ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

Как запорожский Фонд социальной защиты инвалидов пытался отсудить у  «ДТЭК Днепроэнерго» Рината Ахметова 10 миллионов гривен

Posted by operkor на 4 сентября, 2017

ПАО «ДТЭК Днепроэнерго»В Запорожье на днях закончилась судебная тяжба между Фондом социальной защиты инвалидов и ПАО «ДТЭК Днепроэнерго», которое якобы нарушало права инвалидов, сообщают «Украинские ведомости» со ссылкой на ЕДРСР.  Несколько месяцев назад Запорожское областное отделение Фонда социальной защиты инвалидов обратилось в Запорожский окружной административный суд с иском к акционерному обществу «ДТЭК Днепроэнерго» о взыскании суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов в 2016 году в размере 10 млн. 64 тыс. 508 грн.

Доводы Запорожского областного отделения Фонда социальной защиты инвалидов

Как отмечено в иске,  среднесписочная численность штатных работников, работавших  «ДТЭК Днепроэнерго» в 2016 году составила 3772 человек. Таким образом, среднесписочная численность инвалидов в соответствии с нормативом, установленным ч.1 ст.19 Закона Украины №875-ХII на предприятии ответчика, должна составлять 151 человек.

По сведениям, предоставленным   «ДТЭК Днепроэнерго» в отчете за 2016, среднесписочная численность инвалидов на предприятии составила 58 человек, что является меньше, чем установлено нормативом. В связи с этим, Запорожское областное отделение Фонда социальной защиты инвалидов начислило сумму административно-хозяйственных санкций в размере 10 059 478,92 грн. и пени в сумме 5029,74 грн.,  исходя из 120 процентов годовой учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь ее срок.

ПАО «ДТЭК Днепроэнерго»  уплатить  санкции в добровольном порядке отказалось, чем,  по мнению  Фонда социальной защиты инвалидов, нарушило имущественные интересы государства.

ПАО «ДТЭК Днепроэнерго»Доводы ПАО «ДТЭК Днепроэнерго» 

Представитель «ДТЭК Днепроэнерго»  в судебное заседание  не явился, направил суду заявление о рассмотрении дела без участия его в порядке письменного производства. В удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме, считая,  что изложенные в иске требования являются безосновательными и не основываются на нормах действующего законодательства Украины, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Обязанность предприятия по созданию рабочих мест для инвалидов не сопровождается его обязанностью осуществлять поиск инвалидов на созданные рабочие места. В 2016 году ответчик направлял в центры занятости отчетность по форме 3-ПН, где отмечал о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

«ДТЭК Днепроэнерго»   норматив по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов не только выполнило, но и перевыполнило, а факт отсутствия на предприятии трудоустроенных инвалидов в количестве 4% среднесписочной численности штатных работников учетного состава за год не является безусловным основанием для применения административно-хозяйственных санкций.

По мнению представителя  «ДТЭК Днепроэнерго»,   административно-хозяйственные санкции за незанятые инвалидами рабочие места не являются налогом, сбором (обязательным платежом), уплата которых предусмотрена Конституцией Украины и Налоговым кодексом Украины, а являются мерой воздействия на правонарушителя в сфере хозяйствования в связи с совершением правонарушения.

В 2016 году на «ДТЭК Днепроэнерго»   проверок по выполнению норматива по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов не было, руководство предприятия к административной ответственности за невыполнение норматива не притягивалось.

СУД

Судом установлено, что ПАО «ДТЭК Днепроэнерго» относится к субъектам, которым, согласно ст. 19 Закона Украины № 875-XII, устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

В соответствии со ст. 19 Закона Украины № 875-XII, для предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4% среднесписочной численности штатных работников учетного состава в год, а если работает от 8 до 25 человек, — в количестве одного рабочего места.

Предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, самостоятельно рассчитывают количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с нормативом,  и обеспечивают трудоустройство инвалидов. При расчетах количество рабочих мест округляется до целого значения.

ДнепроэнергоПАО «ДТЭК Днепроэнерго»  в Запорожское областное отделение Фонда социальной защиты инвалидов был подан отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов по форме № 10-III

Из представленного  отчета усматривается следующее:

— среднесписочная численность штатных работников учетного состава составляет 3772 человека;

— среднесписочная численность штатных работников, которым в соответствии с действующим законодательством установлена инвалидность, составляет — 58;

— количество инвалидов — штатных работников, которые должны работать на рабочих местах, созданных в соответствии с требованиями ст. 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» — 151;

— фонд оплаты труда штатных работников составляет 408 003,8 грн.;

— среднегодовая заработная плата штатного работника 108 166,44 грн.

Фонд социальной защиты инвалидов отмечает, что за невыполнение норматива трудоустройства инвалидов, установленного Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» (ответчик должен был трудоустроить 151 инвалида, однако трудоустроил только 58), ПАО «ДТЭК Днепроэнерго» должен уплатить административно-хозяйственные санкции в сумме 10 059 478,92 грн. Также, за нарушение сроков уплаты административно-хозяйственной санкции Запорожским областным отделением Фонда социальной защиты инвалидов начислена ответчику пеня в сумме 5029,74 грн.

Статьей 18 Закона Украины № 875-ХII установлено, что обеспечение прав инвалидов на трудоустройство и оплачиваемую работу, в том числе с условием о выполнении работы на дому, осуществляется путем их непосредственного обращения к предприятиям, учреждениям, организациям или в государственную службу занятости.

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Украины № 875-ХII предприятия, учреждения, организации, физические лица, использующие наемный труд, обязаны выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальные рабочие места, создавать для них условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать другие социально-экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством, предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства инвалидов, и отчитываться перед Фондом социальной защиты  инвалидов о занятости и трудоустройстве инвалидов в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Согласно положениям ч. 3 ст. 18-1 Закона Украины № 875-XII, Государственная служба занятости осуществляет поиск подходящей работы в соответствии с рекомендациями МСЭК, имеющимися у инвалида квалификации и знаний, с учетом его пожеланий.

Из анализа положений указанного Закона усматривается, что на субъектов хозяйствования возложена обязанность выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов и предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства инвалидов.

В связи с вступлением в силу Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI, приказом Министерства социальной политики Украины от 31.05.2013 № 316 утверждена Форма отчетности № 3-ПН «Информация о спросе на рабочую силу (вакансии)».

Указанная Форма подается при наличии у работодателя спроса на рабочую силу (вакансии) не позднее 10-ти рабочих дней с даты открытия вакансии. Датой открытия вакансии является следующий день после создания рабочего места или прекращения трудовых отношений с работником, рабочее место которого становится вакантным, или датой, начиная с которой может быть заключен трудовой договор с наемным работником.

То есть, на предприятие возлагается обязанность создавать и должным образом аттестовать рабочие места для трудоустройства инвалидов и информировать о таком количестве созданных рабочих мест (вакансий) органы трудоустройства инвалида. Обязанность предприятия по созданию рабочих мест для инвалидов не сопровождается его обязанностью заниматься поиском инвалидов для трудоустройства.

Судом установлено, что ответчиком в течение 2016 году в Правобережный районный центр занятости г. Запорожье, Апостоловского районного цента занятости, Левобережного районного центра занятости г. Днепра и Энергодарского городского центра занятости подавалась информация о спросе на рабочую силу (вакансии) по форме № 3-ПН, в которой сообщалось о наличии рабочих мест для инвалидов.

Согласно приказу председателя правления ПАО «ДТЭК Днепроэнерго» Сердюкова Р. от 9 марта 2011 № 61 о создании рабочих мест для инвалидов, были созданы рабочие места для инвалидов в соответствии с необходимым нормативом.

Запорожское областное отделение Фонда социальной защиты инвалидов не предоставило  суду доказательства того, что ПАО «ДТЭК Днепроэнерго» отказало в трудоустройстве инвалидов на предприятии ответчика в течение 2016 года.

 «ДТЭК Днепроэнерго» также принимало дополнительные меры по выполнению норматива, а именно участвовало в ярмарках вакансий. На ПАО «ДТЭК Днепроэнерго» не может быть возложена ответственность за не направленное уполномоченными органами необходимое количество инвалидов для трудоустройства, отсутствие в населенном пункте по месту нахождения предприятия инвалидов, готовых трудоустроиться, отказ последних в связи с низкой заработной платой и тому подобное.

Поскольку  ПАО «ДТЭК Днепроэнерго» создало рабочие места для инвалидов и информировало государственную службу занятости о наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов, к предприятию не могут быть применены административно-хозяйственные санкции, в связи с отсутствием вины, как состава правонарушения.

Суд приходит к выводу, что в действиях ПАО «ДТЭК Днепроэнерго» отсутствует состав хозяйственного правонарушения, а потому оснований для применения к ответчику административно-хозяйственных санкций  не имеется.

Репортер «Украинских ведомостей»

Опубликовано: http://ukrvedomosti.com.ua

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: