Конституция Украины и стран Европы. Конституции Великобритании не существует,  Конституция США — самая маленькая, а Конституция Индии – самая большая

За годы независимости украинскую Конституцию меняли трижды, но при этом фактически действовали по очереди только два ее варианта. С момента принятия Конституции Украины ровно 19 лет назад все президенты брались ее переписывать. Больше остальных в этом вопросе отличился беглый Виктор Янукович, который вернул в действие Конституцию 1996-го через подконтрольных себе судей Конституционного суда. Позже, летом 2012-го Янукович создал Конституционную ассамблею во главе с первым президентом Леонидом Кравчуком.

В интервью «Сегодня» Леонид Макарович объяснял, что в Основном законе нормы о ГПУ, местном самоуправлении и судах не были завершены конкретными формулировками конституционного уровня. «Сегодня – это главное препятствие для реформ, так как в Конституции не прописан путь их реализации», – говорил президент. По предположениям многих экспертов, если бы в Конституции были досконально выписаны разделы и нормы о правоохранительной системе, судах и местном самоуправлении, возможно, удалось бы избежать тотальной коррупции и войны на Донбассе.

Возвращение Основного закона 2004 года было одним из первых решений Рады после бегства Януковича. О Конституционной ассамблее с ее наработками все забыли: прошлым летом Петр Порошенко распустил ассамблею, создав свою Конституционную комиссию. В пятницу состоялось ее последнее заседание: участники утвердили окончательный вариант поправок в Основной закон и передали на рассмотрение гаранту.

ТРИ РАЗДЕЛА. Конституционная комиссия за пару месяцев своего существования наработала поправки в три раздела Основного закона: по правам человека, судам и местном самоуправлении.

«Совершенствование конституционных положений по судебной реформе касается повышения требований для назначения на должность судьи, ограничения неприкосновенности судей, создания единого независимого от политического влияния органа, который будет отвечать за назначение, карьеру и освобождения судьи», – говорится на президентском сайте реформ.

На том же интернет-портале расписаны и поправки в раздел Конституции о местном самоуправлении. В частности, предлагается изменить систему административно-территориального устройства страны, введя понятие громад (общин), то есть нескольких сел или городов с прилегающими территориями, которые будут составлять район. Областные и районные госадминистрации предлагают ликвидировать, вместо них введя префектуры, а вместо губернаторов – префектов. Иными словами, это обещанная давно реформа децентрализации – расширение прав и полномочий регионов. Именно этот раздел, по словам и президента, и премьера, в варианте Конституции-96 не уберег страну от сепаратизма и войны.

Правда есть и скандальные поправки. К примеру, норма о праве президента самовольно распускать органы местного самоуправления, а также передача функции перевода и назначения судей (которые назначаются пожизненно) от Верховной Рады президенту.

Да и с особым статусом для Донбасса не все понятно. В 11 пункте «Минска-2» написано: «Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей до конца 2015 года».

Формулировка этого пункта достаточно туманная. А слухи о том, что некий особый статус для Донбасса могут прописать в переходных положения новой Конституции ходят уже давно. Буквально в пятницу в своем Facebook член Конституционной комиссии, нардеп от НФ Леонид Емец написал: «Комиссия утвердила предложения к президенту в части децентрализации. Имею особое мнение против отображения Луганска и Донецка даже в переходных положениях Конституции, о названии префекта и его полномочий и по ликвидации районных в городе советов. Особое мнение будет изложено письменно, чтобы президент знал, что дискуссия будет продолжена в парламенте».

Именно под куполом начнется самое интересное. Уже сейчас вариант Контитуциии, написанный на Банковой, раскритиковали коалицианты. И если поправки в Основной закон не наберут нужны 226 «за» в первом чтении, вопрос вынесут на всеукраинский референдум. Такое мнение высказал Арсений Яценюк на одном из последних заседаний Кабмина.

ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИИ: КОМПРОМИСС ДЛЯ ЮЩЕНКО И ИГРЫ С КС

За годы независимости украинскую Конституцию меняли трижды, но при этом фактически действовали по очереди только два ее варианта.

СОВЕТСКИЙ ВАРИАНТ.

До 1996 года Украина жила по Конституции УССР 1978 года. В Основной закон, оставшийся от СССР, за эти годы вносился ряд правок. Среди них: поправка о создании Конституционного суда, переименовании должности председателя Совета министров в должность премьер-министра, Совета министров – в Кабмин. Естественно, из этой Конституции также убрали наименования «УССР», а в 1992 году в 68 статью внесли уточнение, что Украина – независимое государство и исключили оттуда герб советской Украины. В 1994 году также внесли поправку о переименовании Крымской АССР в АРК. Но, так или иначе, постсоветская Конституция была устаревшей, и нужно было принимать более современный закон.

ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ.

В 1995 году Украина осталась последней страной в СНГ без своей Конституции. 8 июня 1995 года президент Леонид Кучма подписал со спикером Александром Морозом Конституционный договор, который должен был действовать до принятия нового Основного закона. Над утвержденным 28 июня 1996 года вариантом Основного закона рабочая группа депутатов во главе с ныне покойным Михаилом Сиротой работала с марта того года. В первом чтении Конституцию проголосовали 7 июня, но дальше процесс принятия застопорился. Не было согласования как минимум по четырем вопросам: статусу Крыма, госсимволике, вопросам собственности и статусу русского языка. Было даже предложение принять Конституцию без спорных вопросов, а по ним провести референдум.

Тем временем, недовольный скоростью работы над Конституцией, президент Леонид Кучма назначил на осень референдум по внесенному им еще в марте варианту Конституции, который предполагал создание двухпалатного парламента и существенно усиливал власть президента. Кроме того, депутатам пригрозили роспуском, если Конституция не будет принята в срок. В итоге Конституцию принимали всю ночь с 27 на 28 июня, а референдум осенью не состоялся. Принятый документ определял Украину как президентско-парламентскую республику. Кабмин, согласно первой Конституции, назначался президентом по представлению премьера. Главу правительства также назначал президент по согласию парламента.

РЕФЕРЕНДУМ И РЕФОРМА-2004.

В 2000 году Кучма решил усилить свои полномочия. По его инициативе прошел всеукраинский референдум по 4 вопросам: о введении двухпалатного парламента, праве президента распускать Раду, если в течение месяца она не сформирует действующее большинство или в течение трех месяцев не утвердит бюджет, о сокращении числа депутатов до 300 человек и лишении их неприкосновенности. Украинцы предложенные поправки поддержали, но Рада их так и не имплементировала. К концу срока своей каденции Кучма сменил подход к Основному закону. По инициативе лидеров СПУ и КПУ Александра Мороза и Петра Симоненко, а также главы АП Виктора Медведчука в 2003 году был разработан проект Конституции, превращающей Украину в парламентско-президентскую республику и усиливающий полномочия премьер-министра. Также документ предусматривал усиление прав регионов. В итоге была принята только первая часть политреформы – об ослаблении роли президента. В 2004 году, после нескольких месяцев Майдана, именно эта реформа Конституции стала компромиссом, благодаря которому прошел третий тур выборов, и к власти пришел Виктор Ющенко. Эта Конституция предполагала обязательное создание коалиции, утверждающей Кабмин, а роль президента сводилась в основном к представительским функциям. Новый вариант документа, впрочем, вступил в силу только в 2006 году, то есть около года у Ющенко были более широкие полномочия.

ВОЗВРАТ К 1996 ГОДУ

Против принятого половинчатого Основного закона не раз выступали и президент Ющенко, и премьер Юлия Тимошенко. В итоге в 2007 году Ющенко попытался отменить реформу через Конституционный суд. Но ему это не удалось. Он создал также Национальный конституционный совет, который должен был провести до 2009 года всенародное обсуждение конституционной реформы. Новый вариант документа хотели утвердить на референдуме, но Ющенко не хватило влияния для воплощения проекта в жизнь. А вот идеей о возвращении к 1996 году воспользовался уже в 2010 году Виктор Янукович, обратившись через Раду в КС, который 1 октября 2010 года вернул Украину к первой Конституции. Она проработала 4 года. Кроме того, в 2012 году Янукович создал Конституционную Ассамблею во главе с первым президентом Леонидом Кравчуком: она работала над новым вариантом украинской Конституции до декабря 2014 года, после чего ее ликвидировал уже нынешний президент Петр Порошенко.

ДУБЛЬ-2.

Последний раз Конституция менялась во время событий Майдана. 21 февраля 2014 года между президентом Виктором Януковичем и тогдашними лидерами оппозиции было подписано Соглашение, которое предусматривало возврат к Конституции 2004 года, что должно было уравновесить полномочия Кабмина, президента и парламента. Вечером того же дня Рада приняла закон, который в целом возвращал эту редакцию.

ВО ФРАНЦИИ КОНСТИТУЦИИ МЕНЯЛИ КАК ПЕРЧАТКИ, А США БОЛЬШЕ 200 ЛЕТ ЖИВЕТ ПО 7 СТАТЬЯМ

Украина – не единственная страна, где меняли Конституцию. К примеру, неоднократно вносили правки в Основной закон Беларуси. Так, по Конституции 1994 года в Беларуси, хотя она и была президентской республикой, у парламента были очень широкие полномочия. Полномочия президента в целом сводились к контролю над исполнительной властью, назначению судей, изданию указов и представительским функциям. Уже через два года Конституцию приняли в новой редакции, что усилило исполнительную власть, а президент получил широкие полномочия по назначению ключевых должностных лиц, ему стало проще распустить парламент, а его декреты и указы стали по юридической силе превышать закон. Также вместо Верховного Совета появилось двухпалатное Национальное собрание. Новый государственный строй даже назвали «суперпрезидентской» республикой». А в 2004 году по итогам референдума из Конституции Беларуси убрали ограничение на количество президентских сроков для одного человека.

В России действует Конституция 1993 года, 10 лет текст не менялся, за исключением смены названий республик в составе РФ. С 2004 по 2007 год Конституцию меняли 5 раз из—за объединения некоторых субъектов России. А последний раз изменения вносились 21 марта 2014 года и касались незаконной аннексии Крыма.

В Великобритании действует некодифицированная Конституция, состоящая из законов, прецедентов и конституционных обычаев Великобритании.

Самой краткой Конституцией в мире является Конституция США, принятая еще в 1787 году. За все время существования в нее было внесено всего 27 поправок, расширяющих права человека.

Во Франции Конституций действовало много: первая была принята в 1791 году, во время Великой Французской революции. До 1814 года были приняты еще 5 Основных законов, которые сменила Хартия 1814 года. Некоторое время действовала также альтернативная Хартия, утвержденная Наполеоном. Их заменила Хартия 1830 года, а в результате революции 1848 года документ снова стал носить название Конституции. Но и она продержалась недолго и была заменена Конституцией 1852 года, которые были сменены Конституционными законами 1875 года. В XX веке Конституцию во Франции принимали дважды: в 1946 и 1958 году, последняя действует по сей день и до сих пор почти не менялась. В нее дважды вносили поправки: первая в 1962 году – через референдум, она утвердила предложение избирать президента непосредственно народом, а вторая – в 2000 году через парламент, который сократил срок правления президента с 7 до 5 лет.

Интересные факты о правах человека в разных странах

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, охраняемых законом во имя прогресса и улучшения условий жизни. Вспомним, какие права и свободы провозглашаются в разных странах современного мира

Члены по правам человека обсуждают пакт о правах человека

Самым любопытным в Конституции Великобритании является то… что Конституции Великобритании не существует. Нет единого документа, являющегося основным законом страны: есть «конституционные законы» и «просто законы». Случился какой-нибудь судебный прецедент, пришел суд к какому-либо решению — вот и источник права. Поэтому документов о правах англичан много, они весьма разнохарактерны и в один так и не собраны. В остальном правовые нормы в Англии соответствуют западным образцам, хотя есть и курьезные случаи, касающиеся английских законов: например, здесь наезд на собаку наказывается строже, чем наезд на человека; к мэру следует обращаться только «мистер мэр», даже если мэр — женщина. А на улицах Кэмбриджа законом запрещается играть в теннис.

Конституция США считается самой маленькой и самой устойчивой Конституцией в мире. Американцы так уважают закон своей страны, что даже не вносят в основной текст поправки — их печатают отдельным приложением в конце основного текста. Кстати, первая поправка к Конституции США гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, ограничивающего свободу слова и печати». Почти в каждом штате есть какой-нибудь занятный запрет: в Висконсине запрещено пить и продавать пиво уже после 9 вечера, а в Мичигане этот запрет действует в течении всего воскресенья. В штате Юта запрещено законом ругаться в присутствии покойника, житель Кентукки хотя бы раз в год обязан по закону принимать ванну. В Алабаме запрещается законом использовать для вспашки хлопкового поля слонов, а в Аризоне запрещено охотиться на верблюдов— вряд ли кто-то страдает от этого закона, ведь верблюды здесь не водятся.

Конституция Индии, в отличие от Американской, наоборот, считается самой большой и сложной конституцией в мире. В ней 395 статей, 12 приложений и 500 поправок, написанных очень трудным языком — не каждый гражданин сможет прочесть. Кроме того, все нормы и права человека разбросаны по всей Конституции так бессистемно, что найти нужную информацию чрезвычайно непросто — за это индийская Конституция считается еще и одной из самых трудно понимаемых.

Права человека в Китае западными странами расцениваются как проблемные, во многом не соответствующие международным нормам. Спорными вопросами считается политика проведения смертной казни (за продажу наркотиков и коррупцию), политика «одна семья-один ребенок» (за каждого последующего семья платит штраф), культурная интеграция этнических китайцев в Тибете и Туркестане, отсутствие защиты свободы прессы и религии — вольнодумство и философия жизни преследуются политикой. Свобода слова здесь формально отсутствует. Пожилые сельские рабочие не получают пенсию, а работают за чашку риса один раз в день. По крайней мере, от НДС освобождается продукция сельского хозяйства, если ее реализует сам производитель. А также старинные книги, оборудование научно-исследовательских и учебных заведений, международная гуманитарная помощь и… контрацептивы.

Конституция Японии в целом гарантирует все основные права и свободы граждан, провозглашает равенство, запрещает рабство, пытки и незаконное заключение. Среди новых прав — право на надлежащее содержание окружающей среды, право на информацию, на конфиденциальность и защиту частной жизни. В целом Конституция соблюдается, однако были зафиксированы случаи дискриминации женщин, иностранцев, внебрачных детей, чрезмерная эксплуатация работников, несоблюдение прав заключенных…  Любопытно, что в Конституции Японии провозглашается отказ Японии от войны. После поражения страны во Второй мировой войны, Япония отказалась от войны как способа осуществления государственного суверенитета.

Для иудейского права важнее не права и свободы человека, а его обязанности. Наивысшая ценность для них — не благо отдельного индивидуума, а общественное благо. Поэтому отдельный человек во имя общего блага должен отказаться от своих личных интересов — и именно тогда он сможет быть по-настоящему счастлив. Жизнь иудея строго регламентируется религиозными нормами, за проступки грозит очень жестокая небесная кара. Это — механизм обеспечения правопорядка. Евреи считают свою нацию избранной, поэтому готовы пожертвовать личными свободами ради сохранения еврейской национальности, общности, религии и традиций.

В Ливии был принят закон, провозглашающий Коран — основным законом страны, то есть по сути — Конституцией. Такое почитание религиозного закона вообще характерно для многих мусульманских стран. Поэтому идеи о правах личности здесь редко отражаются во внутренних нормативны актах. Главное — все действия мусульман должны быть в интересах ислама, остальные положения о правах зачастую формальны.

В Италии часто нарушаются права человека: страна на третьем месте по количеству исков по правам человека (14 000 за 2012 года, на первом и втором местах Россия и Турция). Жалуются в основном на несоблюдение принципов, касающихся владения частной собственностью, на незаконную конфискацию, нарушение прав на частную и семейную жизнь, опеку над детьми, содержание в тюрьмах, на неоправданное применение силы при полицейских задержаниях. Лишь недавно здесь появилось закон о предоставлении убежища беженцам: в пункты содержания теперь будут допускаться просители и незаконные мигранты (до этого времени все безжалостно выселялись в целях борьбы с терроризмом).

А активисты гей-движения требуют включить в законодательство запрет дискриминации по этническому, национальному и религиозному признаку, а также по признаку сексуальной ориентации…

Ну а из курьезов — в Италии (а именно в городе Сьена) женщинам по имени Мария или Мэри запрещено заниматься проституцией. Очевидно, чтобы не очернять святое в христианстве имя.

В Швейцарии нет орденов и медалей — так обеспечивается равенство всех граждан перед законом. Во всем Конституция Швейцарии провозглашает права и свободы по международным стандартам: свобода выбора религии, предпринимательства, права на заключение брака, выражение мнения, выбора места жительства. Правда, Швейцария стала последней страной, признавшей избирательные права женщин.

В Конституции Бразилии есть специальная глава «Об индейцах», в которой за индейцами признается их социальная организация, обычаи и традиции, языки и верования, а также первоначальные права на земли, которые они традиционно занимают. Еще примечательные факты: в Бразилии лица старше 65 лет по праву ездят в общественном транспорте бесплатно. А в Рио-де-Жанейро с 10 вечера до 5 утра водителям разрешено ехать на красный свет светофора. Это право было дано гражданам для уменьшения риска автомобильного ограбления.

Португалия известна как одна из самых социально консервативных стран Европы. Здесь совсем недавно, лишь в 2007 году, легализовали аборты. При этом католические священники пообещали отлучить от церкви всех, кто голосует за узаконивание абортов. Среди необычных прав у граждан Португалии — право не являться на работу, если на улице ненастье, это считается уважительной причиной неявки.

По  материалам  интернета  Николай  Зубашенко

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: