Евроинтеграция или европрофанация? или Почему Президент запрещал Закон Украины «О стратегической экологической оценке»

%d1%8d%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%8fПротокол ЕЭК ООН о стратегической экологической оценке (СЕО) к Конвенции об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте подписан 21 мая 2003 года в Киеве на 5-й Конференции министров «Окружающая среда для Европы». С тех пор, по традиции международного права, город Киев прибавляется к названию Протокола о СЕО как место его подписания. Казалось бы, Украина, на территории которой родился данный документ, должна была бы первой ввести его в законодательство и практику.

Однако мы долго шли к этому моменту. И летом 2015 года Украина, наконец, ратифицировала Протокол о СЕО и, вместе с обязательствами в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС внедрить в Украине Директиву 2001/42/ЄС о стратегической экологической оценке, избрала для себя европейскую модель оценки возможных последствий выполнения планов, стратегий, программ, градостроительной документации (документов государственного планирования) для окружающей среды и здоровья населения, ведь ЕС также является стороной Протокола о СЕО.

Поскольку реальный опыт применения отдельных элементов стратегической экологической оценки в Украине существовал лишь в сфере градостроительной документации, разработанную процедуру СЕО (в виде проекта Закона Украины «О стратегической экологической оценке») максимально интегрировали в действующие процедуры разработки и утверждения градостроительной документации. А для остальных видов планов и программ новую процедуру включили в существующие порядки подготовки и утверждения государственных целевых программ, программ и стратегий регионального развития, отраслевых программ и планов и тому подобное.

Почти после года разработки 4 октября 2016 года Верховная Рада Украины наконец проголосовала Закон Украины «О стратегической экологической оценке» во втором чтении и в целом. Европейцы поздравили Украину с солидным шагом вперед на пути евроинтеграции и реформ в экологической сфере. Поздравления и слова поддержки поступили и от секретариата Протокола о СЕО.

Впереди ждала непростая работа по подготовке ряда подзаконных актов, необходимых для качественного и вместе с тем плавного внедрения процедуры СЕО на практике. Ведь Закон предусмотрел полгода на введение его в действие. Очевидно, это время было также необходимо для того, чтобы научить и подготовить будущих «пользователей» СЕО к работе с этим механизмом.

Однако накануне саммита ЕС, в начале ноября, Президент неожиданно наложил вето на Закон о СЕО. При этом, в соответствии с Конституцией Украины, глава государства на протяжении 15 дней должен был вернуть закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду для повторного рассмотрения. Но в направленных в Верховную Раду (на 18-й день после получения Закона о СЕО) предложениях Президента отсутствуют самое главное — предложения…

%d1%8d%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%8fПодобные действия главы государства вызвали откровенное удивление. Даже Главное научно- экспертное управление Верховной Рады Украины не сдержалось в своем выводе и заметило: «Вместе с тем обращаем внимание на то, что согласно требованиям статьи 94 Конституции Украины предложения Президента Украины для повторного рассмотрения закона должны быть не только мотивированы, но и еще сформулированы должным образом с тем, чтобы их можно было поставить на голосование».

Что дальше? Возможно, среди тех, кто «вдохновил» Президента на вето, есть лица, для которых Ассоциация с ЕС не является приоритетом. Однако Протокол о СЕО ратифицирован, и от соблюдения требований международных соглашений Украину никто не освобождал. Так, например, Словакия и Венгрия уже направляют нам проекты своих программных документов и отчеты о СЕО для консультаций в рамках Протокола; очевидно, у Украины есть такое же обязательство в отношении документов, которые, возможно, будут иметь влияние на другие государства — стороны Протокола. А процедуры, тем временем, у нас нет… И не исключено, что вскоре мы опять окажемся на пороге санкций за несоблюдение международных соглашений.

Ситуация, откровенно говоря, крайне сложная, ведь в Верховной Раде Украины вряд ли понимают, как учесть то, чего нет, а на преодоление вето 2/3 голосов тоже не соберется… Получается парадокс: загнали себя в угол, создав сами себе проблемы, и думаем, как из этого выпутаться перед очередным саммитом Украина — ЕС. Европейцы сами озадачены, но разве это для нас впервые?..

http://day.kyiv.ua

 

 

Опубликовано в ВЛАСТЬ. Leave a Comment »

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: