ОТКРЫВАЯ ХЭМА ЗАНОВО. Театральное интервью Валентина Слонова

%d0%b2%d0%b8%d1%81%d0%bb%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%beВ один из святочных дней удалось пообщаться с заслуженным деятелем искусств Украины Валентином Слоновым (на фото), который два десятка лет был директором Запорожского областного академического украинского музыкально-драматического театра имени В.Г.Магара. По мнению многих, тот период был одним из наиболее успешных в творческой биографии «магаровцев». В настоящий момент Валентин Иванович является продюсером и художественным руководителем «Danapris театра», который, несмотря на свой предельно юный возраст, успел обрести популярность и успех. Ибо его неподражаемый стиль – драматургическая классика в сочетании с модерном. Каких новых необычных «художеств» ожидать нам от «Danapris’a» в нынешнем театральном сезоне? Об этом – в интервью с В.И.Слоновым.

— Среди поклонников Мельпомены поговаривают о том, что Вы, уважаемый Валентин Иванович, в наступившем году намерены порадовать публику чем-то совсем уж необычным. Не приоткроете ли завесу?

— Если всё пойдёт так, как задумано, то в нынешнем театральном сезоне запорожцы и гости нашего города увидят спектакль «Старик и море» по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя. Материал очень сложный и в то же время чрезвычайно интересный. Тут я  един в трёх лицах – и создатель драматургической основы, и сценограф, и режиссёр-постановщик.

— Почему именно это произведение, да ещё и теперь?

— Небольшую по объёму повесть «Старик и море» Хем писал аж 16 лет. И получил за неё Нобелевскую премию. Этим всё сказано. Если говорить предельно кратко, сюжет и фабула повести напрямую связаны с биографией автора. Хемингуэй и сам был заядлым рыбаком, вообще азартным человеком. Самая крупная его добыча – рыба-парус. Она до сих пор хранится в музее. Тут ведь целая философская концепция. Когда на Старика напали акулы, он вдруг понял, что заплыл слишком далеко. Перешагнул ту роковую черту, переходить которую не следует. Понимай так: человек должен соизмерять свои силы и возможности. Поэтому наш герой потерпел поражение, хотя рыбу всё-таки поймал. При этом Старик постоянно твердит: победить человека невозможно. Вроде бы парадокс. Но настоящая философия жизни всегда парадоксальна, как и сама жизнь. Что своим гениальным творческим чутьём и уловил Хемингуэй. Поэтому его взгляд на мир всегда современен и лично мне близок. Он прекрасно объясняет всё то, что происходит с каждым из нас, да и с нашей страной тоже. Особенно в последние годы.

— Ну и как эта прозрачная метафора воплотится на сцене?

— Ваш покорный слуга постарался проработать концепцию режиссуры и сценографии как единое целое. Место действия – условное море. А вот от лодки в привычном смысле слова я отказался. Это скорее плот в виде куба, очерченного рёбрами. Своего рода пределы возможностей, за которые то и дело выходят наши желания. Таков концепт. В роли Старика Сантьяго – заслуженный артист Украины Виктор Гончаров. Ввёл я и образ автора. Кто сыграет Хемингуэя – пока секрет. Давайте сохраним интригу до премьеры. Скажу лишь, что это молодой и, на мой взгляд, весьма перспективный актёр. В сценографии присутствуют три сирены. Юные танцовщицы. Изумительная пластика. Всё это – под музыку Дебюсси, которая идеально гармонирует с данным драматургическим материалом. Предваряя ожидаемый вопрос, скажу также, что говорящей рыбы в пьесе нет.

— На какой площадке состоится премьера?

— Пока не решил. Есть варианты.

— Замысел созрел давно?

— Ещё когда работал директором областного драмтеатра. Насколько мне известно, аналогичная задумка была и у Юрия Любимова, которому в нынешнем году исполнилось бы 100 лет. Увы, не успел осуществить. И вот ведь что поразительно. Спектакль по мотивам повести «Старик и море» готовит и знаменитый режиссёр Анатолий Васильев. Премьера анонсирована на 19-20 июля в театре им. Вахтангова в рамках XIII Международного Чеховского фестиваля. О чём говорят все эти как бы совпадения? Они говорят о том, что в профессиональной творческой среде циркулируют одни и те же креативные идеи. И это вовсе не случайность, не чья-то личная прихоть. Ноосферный сигнал явно ищет исполнителей. Вопрос лишь в том, кто и когда воплотит эти посылы в сценических образах. Собственно говоря, именно поэтому такие произведения востребованы.

Фото ВВП

Фото ВВП

— У Вас была такая возможность в бытность директором Запорожского областного академического театра.

— Тогда, если помните, было множество больших и значимых проектов. Хемингуэя я, конечно же, уже тогда держал в голове, но откладывал до лучших времён. Мечтал иметь в репертуаре, кроме инсценировки «Старик и море», спектакли по мотивам романов «Прощай, оружие!» и «По ком звонит колокол». Увы, в силу известных обстоятельств данные заделы не реализованы.

— Как Вы полагаете, нынешний состав театра имени Магара способен осуществлять проекты подобного уровня?

    — Творческий потенциал этого коллектива пока ещё достаточно высок. К величайшему сожалению, в последние годы он заметно сдал позиции. Ошибка №1: закрыты брендовые, фирменные магаровские проекты, в том числе ландшафтные спектакли под открытым небом, а также музыкальные спектакли. И это при том, что уже в 2013 году театр был готов к постановке полноценной оперы. Зритель лишён возможности увидеть и услышать полюбившееся ему «Таинство Творения». Это шедевр европейского уровня, в котором звучит волшебная музыка Вивальди. А ведь с этим поистине уникальным спектаклем нас приглашали в другие города на открытие театральных фестивалей!

Уволился главный дирижёр Александр Сурженко, что тут же больно ударило по музыкальной части. И это при том, что театр имени Магара – музыкально-драматический. Ошибка №2: похоронено фестивальное движение. Не хочу нахваливать самого себя, но при мне было проведено два всеукраинских фестиваля академических театров и три – международных. Взамен не создано ничего. К концу 2013 года мы уже практически вышли на уровень всеукраинской театральной премии имени Владимира Магара, но и эту идею тут же «зарубили» на корню.

— Отсюда – сакраментальный вопрос: каков же выход?

— Выход один. Таким сложным творческим организмом, как академический театр, должны руководить профессионалы, видящие стратегию его развития, прежде всего репертуарную. Это сугубо кадровый вопрос. Сразу же расставлю точки над «i»: дважды в одну и ту же «реку» я никогда не вхожу. У меня уже два года свой собственный проект. Его и намерен развивать.

— Благодарю за интересные подробности. Пользуясь случаем, позвольте пожелать Вам, Валентин Иванович, успехов во всех Ваших творческих начинаниях.

Сергей ГРИГОРЬЕВ, фото автора

НА СНИМКЕ: новогоднее поздравление В.И.Слонову (фотоархив).

Опубликовано: http://ukrvedomosti.com.ua

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: