ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

ПОЧЕМ ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА? Нет    сегодня  ни  Гоголей,  ни  Булгаковых,  ни  Зощенков, ни Ильфа с Петровым. Одни Остапы Бендеры

Posted by operkor на 25 июля, 2017

1Надо  же!  Чуть  было  не  «клюнул»  на  дешевую  авантюру  одного  проходимца.  А  дело  было  так.  Возвращаюсь  недавно  с  рынка.  Сумка  через  плечо.  Иду  не  спеша,  задумался  о  чем-то  своем.  И  почти  уже  возле  дома  обгоняет  меня  молодой  человек,  лет  тридцати  примерно.  Прилично  одетый,  чистый,  спортивного  вида.  Где-то  через  метра  два-три  после  обгона  вижу,  что  у  него  из  кармана  что-то  выпало.  Что-то  вроде  целлофанового  кошелька.

  —  Молодой  человек, — говорю, — вы  что-то  уронили.

   Он  оборачивается,  поднимает  упавшую  вещь  и,  расплывшись  в  довольно  щедрой,  радостной  улыбке,  подходит  ко  мне,  крепко  жмет,  трясет  мне  руку.

   — Спасибо,  говорит,  отец. – Оказывается,  не  перевелись  у  нас  еще  добрые  честные  люди.

   Потом,  собравшись  было  уже  совсем  идти  дальше,  снова  оборачивается  ко  мне :

  —  Нет,  говорит,  отец, — это  дело  так  оставлять  нельзя.  Я  просто  обязан  отблагодарить  Вас.  Ваш  поступок  заслуживает  этого.

    И  вытаскивает  тот  самый  целлофановый  кошелек,  который  выпал  у  него  из  кармана  брюк.  Смотрю,  а  он  весь  туго  набит  купюрами  по  500  гривен  каждая.  А  под  ними  еще  виднеется  пачка  долларов.  И  тоже  весьма  солидная.  Такого  богатства  мне – то  и  видеть  никогда  не  приходилось.  Достает  он  гривневую  пятисотку,  протягивает  мне.

  — Бери,  более  мелких  денег  у  меня  нет.  Если  не  можешь  разменять,  дай     сколько  сможешь.  А  пятисотку  бери,  она    твоя.

   У  меня  в  кошельке  оставалось  гривен  20,  не  больше.   Я  на  миг  запнулся.  Уж  больно  привлекала  меня  пятисотка.  Для  меня,  пенсионера,  это  деньги  немалые.  Но  что-то  остановило,  не  решился  взять.

  — Спасибо,  говорю,  за  ваше  желание  отблагодарить  меня,  но  не  стоит  этого  делать.  Тем  более,  у  меня  нет  ни  копейки  в  кошельке,  чтобы  вам  дать.

   Говорю  так,  а  сам  думаю:  может,  отдаст  мне  пятисотку  без  всяких  условий.  Денег  у  него  много,  не  обеднеет.  А  мне  они  были  бы  кстати.  Но  незнакомец  положил  пятисотку  в  свой  кошелек,   развел  руками  и,  не  сказав  больше  ни  слова,  зашагал  дальше.

     А  когда  я  рассказал  эту  историю  своему молодому  соседу,  тот  от  души  рассмеялся:  — Ну,  ты  даешь,  старина. Неужели  ты  сразу  не  понял,  что  дело  имеешь  с  жуликом? Что  деньги,  которые  он  тебе  показывал, фальшивые?  Ведь  ловкачей  и  проходимцев  в Украине    хоть  пруд  пруди.  Разных  мастей  и  рангов.  Начиная  от  мелких  шулеров  навроде  твоего  встречного  и  кончая  олигархами  и  чиновниками  от  власти.  Пишут,  говорят  об  этом много,  а  толку  нет.  Мелких любителей  поживиться  за  счет  простых  людей иногда  сажают,  а  крупные, которые  воруют  миллионами, отделываются  денежными  залогами, для  них же не  проблема  внести  миллионы   залога.  А  потом  до  суда  они  так  и  не  доходят. Все  делают  деньги.   Гоголя  бы  на  них  или  Салтыкова-Щедрина.  Что бы  они  показывали  всю     их истинную   изнанку.  Чтобы  земля  под  ними  горела.  Но – нет  у  нас,  к  сожалению, ни  Гоголей,  ни  Щедриных.  Не  в  моде  они  сегодня.

   Что  тут  скажешь?    Прав,  пожалуй,  сосед.  Действительно  нет  у  нас  сегодня  ни  Гоголей,  ни  Щедриных,  ни  Булгаковых,  ни  Зощенков.  И  близко  похожих  на  них  нет.  Спит  сегодня  наша  сатира,  отдыхает.  Хотя,  казалось  бы,  сегодня  имеются  все  условия  для    ее  развития  и  процветания.  Есть  демократия,  провозглашающяя   право  на  свободу  слова,  есть  благодатная  почва  для  выбора  острых,  злободневных  тем.  Чем,   например,   не  тема  для  фельетона  львовский  областной  судья  Зварыч,  кабинет  которого  «засевали»  миллионами?

Есть, наконец,    образцы  прошлого,  на  которые  можно  равняться  пишущим.  Но  не  увидите  вы  сегодня  ни  в  печати,  ни  в  интернете  даже  фельетонов,  которые  бы  по-гоголевски   «раздевали»  нынешних  антигероев  с  ног  до  головы.  Когда  бы  читатели  запоминали  эти  фельетоны  навсегда.  Почему  так – вопрос:  или  демократия  у  нас  не  совершенная,  или  нет  талантливых    писателей,  способных  подняться  до  названных  ниже  классиков.  Хотя  в  последнее  я  не  верю. Ведь  Украина  всегда  была  богата  на  таланты.  Тут  что-то  другое.  Не  знаю.

     Возможно,   стоило  бы  почаще  вспоминать  времена    старой  дореволюционной  Российской  империи,  где  демократией,  как  говорится,  и  близко  не  пахло.  И,  несмотря  на  это,   классики-сатирики   выдавали  такие  шедевры,  которые  до  сих  пор  не  потеряли   своей  общественной  значимости.  И  созданные  ими  образы  проходимцев-чиновников  по-прежнему  являются  образцами  настоящей  литературной  сатиры.

   Кто-то  может  сказать,   что  прежние  классики-сатирики,  вернее  их  произведения,  все  за  копейки  отправлены   в  макулатуру.   К  сожалению,  это  так.  В  том  числе  попали  туда  и  Гоголь  с  Щедриным.  Даже  «Кобзарь»  Тараса  Шевченко  не  избежал  этой  участи,  чему  я  сам  был  свидетелем.  Но  обвинять  в  этом  владельцев  личных  библиотек  (  а  это  в  основном  люди  старших  поколений)   я  бы  не  спешил.

А  что  остается  делать  людям, если  на  эти  книги  нет  спроса?   А  вот  современным  писателям  не  мешало  бы  тщательнее  и  внимательнее   изучать  творчество  классиков  прошлого  и  по   возможности  и  по  своим  способностям  ,  опираясь  на их   опыт,  разумеется,  не  копируя  их,  наполнять  их  проблемами    нынешнего  дня.  Например,  «Ревизор»  и  «Мертвые  души»  Гоголя  знакомы  людям  всех  возрастов,  в  том  числе  и  молодежи.  По  крайней  мере,  в  пределах  школьной  программы.  И  я  уверен,  если  бы  современный  автор  так  мастерски,  как  Гоголь,   мог  бы  изобразить,  написать   современного  Хлестакова  или  Чичикова,  это  было  бы  настоящей  литературной  сенсацией.

      Еще  более  широкий  выбор (фактически  хорошую  подсказку)  тем,  можно  увидеть  в  названии  произведений  Салтыкова-Щедрина.    Ну,  хотя  бы  таких,  как  «Дикий  помещик», «Добрая  душа»,  «История  одного  города», «Карась-идеалист»,  «Медведь  на  воеводстве»,  «Премудрый  пескарь»  и т.д.    Премудрых  пескарей   и  медведей  на  воеводстве  у  нас  хоть  отбавляй.  Вот  только  надо  мастерски  рассказать  о  них,  вытащить  их  из  тени  и  во  всей  их красе  показать  обществу.  Это  для  них  было  бы  пострашней  любой  критики.

      Кстати,  жанр  фельетона.  Который  сегодня  днем  с  огнем  не  увидишь  в  печати,   был  эффективным  средством  борьбы  с  пороками  разного  рода  не  только  в  царской  России.  В  СССР  он  тоже  занимал  достойное  место  среди  читательского  спроса.  Понятно,  критиковать  пишущие  могли  только  то,  что  было  в  компетенции  их  издания.  О  критике  высших  эшелонов   партийной  и  государственной  власти,  естественно,  и  речи  не  могло    быть.  Это  было  не  обсуждаемое  табу.  Но  ведь  простым  людям  не  очень  интересно  вникать  в  дела  высшей  власти,  если  в  регионах  страны,  то  есть,  на  местах,  дела  идут,  как  надо,  своевременно  принимаются  меры  по  устранению  недостатков  и  проблем.  Если  права  людей   надежно  защищены  государством.

      Но  сатира – не  только  фельетоны.  Это  более  широкое  понятие.  Согласно  википедии,  сатира – это  резкое  проявление  комического  в  искусстве,  представляющее  собой  поэтическое  обличение  явлений  при  помощи  различных  комических  средств – сарказма,  иронии,  гиперболы,  гротеска,  пародии  и  т.д.  И  в  этом  смысле  сатира  в  украинской  литературе,  безусловно,  занимает  немалое  место.  Причем,  с  давних  времен.  Сатирическое  проявление  встречается  в  произведениях  многих   писателей  прошлого.  Не  могу  называть  всех – не  в  курсе,  но  то,  что  среди  них  были,  в  частности,  Григорий  Сковорода,  Иван  Котляревский,  Иван  Франко,  Тарас  Шевченко,  Павло  Тычина,  знаю.

   Присутствует  сатира  и  в  творчестве  современных  украинских  писателей.  Но  конкретных  деталей  по  этому  поводу  приводить  не  могу,  потому  что  с  их  творчеством  я  знаком  только  в  общем,  по сообщениям  СМИ.    Откуда   известно,  например,  что  более  20  украинских  авторов   охотно  читаются  в  ряде  зарубежных  стран.    А  Юрия  Андруховича  и  Оксану  Забужко   даже  называют  современными  классиками.  Не  знаю  и  оспаривать  эту  информацию   не  могу.  А  вот  по  поводу   Лины  Костенко  могу  сказать  уверенно:  да,  это  настоящий  современный  украинский  классик, большой  мастер  слова. Она  давно  уже  занимает  почетное  место  на  поэтическом  Олимпе  Украины. Ее  по  праву  называют  «голосом  народа».  Действительно  она  достойна  этого.  Ее  книга  «Записки  украинского  сумасшедшего»,  как  нельзя  лучше,  убеждает  в  который  раз,  что  она  хорошо  знает,  чем  живут  простые  украинцы,  чего  они  хотят  и  чего  добиваются.   Начинающим  поэтам  и  писателям  есть  чему  поучиться  у  нее.

   А  теперь, в  завершение  своей  публикации,  хочу  снова  вернуться  к  жанру  фельетона.  Я  глубоко  убежден,  что  в  условиях  беспредела,  который  творится  в  Украине,  именно  фельетон,  а  не  вообще  критика  и  сатира,  может  стать  по — настоящему  серьезным  подспорьем   в  борьбе  с  произволом  чиновников,  взяточничеством, коррупцией,  политическим  словоблудием  депутатов  и  пр.,и  пр.    Только  срывание  масок  с  конкретных  личностей,  проходимцев  всякого  рода  сконцентрирует  внимание  людей  на  этом  зле.  А  самим  проходимцам  будет  не  комфортно  жить  в  обществе,  где  на  них  указывают  пальцем.  Но   чтобы  фельетон  стал таким,  нужно  заинтересовать  в  этом  самых  лучших  мастеров  пера.  Заинтересовать,  прежде  всего,  материально. Потому  что  написание  фельетона  — дело  не  простое.  Не  случайно  гонорар  за  фельетон  в  прошлом  оценивался  по  самой  высокой  шкале. И  это  оправдывало  себя.  Жаль,  что  об  этом  сегодня  забыли.

Николай  Зубашенко

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: