«ЭТО ТЕБЕ НЕ МЕЛОЧЬ ПО КАРМАНАМ ТЫРИТЬ!». За свою жизнь Георгий Вицын сыграл почти в ста картинах

1Легендарному  Георгию  Вицину  было  бы  100.    АКТЕР с большой буквы, его роли в кино обожаемы и любимы миллионами зрителей. Его шутки, произнесенные с экрана, стали настоящей классикой советского юмора. Ведь представить себе комедии тех лет без этого смешного худощавого парня уже, наверное, невозможно.

Георгий Вицин – это актер, которого уже давно нет с нами. Однако его образы и роли и сегодня заставляют сердца миллионов поклонников биться чуть-чуть быстрей. Он остался с нами, даже после того как ушел в мир иной. Мы помним его. А потому данная биографическая статья является своеобразным способом отдать дань уважения великому советскому актеру театра и кино.

00 ДЕТСТВО

 По официальным данным, которые сегодня можно встретить в некоторых документах, местом рождения Георгия Вицина является Петроград. Однако по другим сведениям, которые сегодня принято считать более достоверными, родным городом советского актера является городок Териоки, сегодня носящий название Зеленогорск. Актёрская труппа «Лесной школы». Вицин в камзоле, треуголке и с бабочкой.  Кроме того, определенные неточности связаны и с датой рождения актера.

Так, как принято считать, что  Вицин родился не в 1918, а в 1917-м году. Изменения в официальные метрики были внесены по настоянию его матери, которая пошла на такой шаг, чтобы отправить сына в хорошую оздоровительную лесную школу, в которую будущий актер не проходил по возрасту. Когда Георгию Вицину было всего восемь месяцев, его родители переехали в Москву, и вся дальнейшая судьба актера была связана именно с этим городом. Окончив общеобразовательную школу, актер поступил в училище Малого театра, в котором, однако, проучился недолго и был отчислен с весьма интересной формулировкой «за легкомысленное отношение к учебе».

Данный жизненный эпизод не смутил Георгий и лишь только еще больше упрочил его решимость стать профессиональным актером. На следующий год после отчисления он подал документы в три театральные студии, в каждую из которых был принят Выбирая из трех вариантов, Георгий выбрал престижное Московское театральное училище им. Е. Вахтангова. Однако год спустя по невыясненным обстоятельствам перевелся в студию МХАТ-2. В данном месте актер проучился до самого конца. Получив диплом в 1936-м году, Георгий Вицин поступил на работу в театр-студию Н.П. Хмелёва (который впоследствии был преобразован в театр имени М. Ермоловой). В этом месте Вицин в общей сложности проработал тридцать три года.

 АКТЕРСКАЯ КАРЬЕРА 

Первой ролью Георгия Вицина стала эпизодическая роль железнодорожника в киноленте «Здравствуй, Москва!» (1945 г. в.). Однако по-настоящему отметиться в кино актер смог несколько поздней. Так, в 1951-м Георгий Вицин исполнил роль Николая Гоголя в картине «Белинский». Данная работа оказалась настолько яркой и удачной, что год спустя актер вновь предстал перед зрителями в образе украинского классика в ленте «Композитор Глинка». Георгий Вицин в молодости стал знаменитым

В период с 1954-го по 1961 актер отметился во многих других примечательных картинах. Так в его биографии появились такие известные фильмы как «Максим Перепелица», «Двенадцатая ночь», «Дон Кихот», «Василий Суриков», а также кинолента «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», в которой Вицин снова сыграл Гоголя. Данные работы заняли достойное место в фильмографии актера. Однако подлинную всесоюзную славу Георгию Михайловичу принесли фильмы Леонида Гайдая и образ «Труса», который был впервые воплощен в киноновелле «Пёс Барбос и необычный кросс».

6После этого Вицин возвращался к этой роли еще три раза. Так, картины «Самогонщики», «Операция „Ы“», «Кавказская пленница» стали подлинным апогеем его карьеры. Эти роли запомнились зрителю, но сложно сказать, что после них карьера Вицина резко пошла на спад. В его судьбе было еще много замечательных ролей. Наиболее известными и любимыми зрителями стали ленты «Женитьба Бальзаминова», «Джентльмены удачи», «Старая, старая сказка». За свою жизнь великий советский актер отметился почти в ста картинах.

Кроме того, известность и популярность Вицину принесли и многочисленные роли в театре. Помимо всего перечисленного Георгий Михайлович работал также над озвучиванием многих иностранных картин и советских мультфильмов. На данном поприще он также достиг немалых успехов, подарив свой голос бессчетному множеству экранных персонажей. Многолетняя работа в театре и кино принесла Вицину звание Заслуженного, а затем и Народного артиста РСФСР. В 1990-м Георгий Михайлович был удостоен звания Народного артиста СССР. Георгий Вицин фильмография Видео не работает?

 ВИЦИН ЗА КАДРОМ

 Как отмечают друзья актера, Георгий Вицин всю жизнь был страстно увлечен изобразительным искусством. Он прекрасно рисовал карикатуры, а также добился определенных успехов в живописи, скульптуре и графике. В начале девяностых Вицин много гастролировал по России, выступая с известными монологами и разыгрывая с другими персонажами легендарной троицы различные отрывки из фильмов Гайдая. Однако столь плотный рабочий график никогда не приносил актеру каких-то ощутимых дивидендов.

Отдав свою просторную квартиру единственной дочери Наташе, Вицин перебрался в обычную «хрущевку», которую покидал достаточно редко. В последние годы жизни Георгий Михайлович жил как отшельник, выходя из дома лишь для того, чтобы немного прогуляться и покормить голубей. Несмотря на скромные условия жизни, от помощи друзей и знакомых он всегда отказывался. Единственным человеком, который всегда находился рядом с постаревшим и больным актером, была его супруга Тамара Фёдоровна.

 СМЕРТЬ ГЕОРГИЯ ВИЦИНАМ И ВСЕ, ЧТО БЫЛО ПОСЛЕ

 Актера не стало 22 октября 2001-го года. Георгий Вицин умер в одной из московских клиник из-за хронических заболеваний сердца и печени. Могила легендарного комика находится на Ваганьковском кладбище в Москве. После смерти актера в его честь был установлен памятник в одном из парков родного ему Зеленогорска. Скульптура изображает его в роли Михайло Бальзаминова. Могила Георгия Вицина находится на Ваганьковском кладбище в Москве Некоторое время после установки памятника скульптор Юрий Кряквин работал также над созданием скульптур Никулина и Моргунова, однако в настоящее время бронзовый Вицин все еще приветствует горожан в гордом одиночестве. [97]

Далее: http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-georgiy-vicin.html

История любви: Две женщины в жизни Георгия Вицина

Он не был писаным красавцем, но в поклонницах отбоя не было. Ему всю жизнь приходили письма, в которых женщины писали, что хотят родить от него ребенка. Многие актрисы пытались соблазнить популярного коллегу… Но Вицин не поддавался.

В личной жизни у Георгия Вицина  все было просто и сложно одновременно. В юности был роман с актрисой Диной Тополевой, которую он увел у своего учителя, народного артиста СССР Николая Хмелева. Как ни странно, отношения между актерами после этого ничуть не изменились. Хмелев простил жене измену, и Вицин с почтением всю жизнь относился к своему учителю и режиссеру.

В гражданском браке Вицин и Тополева прожили почти 20 лет. А потом 38-летний Георгий встретил Тамару – племянницу знаменитого ученого Мичурина.

Они встретились в Театре имени Ермоловой. Тамара служила там бутафором. По ее рассказам, это знакомство состоялось на Пасху. Она пришла в реквизиторскую, куда народ принес куличи и паску. Вошел и Вицин с крашеным яйцом в руке. «Девочки, я пришел похрисаться», – сказал он. Они трижды поцеловались, заглянули друг другу в глаза, и поняли, что влюбились. Они начали встречаться. ivona.bigmir.net/…/story/355268-Istorija-ljubvi—Dve-zhencshiny-v-zhizni-Georgija-

0Дочь Георгия ВИЦИНА Наталья: «Не давая интервью, отец был абсолютно прав: миф должен оставаться мифом»

Он стал актером, чтобы избавиться от болезненной застенчивости. «Я пытался бороться с закомплексованностью, — вспоминал впоследствии Георгий Михайлович, — и меня потянуло к лицедейству. Надо было приучить себя к аудитории». Внешне ему это вполне удалось, вот только в душе он так и остался скромным, стеснительным. По словам тех, кто хорошо его знал, Вицин был, скорее, созерцателем, философом, погруженным в свой внутренний мир, но вынужденным время от времени надевать маску шута и выходить в ней на сцену или съемочную площадку.Всю жизнь Георгий Михайлович «жонглировал» своим возрастом.

 По документам он появился на свет в 1918 году в Петрограде, на самом же деле, был на год старше и родился в финском городке Терийоки, ныне российский Зеленогорск. В 30 с лишним лет актер был одинаково убедителен в роли древнего деда Мусия («Максим Перепелица») и юного Васи Веснушкина («Запасной игрок»), потом в «Женитьбе Бальзаминова» и вовсе «помолодел» на 28 лет.

Вицину был под силу любой образ — мистик Гоголь в «Белинском», сексуально озабоченный старик Морозо в спектакле «Укрощение укротителя», скромный романтик Канарейкин в «Она вас любит». Но недаром некий пожилой актер, глядя на ужимки и прыжки молодого Вицина, мрачно и с пафосом произнес: «Обезьянка… Дурачок… Шут гороховый!». Больше всего мы любим комедийные роли актера — Сэма в «Деловых людях», Хмыря из «Джентльменов удачи», Волшебника из «Старой, старой сказки», пана Цыпу из «Кабачка «13 стульев» и, конечно же, Труса из знаменитых фильмов Леонида Гайдая «Самогонщики», «Пес Барбос и необычный кросс», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница»…

Георгий Вицин редко давал интервью, объясняя это давней, еще с детских лет, нелюбовью к экзаменам. Его дочь Наталья тоже избегает общения с журналистами (видимо, это у них наследственное). Но аргументы у нее другие: «Думаю, даже согласившись побеседовать, отец не ответил бы ни на один ваш вопрос, зато загнул бы что-нибудь такое, что вы точно запомнили бы на всю жизнь, — например, прочитал какое-нибудь стихотворение или спел частушку собственного сочинения».

4«ПАПА НА ОДИН ДЕНЬ ПОВЕЗ МЕНЯ В КИЕВ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ КАРТИНУ ВЕЛАСКЕСА «ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ МАРГАРИТЫ»

— Наталья Георгиевна, наверное, все ваше детство прошло в киноэкспедициях — на съемках Георгия Михайловича?

— Больше всего времени мы проводили в Ялте — там жила моя мама, будучи беременная мной, там я даже в школу пошла. Мы, дети, очень любили Ялтинскую киностудию. В ее дворе стояли кареты, фрагменты декораций каких-то башен и замков из сказок Птушко, среди которых так интересно было играть. Был там и огромный бассейн, правда, без воды, в нем снимали отдельные эпизоды фильмов «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Можно сказать, что я росла в сказке, и этим счастьем обязана папе.

— На киностудии Вицина, наверное, все очень любили?

— Отношение к папе было двойственным. Я это очень хорошо знала, потому что общалась преимущественно с бутафорами, осветителями, ассистентами режиссера, а особенно с их детьми. С одной стороны, его зазывали, старались отпросить из театра на съемки хотя бы на два дня, с другой — с трепетом ждали его появления, потому что знали: если Вицин приедет, обязательно пойдет дождь и нельзя будет снимать.

— Папа не любил солнца и обожал шторм, предпочитал отдыхать на море в некурортное время. По пляжу гулял, когда там нет никого из отдыхающих — только он и птицы. Вообще, обожал Крым, всегда снимал на домашнюю камеру дорогу из Симферополя в Ялту.

Хорошо помню одну историю: мы с ним на поезде приехали в Симферополь, на улице жара. Папа вышел из вагона в теплых ботинках, непромокаемом плаще и с зонтом. «Георгий Михайлович, — рассмеялся встречающий нас ассистент режиссера, — вы немного не по погоде оделись, на небе ни единого облачка!». — «Ничего, — ответил папа, — природа меня любит, она меня не подведет».

Сели в машину, доехали до перевала — солнце. Начали спускаться к морю — увидели удивительную картину: все побережье затянуто тучами и идет дождь. «Откуда он взялся, — недоумевали ассистент и водитель, — еще час назад небо было абсолютно чистым?!». Я посмотрела на папу — он хитро улыбался. Мне тогда показалось, что он у меня немного волшебник: как задумает, так и будет.

— Георгий Михайлович хотел, чтобы вы стали актрисой?

— Нет, у меня с детства проявились склонности к рисованию, и папа этим очень гордился. Его родной брат был профессиональным художником и скульптором, учеником знаменитой Веры Мухиной, ассистировал ей во многих работах, в том числе и в тех, которые она делала для своей выставки в Париже. Папа тоже неплохо писал и лепил, у него просто не было времени, чтобы этим заниматься. Но как-то они с дядей на спор лепили портреты друг друга, так у папы получилось ничуть не хуже, хотя он никогда этому не учился.

— Разве ваш отец не мечтал с детства стать актером?

— Так оно и было. В дневниках, которые папа вел с юных лет, я прочитала, как он, злостный безбилетник, тайком пробирался в театр: нужно было быстро пробежать мимо швейцара и пробраться на балкон, а еще лучше — на колосники… Он знал наизусть все роли и часто представлял себя на месте любимых актеров. Но и краски с холстом его манили тоже.

— Возможно, в вас он видел воплощение своей несбывшейся мечты о живописи?

— Папа старался воспитывать во мне художественный вкус. Помню, когда я была совсем маленькой, он на один день повез меня в Киев только для того, чтобы показать «Портрет инфанты Маргариты» Веласкеса, который считал уникальным. Причем, чтобы вырваться, ему пришлось сделать какие-то немыслимые перестановки в своем съемочном графике — у него ведь каждый день был расписан. Заодно отец показал мне и Киев, который очень любил. Самое большое впечатление на меня тогда произвел Андреевский спуск и стоящая в самом его начале красивейшая церковь Растрелли.

— Георгий Михайлович был строгим родителем?

— Скорее, требовательным. Он не терпел нравоучений и никогда меня не ругал, но одного его взгляда было достаточно, чтобы я сделала так, как он хочет. Даже повзрослев, курить в его присутствии я стеснялась. Он был человеком серьезным, но в общении всегда оставался хохмачом — мог с юмором обыграть любую ситуацию, обладал легкостью почти мальчишеской. А вот за хохмы мама его всегда ругала, потому что за годы супружества наслушалась столько, что это был уже явный перебор.

«ГЕРОИЧЕСКИЕ РОЛИ ОН СЧИТАЛ СКУЧНЫМИ»

— За что Георгия Михайловича в свое время исключили из Щепкинского театрального училища?

— Он не посещал политинформации (ему это было неинтересно), а официальная формулировка гласила: «За нарушение учебной дисциплины». А ниже в приказе на отчисление написано, что студента Вицина принимают в Школу-студию МХАТ, и стоит личная подпись Николая Павловича Хмелева, который взял его к себе на курс. Хмелев многому научил папу, они были не только учителем и учеником, но и друзьями.

— Хотя это не помешало вашему отцу увести у Хмелева жену — актрису Дину Тополеву?

— Ну, можно сказать и так, хотя это поверхностная формулировка. Речь ведь идет не о банальном адюльтере, не о романчике, а о серьезных отношениях двух людей. Папа с Диной прожили вместе 20 лет. Она была уникальным человеком, близким ему по духу, по каким-то индивидуальным качествам. Я читала их письма друг другу: отношения этой пары были настолько тонкими и не пошлыми, что сегодня, когда любовь стала совсем другой, мало кому понятны.

Даже когда они расстались и папа женился на маме, он все равно продолжал общаться с Диной, как с близким другом, а я воспринимала ее как родственницу, полноправного члена нашей семьи. Более того, когда достигла возраста, в котором не обо всем можно рассказать родителям, именно Дина стала моей лучшей подругой.

Она ведь старше папы, но казалась мне самой молодой и веселой. В ней было то обаяние, которое встречается только в актерах, яркость эмоций, умение рассказывать. А какие у нее были подружки-актрисы! Они жили в каком-то особом мире любовных писем, записочек, вечеринок, чаепитий и увлекательнейшего общения — сейчас такого уже не существует. Эти дамы любили театр как сосредоточение искусств, а не как средство для заработка.

2— Многие комедийные актеры болезненно переживали отсутствие серьезных ролей. А как на это реагировал ваш отец?

— В начале карьеры никто не прочил ему комедийного амплуа, у него были вполне серьезные театральные и киноработы. Режиссер Григорий Моисеевич Козинцев, снимавший фильм «Белинский», где папа сыграл Гоголя, очень высоко ценил его талант и хотел работать с ним дальше. А увидев его в «Псе Барбосе», очень сожалел, что такой актер начал сниматься в комедийных картинах. У нас сохранились письма от Козинцева к отцу, я их читала.

У папы были пробы, например, на роль Овода, которого потом сыграл Олег Стриженов, однако он себя в ней не представлял. С детства его кумирами были Чарли Чаплин, Гарольд Ллойд… Но Бастер Китон с непроницаемым лицом (его еще называли комиком без улыбки) был отцу, пожалуй, ближе всех. Серьезные и героические роли он считал скучными. Высшим пилотажем для него была трагикомедия, и все его персонажи были именно такими.

— В том числе и самая любимая его роль — в фильме «Женитьба Бальзаминова»?

— Не могу сказать, что она была для него самой любимой, но самой желанной — точно. Отец со своим другом, кинорежиссером Константином Воиновым, задумали экранизацию пьесы Островского еще в Школе-студии МХАТ, где вместе учились. Когда такая возможность у них, наконец, появилась, были безумно счастливы. Я, тогда еще ребенок, хорошо запомнила атмосферу, царившую на площадке, — люди не столько работали, сколько получали удовольствие.

Снимали в Суздали, бывшей тогда еще тихим провинциальным городом. Все наслаждались настоящей жизнью! Им не помешало даже то, что папе было уже хорошо за 40, а его герою, Мишеньке Бальзаминову, около 20-ти. А самой любимой его работой был сэр Эндрю из шекспировской «Двенадцатой ночи». Отец очень гордился, что ее хвалили англичане: дескать, он очень точно ухватил суть их национального юмора.

— А как Георгий Михайлович относился к незабвенному Трусу из знаменитой гайдаевской троицы?

— Считал эту роль редкой творческой удачей. Отец, кстати, всегда говорил, что Трус по-человечески очень близок ему — он ведь тоже в душе поэт. А поскольку папа очень хорошо его чувствовал, то придумывал для него всякие смешные штучки.

Например, в сцене, когда Трусом вышибают дверь, предложил крикнуть: «Поберегись!». Но самая главная его находка — эпизод, в котором Трус, Балбес и Бывалый перегораживают Нине дорогу. Все, что происходит там с отцовским героем, он придумал сам. Ему это доставляло ни с чем не сравнимое удовольствие, все-таки по натуре он больше режиссер, чем актер. Правда, рассказывая об этом, папа всегда благодарил Гайдая — говорил, что работать с ним было очень легко.

— Тем, что Георгий Михайлович всегда выглядел значительно моложе своих лет, он обязан занятиям йогой?

— У него была собственная система владения собой, своим телом. Папа ведь ровесник революции, он появился на свет в 1917 году, его детские годы пришлись на гражданскую войну, разруху. Его мама, моя бабушка, воспитывала двух сыновей одна, они голодали. У отца было очень слабое здоровье, поэтому при первой же возможности она устроила его в так называемую Лесную школу, где детей и лечили, и учили. А при этой школе действовал самодеятельный театр, где преподавали старые актеры. Одной из дисциплин были дыхательные упражнения по системе йогов. Папа настолько увлекся ею, что потом всю жизнь серьезно и глубоко занимался физиологией человека, изучал всевозможные практики, позволявшие владеть собой.

Во всем, что касается здоровья человека и, главное, духовного отношения к своему внутреннему миру, он разбирался очень хорошо. Мог, например, восстановить силы за пять минут — просто засыпал и просыпался совершенно отдохнувшим. Мог замедлить пульс чуть ли не до 20 ударов — я сама это не раз проверяла.

Папа считал, что такие умения в его профессии просто необходимы, и часто делился своими знаниями с молодыми актерами. Еще он знал какие-то упражнения и приемы, позволяющие за короткое время омолодиться, — у него всегда спрашивали совета актрисы, с которыми он работал.

5«СВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ УХОДЕ ИЗ ТЕАТРА ОТЕЦ НАПИСАЛ КАК РАССКАЗ В ДУХЕ ЗОЩЕНКО»

— Правда, что ваш отец коллекционировал афоризмы?

— Он был неисправимым книголюбом и собирал библиотеку, наверное, там были и сборники афоризмов, но больше, конечно, он сам их сочинял. А как смешно показывал в лицах! Меня этот фонтан юмора иногда даже подавлял. Я понимала, что сама так не смогу никогда, поэтому и не рассказывала в его присутствии анекдотов — мои потуги на актерство казались мне смешными и беспомощными. Отец был творческим человеком абсолютно во всем. Например, заявление об уходе из театра (папа, если его совсем уж доводили, мог проявить крутой нрав) он написал как юмористический рассказ в стиле своего любимого Зощенко — получилось настоящее произведение искусства, у меня сохранились черновики. Оно настолько комично и одновременно грустно, что над ним можно просто рыдать. Но главное — текст был неофициальным: отец терпеть не мог шаблоны и стандарты.

— А что Георгий Михайлович читал?

— Увлекался философией, любил классику, особенно Толстого, обожал письма и дневники великих людей. Я уже лет пять, наверное, пытаюсь привести в порядок его библиотеку, но это очень непростое дело — во-первых, сами по себе тома очень тяжелые, а во-вторых, трудно решить, что именно оставить, а что — отдать. Да и вообще книги очень сложно разбирать: каждую из них раскрываешь, начинаешь читать, увлекаешься…

— Как он умудрялся приобретать их во времена тотального дефицита?

— У него был своеобразный ритуал: каждый день он должен был пройтись по книжным магазинам, везде у него были знакомые продавцы, оставлявшие ему все, что он просил, а сверх того — еще и новинки. Если отца не было дома, я всегда знала, где его найти, — в одном из крупных книжных магазинов: либо на улице Горького, либо на Калининском проспекте. Учитывая этот его интерес, папу избрали членом Общества книголюбов. От покупки книг он удержаться не мог, его ограничивали только размеры нашей квартиры, которая была буквально забита томами. Из-за этого буквально выли не только мы с мамой, но и наша собака — у нее в прихожей был только узкий проход, где ей было не развернуться. Наверное, поэтому псина начала понемногу подгрызать книги, лежавшие внизу.

Но папа все равно почти каждый день приносил домой все новые и новые фолианты. Донести все, что купил, за один раз было тяжело, и он оставлял их где-нибудь по дороге — например, в продовольственном магазине на кассе. Когда отец в очередной раз вваливался в квартиру с полным портфелем и пакетом, мы с мамой с ужасом спрашивали: «Ты не надорвался?». Он виновато отвечал: «Это еще не все, выйду ненадолго за остальным». Время от времени мамино терпение лопалось, она начинала ругаться, и папа клятвенно заверял: «Сейчас начну выбрасывать ненужные!». Но так ни разу ни одной и не выбросил, теперь это придется делать мне.

— О любви Георгия Михайловича к животным ходят легенды. Директор Музея трех актеров Владимир Цукерман рассказывает, что он каждый день выходил во двор с несколькими пакетами пшена, которое скармливал голубям.

— Когда я покупала ему одежду, он первым делом смотрел на карманы и говорил: «Нет, это мне не подходит, здесь маленькие. Почему не делают большие, чтобы влезал пакет с крупой?». И я старалась выбирать вещи с огромными карманами, а если не удавалось найти ничего подходящего, пришивала их сама. Вы не представляете, насколько уникальным было его общение с птицами, которые всегда — в любую погоду! — ждали его прихода.

Когда папа заболевал или был занят на концерте, просил меня пойти покормить пернатых. Как будто оправдываясь, говорил: «Наверное, это была глупая затея — начать их кормить, но если уж принялся, нельзя бросить. Они голодны и будут ждать». И я шла.

Поначалу мне даже бывало стыдно, что занимаюсь этим, но потом общение с ними дало мне возможность правильно чувствовать окружающий мир. Иногда я даже думаю: может, это и есть самое главное в нашей жизни? Птицы меня не знали, но, увидев папину собаку, тут же начинали слетаться. Я переходила с одной улицы на другую, они парили над крышами. Я садилась на скамейку — они принимались играть с собакой. Вороны даже таскали ее за хвост.

— Невероятно!

— Возможно, кто-то подумает, что рассказываю сказки, но так оно и было. Они прилетали больные, со связанными проволокой лапками, и папа просил меня помогать ему распутывать их. Какое-то время спустя спасенные прилетали к нам вместе со своими птенцами. Они ждали папу около подъезда, некоторые подлетали к нашим окнам и заглядывали в них. Конечно, птицы быстро привыкают к тому месту, где живут, но ведь была не голубятня, а обычная городская квартира на девятом этаже. Всегда ждали отца и дворовые собаки, которых он подкармливал чем мог.

7«ПУБЛИКАЦИИ О ТОМ, ЧТО ОТЕЦ УМЕР В НИЩЕТЕ, МЕНЯ ОСКОРБЛЯЮТ»

— Сколько собак было у вас дома?

— Три — всех отец подобрал на улице. Пса Мальчика нашел зимой, в тот год она была особенно холодной, и бедняга замерзал на улице: хоть и лежал на том месте, где проходят трубы теплоцентрали, двигаться уже не мог. Папа притащил его домой на руках. Мальчик попал к нам уже взрослым псом со сформировавшимся свободолюбивым характером, поэтому обитать с ним в одной квартире было трудно, но он очень любил отца.

Потом отец еще одну собаку привел. Третью, которая до сих пор живет у меня, нашел на Калининском проспекте. Она была совсем щеночком, он наклонился, чтобы ее покормить, а она оказалась очень хитрой и, вместо того чтобы поесть, запрыгнула ему на руки. Так он с ней домой и пришел. Мама воспротивилась: «Хватит уже псов в доме!». Папа в ужасе, что придется выбросить собачонку на улицу, позвонил мне: «Срочно приходи, очень серьезное дело!»

Со мной отец всегда шутил, поэтому, когда я услышала его трагический голос, у меня чуть сердце не выскочило: бегу, а у самой перед глазами возникают картины одна страшнее другой. Забегаю в подъезд, а он со щенком сидит возле лифта: «Мама не пускает ее домой, забирай». Мне повезло, псинка оказалась самой маленькой по размеру, потому что остальные две были огромными.

Правда, со временем и их пришлось забрать — после смерти отца маме очень тяжело было за ними ухаживать. Одна умерла от старости, вторая убежала, а эта вот осталась. Она у нас — звезда экрана: когда делают телепрограмму или фильм о папе, ее обязательно снимают.

— Как Георгий Михайлович отнесся к перестройке и всему, что за ней последовало?

— Философски. Помню его слова: «Сейчас все сломают, потом еще раз построят. Снова сломают и снова построят. Ничего нового в этом мире нет».

— Много пишут, что в последние годы жизни он очень бедствовал…

— Честно говоря, публикации о том, что отец умер в нищете, меня оскорбляют. Да, у него действительно была небольшая пенсия, но в то время многие люди находились в подобном положении. Сами понимаете, когда коренным образом меняются условия жизни, первым этапом для всех становится шок. Люди пытаются понять, как жить дальше, но со временем приспосабливаются.

Молодые пережили то время гораздо легче, чем пожилые, у которых активный возраст давно прошел. Тем, кто в свое время не создал себе материальную базу, пришлось тяжело. Отец денег не накопил, это было абсолютно не в его характере. Он не стремился играть роли, за которые полагались награды и звания. Жил, как свободный художник, в материальном плане довольно безалаберно. После перестройки взамен старых мастеров тут же появились какие-то звезды, получающие совершенно заоблачные гонорары, но отец был уже очень пожилым человеком.

— Но до последних дней работал — принимал участие в сборных актерских концертах…

— С одной стороны, он вынужден был это делать — концертные гонорары были неплохой прибавкой к пенсии. С другой — эти выступления помогали ему держать себя в форме. Папа любил повторять: «Ложиться нельзя, если только ляжешь — все! Надо все время шебуршиться!». И добавлял: «Меня спасают собаки — подходят утром, бьют лапой и говорят: «Давай просыпайся — мне надо в туалет!». Деваться некуда, приходится вставать».

— Из знаменитой троицы Вицин — Никулин — Моргунов Георгий Михайлович, будучи старше всех по возрасту, ушел последним. Он тяжело переживал смерть коллег?

— Конечно, у них ведь были очень теплые отношения. Первое время они часто встречались на концертах — они тогда были нарасхват, все старались их к себе заманить. Потом, когда Никулин стал руководителем и часто уезжал со своим цирком на гастроли, начали видеться реже. А вот с Моргуновым, с которым пересекались на актерских концертах, наоборот, чаще. И семьями мы больше дружили с Моргуновыми.

Ну а к тому времени, когда их не стало, ушли и почти все друзья отца — детские, юношеские. Он в этом смысле остался совсем один и, наверное, как-то научился справляться со своей скорбью.

Из-за того, что он молодо выглядел, многие события, связанные с ним, воспринимались неправильно. Например, журналисты часто пишут, что отец был нелюдимым, не любил компаний. Забывают, что речь идет о человеке преклонных лет…

У папы тоже были и веселые компании, и загулы до утра, но в другом возрасте. Многие в такие годы вообще отгораживаются от мира, закрываются в четырех стенах и не хотят ни с кем общаться. А он, — и это удивительно! — даже будучи очень пожилым, оставался публичным.

— Со временем имя Георгия Вицина все больше и больше обрастает легендами…

— Наверное, это оправдано современной жизнью, ведь они лучше воспринимаются и быстрее усваиваются. Отец был абсолютно прав, не давая интервью: миф должен оставаться мифом, не стоит его разрушать.

 bulvar.com.ua/gazeta/archive/s42_64971/7114.html

По  материалам  интернета  подготовил  Николай  Зубашенко

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: