен иметь маховик массой в 3 тонны

Вращающийся со скоростью в 3000 оборотов в минуту маховик требует особых мер безопасности (линейная скорость обода маховика достигает 900 километров в час)

Управлять гиробусом сложно, так как его маховик обладает свойствами гироскопа (стремится сохранять неизменное положение в пространстве).

Гиробусы транспорт, маховик, история, длиннопост

Век гиробусов оказался недолгим — в 60-ых годах все системы гиробусного транспорта были закрыты. Гиробус G3 — единственный в мире сохранившийся гиробус. Хранится во Фламандском музее трамваев и автобусов в Антверпене.

Гиробусы транспорт, маховик, история, длиннопост

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: