ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

Ванюшка из фильма  «Судьба  человека»: От общения с сыном Бондарчука — Федором у меня остались плохие воспоминания… Он был занят длинноногими девицами

Posted by operkor на Ноябрь 12, 2017

1Впервые  кинофильм  режиссера   Сергея  Бондарчука   «Судьба  человека»,  где  он  сыграл  главную  роль  бывшего  военнопленного   Андрея  Соколова,  вышел  на  экраны  страны  в  1959  году,  58  лет  тому  назад.  Люди  старших  поколений   хорошо  помнят  тот  ошеломляющий  успех,  который  он  имел  тогда.  И  не  только  в  СССР.  Этот  фильм  стал  настоящим  событием  и  для  мирового  кинематографа.

 И  все  дело  в  том,  что  в  нем  с  необыкновенной  силой  убедительности,  благодаря   талантливой  игре  актеров,  и  первую  очередь  Сергея  Бондарчука,  показана  сила  духа  человека,  прошедшего  сквозь  ужасы  страшной,  кровавой  войны,  человека,  потерявшего  в  этой  войне  семью  и  все,  что  можно  терять  в  такой  ситуации,  но  не  сломившегося,  оставшегося  человеком,  готовым  начать  все  сначала.  Как  и  поступил  герой  фильма  Андрей  Соколов,  когда  встретил  мальчонку-сироту  Ванюшку,  заменив ему  родного  отца.   Безусловно,  надо  отдать  должное  и  второму  главному  герою  фильма – Ванюшке.  С  этой  ролью,  как  убедились  зрители, прекрасно  справился   пятилетний   актер  Паша  Борискин. Все  сцены  его  общения   со  своим  «найденным»  отцом   очень  убедительны   и  жизненно  правдивы.   Вот  только   зрителям  мало что  известно  о  его  дальнейшей  жизни  и  творческой  судьбе   после  съемок  «Судьбы  человека».  Учитывая  это,  публикуем   малоизвестные  факты  биографии   Павла  Евгеньевича  Полунина.

Биография

Павел Борискин родился в 1953 году в семье актёра Владимира Борискина. В семье были серьёзные проблемы, Владимир Борискин был человеком вспыльчивым и неуравновешенным, злоупотреблял алкоголем, срывал съёмки и спектакли. Он и привёл сына на съёмочную площадку. Во время съёмок в «Судьбе человека» между родителями Павла произошёл разрыв. Павел отца почти не видел, на съёмочной площадке с ним была только мать.

Отца Павлу заменил отчим — режиссёр Евгений Полунин, человек добрый и отзывчивый, хотя и трудной судьбы, прививший мальчику любовь к природе и отдавший ему всю свою любовь. Евгений Полунин женился на матери Павла, когда тому было около девяти лет, и Павел считает его своим настоящим отцом. Для Полунина же Павел остался единственным сыном, других детей в семье больше не было.

2Самой известной и значительной ролью Павла Полунина в кино осталась одна из главных ролей в фильме Сергея Бондарчука «Судьба человека» (1959), по одноимённой повести Михаила Шолохова — роль беспризорного сиротыВанюшки, ставшего Соколову (герой Сергея Бондарчука) приёмным сыном. Снимался в кино Павел недолго, до 10-11 лет, потом перестали приглашать. Учился в школе неплохо, серьёзно занимался спортом, в 17 лет выступал за взрослую команду в первенстве Московской области по футболу. Имел первый разряд по лыжам и второй по акробатике. Окончив школу, трижды пробовался поступить во ВГИК — один раз на актёрский факультет, и два раза на режиссёрский — и все три раза неудачно. К этому времени у Павла уже была новая фамилия, и никто не узнавал в нём чумазого Ванюшку из дебютной картины Сергея Бондарчука.

Решив больше не испытывать судьбу и порвать с искусством, Павел поступил на деревообрабатывающий комбинат учеником слесаря. В дальнейшем сменил несколько профессий: работал в обкоме комсомола, в бюро молодёжного туризма, занимался бизнесом (торговал автозапчастями), работал инженером. В середине 2000-х годов попал под сокращение и с тех пор работает в Москве водителем такси. С апреля 2010 года работает в компании Volkswagen Group Rus. водителем.

К своей судьбе относится философски:

Мне всё равно повезло: я хотя бы в 10 фильмах снялся, а некоторые снимутся в одном — и всё. В «Аннушке» играл со Скобцевой, супругой Бондарчука, в «Первом свидании» — с Афанасием Кочетковым, а в «Заре навстречу» — с Олегом Анофриевым и Александром Граве. Звёздной болезнью не заболел, не скурвился, не спился, нормально живу.

Павел Полунин был трижды женат, однако поддерживает отношения только с последней семьёй. Двух дочерей своей нынешней жены считает своими, полагая, что духовное родство важнее кровного. Живёт в Железнодорожном.

Роль Ванюшки

 Роль сироты Ванюшки из фильма «Судьба человека», безусловно, стала самой яркой и известной киноработой Павла Полунина. Сергей Бондарчук учился во ВГИКе на параллельных курсах с первым отцом Павлика, и его значение в судьбе мальчика трудно переоценить. Подбирая актёров для своей первой картины, Сергей Бондарчук отсмотрел сто претендентов на роль Ванюшки, но так и не смог определиться с выбором исполнителя. Владимир Борискин посоветовал ему посмотреть своего сына, и Бондарчуку Павлик понравился. Но окончательно его утвердил сам Михаил Шолохов. Во время съёмок Павлику было шесть лет, он ещё не умел читать, и роль ему приходилось заучивать на слух.

В процессе съёмок Павлик переживал личную драму: между родителями произошёл разрыв, и на площадке с ним была только мама. Мальчик остро нуждался в отце, и на время съёмок в какой-то степени отца ему заменил Сергей Фёдорович. Он всюду брал Павлика с собой, даже если для мальчика не было работы, ласково с ним общался, рассказывал сказки. Павлик проникся доверием к Сергею Фёдоровичу, и это сыграло важную роль при работе над одной из кульминационных сцен фильма — сцене обретения Ванюшкой нового отца. В кабине грузовика Соколов говорит Ванюшке, что он его отец, и мальчик бросается к нему на шею с криком «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдёшь».

Однако сцена получилась такой яркой, пронзительной и достоверной не только благодаря подходящему психологическому состоянию Павлика. Бондарчук использовал небольшую хитрость: они со звукооператором, втроём, выехали в степь и записывали аудио-дубли к этой сцене, а уже потом к самому удачному из них доснимали видеоряд в кабине грузовика. Съёмки проходили недалеко от станицы Вёшенская, где жил Шолохов, участвовало много непрофессиональных актёров из числа местных жителей. Некоторые из селян, помнившие ужасы войны, принимали происходящее за правду: жалели грязного и оборванного Ванюшку, гоняющего кур и подбирающего с земли арбузные корки. Ему приносили еду и одежду, и Бондарчуку приходилось убеждать их, что мальчик сыт, у него есть мать, а всё происходящее просто постановка.

После выхода фильма на экраны Павел Полунин сыграл ещё в нескольких картинах, но роль Ванюшки осталась главной в его жизни. Несколько десятков лет Павел Евгеньевич оставался вне поле зрения средств массовой информации и деятелей кино. К 45-летию выхода фильма на экраны Павел Полунин связался с Фёдором Бондарчуком, предложив организовать юбилейные мероприятия, однако сына Сергея Фёдоровича это не заинтересовало. В мае 2009 года, в год 50-летия выхода картины на экран, Павел Полунин принял участие в ежегодном фестивале «Шолоховская весна», в станице Вёшенская.[1] В августе того же года в одном из номеров газеты «Известия» появилось большое интервью с Павлом Евгеньевичем, в котором он рассказал о своей жизни.

3Ванюшка из легендарного фильма «Судьба человека» много лет работал таксистом

АВТОР:КОЗЛОВА АНАСТАСИЯ

От общения с Фёдором Бондарчуком у Павла Полунина остались плохие воспоминания. 19 января 1953 года он отпраздновал 60-летие. «Экспресс газета» поздравила Павла Евгеньевича с юбилеем и узнала, как сложилась его жизнь после съемок в классике отечественного кино.

В солидном мужчине сегодня сложно узнать чумазого пацаненка, каким мы запомнили его в фильме. Однако годы не отняли у Павла Полунина детскую непосредственность и доброту. В этом мы убедились сами, заглянув к нему и его приветливой супруге в гости в уютную «однушку» в центре Железнодорожного.

— Мы с женой живем скромно, но я всегда старался, чтобы семья ни в чем не нуждалась, — начал разговор повзрослевший «Ванюшка». — За жизнь сменил много профессий: начинал учеником слесаря, инженером работал, секретарем в обкоме комсомола,  завотделом в бюро молодежного туризма. В середине 2000-х попал под сокращение. Торговал автозапчастями, потом устроился в такси.

— У вас был хороший старт для того, чтобы стать актером.

— В «Судьбу человека» я попал легко, хотя на роль Ванюшки было много претендентов. Когда Бондарчук отчаялся найти подходящего мальчишку, мой отец — тогда студент ВГИКа — предложил меня. Это была первая режиссерская работа Сергея Федоровича, и он часто консультировался с самимШолоховым. Перед съемками мы приехали в станицу Вешенская. Шолохов сразу спросил, кто будет играть мальчонку. Меня вывели из строя, писатель подошел, потрепал по волосам и сказал: «Посмотрим, какой из тебя выйдет Ванюшка». Одобрил, значит. Кстати, помните момент, когда Ванюшка с Соколовым бегут по разливу с цветущими яблонями? На самом деле яблони отцвели еще до съемок, а Дон уже ушел в русло. Чтобы снять красивую сцену, группе пришлось рубить деревья и к каждой веточке приделывать бумажные цветы.

— Вам ведь и шести лет тогда не было, как справлялись?

— Самым сложным было запомнить текст. Я еще не умел читать, поэтому заучивал роль на слух, со слов мамы. Помог и сам Бондарчук: всюду возил меня с собой, даже если сцен с моим участием не снимали. Мама с отцом в то время жили не очень дружно, и мужского воспитания мне не хватало. Сергей Федорович смог расположить меня к себе, наверное, поэтому сцена встречи Соколова и Ванюшки, когда мальчик кричит: «Папка, родненький, я знал, что ты меня найдешь!» — вышла так убедительно.

— Сняли с первого раза?

— Бондарчук применил интересный кинематографический трюк: обычно режиссер сначала снимает, а потом идет озвучивание, а здесь наоборот — сперва записали звук, а потом изображение. Для этого меня вместе со звукооператором на два часа вывезли в степь.

— Для ребенка сняться в кино — всегда приключение. Много открытий сделали для себя?

— Со мной разговаривали как с настоящим актером, а вот капризничать не позволяли — мама быстро на место ставила. Правда, один раз Сергей Федорович довел меня до слез: забраковал головной убор, который мне дали на съемку, — слишком чистый для беспризорника. Рядом толпились местные пацаны. Бондарчук подошел к одному, отдал мою фуражку, а мне на голову нахлобучил засаленную кепку. От обиды я разревелся.

— Вы очень убедительно изображали оборвыша, подбирающего арбузные корки у чайной.

— Тогда я не понимал, о чем фильм. Эпизод у чайной мы снимали под Воронежем. Меня облачили в лохмотья, включили камеру, и тут к Бондарчуку подошла местная жительница: «Что же это у вас ребенок такой бедненький и голодный? Возьмите, мы с бабами кое-что ему собрали — одежонку, пирогов напекли». Это было так трогательно. После войны прошло совсем немного времени, однако люди не очерствели душой и были готовы отдать последнее.

4— А как натурально вы суп уплетали в кадре!

— Перед съемками эпизода Бондарчук позвал мою маму и предупредил, что сцена серьезная — я должен сыграть так, будто меня два дня не кормили. Можете себе представить: во время съемок я с аппетитом смолотил двухлитровую кастрюлю рассольника! Бондарчук был шокирован. «Ты что, и вправду его не кормила?» — обратился он к маме. На самом деле рассольник был очень вкусный — до сих пор его люблю.

— На что потратили гонорар за роль Ванюшки?

— Во время съемок я зарабатывал больше, чем сейчас. Оклад был 1000 рублей. Мама, как «воспитатель малолетнего актера», получала 800. Это были приличные деньги — булочка стоила семь копеек. На те деньги мама прикупила мне новую одежду и все, что необходимо, к школе.

— Одноклассники вам завидовали?

— Нет, но когда наш класс собрались переводить в другую школу, по каким-то причинам перешли все ребята, кроме меня. Одноклассники посчитали, что меня оставили по блату, поэтому частенько за это поколачивали. Я недолго мелькал на экране. После «Судьбы человека» снялся еще в десяти фильмах («Аннушка», «Первое свидание», «Друзья и годы» и др. — А. К.), а потом наступила ломка голоса, характера. В несколько фильмов меня пробовали, но не брали. Например, пробы в картину «Вождь краснокожих» провалил из-за слишком доброго взгляда: режиссеру нужен был звереныш, который взрослому дяде мог за шиворот картошку запихнуть, да еще и пинка выписать. В «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элем Климов выбирал между мною и Виктором Косых. А вот в «Гиперболоид инженера Гарина» меня мама не пустила: там по сюжету мальчика убивают лазерным лучом — плохая примета.

— На этом ваша актерская карьера закончилась?

— После школы я пытался поступить во ВГИК, но провалил экзамены и пошел в армию. Кичиться своей работой в кино я не стал и сказал родителям, что попробую самостоятельно поступить на актерский. К тому же после развода с отцом мама вышла замуж за Евгения Полунина, который дал мне свою фамилию, — в титрах к «Судьбе человека» я значился как Паша Борискин, так что фамилия Полунин никому ни о чем не говорила. Отслужив, еще дважды пробовал поступить, но не вышло. На третий раз подключилась мама: она каким-то образом договорилась с Бондарчуком, чтобы тот на меня посмотрел. Мы встретились во ВГИКе, Сергей Федорович завел меня в зал, где сидела госкомиссия, и попросил прочесть что-нибудь. Я растерялся: «Думал, вы спросите, как моя жизнь сложилась, поинтересуетесь моими делами». Вышел из зала — и закрыл для себя путь в кинематограф. Но я об этом не жалею.

— С Сергеем Федоровичем Бондарчуком больше не виделись? 

— Еще один раз в 1984 году на 25-летии фильма. Завод имени Лихачева выдвинул «Судьбу человека» на соискание Государственной премии. Мы приехали туда, выступили и разошлись. Тогда мне был 31 год. А в 2009-м нас с супругой пригласили в Вешенскую на празднование 104-й годовщины со дня рождения Михаила Шолохова. Я не был на той земле полвека, но, приехав, вспомнил все — даже то, где когда-то находились овчарня и курятник. 5.БондарчукА вот от общения с сыном Бондарчука — Федором у меня остались плохие воспоминания. Когда фильму исполнилось 45 лет, я ему позвонил. Федор ответил сухо: «Я этими вопросами не занимаюсь, обратитесь к кому-нибудь другому». Видимо, — в то время он вел передачу «Ты — супермодель». Я рассудил так: уж если родному сыну ничего не надо, я-то зачем буду лезть?

По  материалам  интернета   Николай  Зубашенко

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: